Технические характеристики звуковых плат
Тема ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА ВВОДА-ВЫВОДА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ
Средства преобразования звуковой информации в цифровые коды. принцип действия аудиоустройств мультимедиа. определить критерии выбора аудиоустройств.
Средства воспроизведения звука. Принципы воспроизведения звука. Характеристики аудиоадаптеров. Устройство и принцип работы аудиоплаты. Современные стандарты звука. Интегрированные аудиоконтроллеры.
Состав видеосистемы
Назначение видеосистемы. Основные блоки видеосистемы. Функции видеосистемы. Классификацию видеосистем ЭВМ;
Видеоадаптеры
Режим работы видеоадаптеров. Современные видеоадаптеры, их технические характеристики. Проблемы цветопередачи. Выбор объема видеопамяти в зависимости от разрешения и количества цветов. Структурная схема современных видеоадаптеров. Основные требования к видеоадаптерам. Принцип действия видеоадаптеров. Стандарты видеосистем. Схемные реализации видеоадаптеров. Режимы работы и соответствующие разрешения видеоизображения. Организация видеопамяти и ее виды.
Мультимедиа
Мультимедиа (multimedia — многосредовость) — это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию и др.
Мультимедиа — это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком.
Анимация — это изменение вида, формы, размеров или взаимного расположения объектов на экране, создающее эффект мультипликации.
Появление систем мультимедиа и анимации, безусловно, производит революционные изменения в таких областях, как образование, компьютерный тренинг, во многих сферах профессиональной деятельности, науки, искусства, в компьютерных играх и т.д. Оно подготовлено как требованиями практики, так и развитием теории. Однако, резкий рывок в этом направлении, произошедший за последние несколько лет, обеспечен, прежде всего, развитием технических и системных средств. Это и прогресс в развитии программного обеспечения компьютера, и резко возросшие объем памяти, быстродействие, графические возможности, и достижения в области видеотехники, лазерных дисков — CD, DVD-ROM и их массовое внедрение.
Мультимедиа предоставляет пользователю потрясающие возможности в создании фантастического мира (виртуальной реальности), интерактивного общения с этим миром, когда пользователь выступает не в роли стороннего пассивного созерцателя, а принимает активное участие в разворачивающихся событиях; причем общение происходит на привычном для пользователя языке - в первую очередь на языке звуковых и видеообразов. Современный мультимедиа-ПК в полном «вооружении» напоминает домашний стереофонический Hi-Fi комплекс, объединенный с дисплеем-телевизором. Он укомплектован активными стереофоническими колонками, микрофоном и дисководом для оптических компакт-дисков. Кроме того, внутри компьютера спрятан аудиоадаптер, позволяющий прослушивать чистые стереофонические звуки через акустические колонки с встроенными усилителями.
Понятно, что для поддержания всех этих аппаратных возможностей ПК нужны определенные программные средства, ведь основная проблема, из которой вытекает качество работы мультимедийного компьютера — совместная обработка разнородных данных: цифровых и аналоговых, «живого» видео и неподвижных изображений.
Всем известно, что в компьютере всё данные хранятся в цифровой форме, в то время как теле-, видео- и большинство аудиоаппартуры имеет дело с аналоговым сигналом. Однако выходные устройства компьютера — мониторы и динамики имеют аналоговый выход. Поэтому простейший и наиболее дешевый путь построения первых систем мультимедиа состоял в стыковке разнородной аппаратуры с компьютером, предоставлении компьютеру возможностей управления этими устройствами, совмещении выходных сигналов компьютера и видео- и аудиоустройств и обеспечении их нормальной совместной работы. Дальнейшее развитие мультимедиа происходит в направлении объединения разнородных типов данных в цифровой форме на одной среде-носителе, в рамках одной системы.
Аудиоадаптер
Есть много способов заставить компьютер заговорить или заиграть. Любой мультимедиа-ПК имеет в своем составе плату — аудиоадаптер. Для чего она нужна? С легкой руки фирмы Creative Labs (Сингапур), назвавшей свои первые аудиоадаптеры звонким словом Sound Blaster, эти устройства часто именуются «саундбластерами». Аудиоадаптер дал компьютеру не только стереофоническое звучание, но и возможность записи на внешние носители звуковых сигналов. Дисковые накопители ПК совсем не подходят для записи обычных (аналоговых) звуковых сигналов, так как рассчитаны для записи только цифровых сигналов, которые практически не искажаются при их передаче по линиям связи. Любой звук (музыка или речь) содержатся в памяти компьютера в цифровом виде (в виде самплов) и с помощью DAC трансформируются в аналоговый сигнал, который подается на усиливающую аппаратуру, а затем на наушники илиП колонки.
Стало быть, аудиоадаптер имеет аналогово-цифровой преобразователь (АЦП), периодически определяющий уровень звукового сигнала и превращающий этот отсчет в цифровой код. Он и записывается на внешний носитель уже как цифровой сигнал.
Цифровые выборки реального звукового сигнала хранятся в памяти компьютера (например, в виде WAV-файлов)._ Считанный с диска цифровой сигнал подается на цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП), который преобразует цифровые сигналы в аналоговые. После фильтрации их можно усилить и подать на акустические колонки, для воспроизведения.
Другой способ воспроизведения звука заключается в его синтезе. Компьютер посылает в звуковую карту нотную информацию, а карта преобразует ее в аналоговый сигнал (музыку).
При поступлении на синтезатор некоторой управляющей информации по ней формируется соответствующий выходной сигнал. Современные аудио-адаптеры синтезируют музыкальные звуки двумя способами: методом частотной модуляции FM (Frequency Modulation) и с помощью волнового синтеза (выбирая звуки из таблицы звуков, Wave Table). Второй способ обеспечивает более натуральное звучание. Рассмотрим эти два способа более подробно:
Частотный синтез (FM) появился в 1974 году (PC-Speaker). В 1985 году появился AdLib, который, используя частотную модуляцию, был способен играть музыку. Новая звуковая карта Sound Blaster уже могла записывать и воспроизводить звук. Стандартный FM-синтез имеет средние звуковые характеристики, поэтому на картах устанавливаются сложные системы фильтров против возможных звуковых помех.
Большинство систем, оснащенных FM-синтезом, показывают очень неплохие результаты на проигрывании «компьютерной» музыки, но попытка симулировать звучание живых инструментов не очень хорошо удается. Ущербность FM-синтеза состоит в том, что с его помощью очень сложно (практически невозможно) создать действительно реалистическую инструментальную музыку, с большим наличием высоких тонов (флейта, гитара).
Первой звуковой картой, которая стала использовать эту технологию, был легендарный Adlib, который для этой целей использовал чип из синтеза Yamaha — YM3812FM. Большинство Adlib-совместимых карт (SoundBlaster, Pro Audio Spectrum) также используют эту технологию, только на других, более современных типах микросхем, таких, как Yamaha YMF262 (OPL-3) FM.
Суть технологии Wavetable synthesis (синтеза по таблице волн ), состоит в следующем.
На самой звуковой карте устанавливается модуль ПЗУ с «зашитыми» в него образцами звучания настоящих музыкальных инструментов. — сэмплами, а WT-процессор с помощью специальных алгоритмов даже по одному тону инструмента воспроизводит все его остальные звуки. Кроме того, многие производители оснащают свои звуковые карты модуляторами ОЗУ, так что есть возможность не только записывать произвольные сэмплы, но и подгружать новые инструменты, то есть при этом методе синтеза заданный звук «набирается» не из синусов математических волн, а из набора реально озвученных инструментов — сэмплов. Самплы сохраняются в RAM или ROM звуковой карты. Специальный звуковой процессор выполняет операции над сэмлами (с помощью различного рода математических преобразований изменяется высота звука, тембр, звук дополняется спецэффектами). Так как сэмплы — оцифровки реальных инструментов, они делают звук крайне реалистичным. До недавнего времени подобная техника использовалась только в hi-end инструментах, но она становится все более популярной теперь. Пример популярной карты, использующей WS — Gravis Ultra Sound (GUS). Кстати, управляющие команды для синтеза звука могут поступать на звуковую карту не только от компьютера, но и от другого, например, MIDI (Musical Instruments Digital Interface) устройства. Собственно MIDI определяет протокол передачи команд по стандартному интерфейсу.
MIDI-сообщение содержит ссылки на ноты, а не запись музыки как таковой. В частности, когда звуковая карта получает подобное сообщение, оно расшифровывается (какие ноты каких инструментов должны звучать) и отрабатывается на синтезаторе.
В свою очередь компьютер может через MIDI управлять различными «интеллектуальными» музыкальными инструментами с соответствующим интерфейсом. Компьютер посылает на MIDI-интерфейс специальные коды, каждый из которых обозначает действие, которое должен произвести MIDI-устройство (обычно" это синтезатор). Для электронных
синтезаторов обычно указывается число одновременно звучащих инструментов и их общее число (от 20 до 32).
Также важна и программная совместимость аудиоадаптера с типовыми звуковыми платформами (SoundBlaster, Roland, AdLib, Microsoft Sound System, Gravies Ultrasound и др.).
General-MIDI — это основной стандарт большинства звуковых плат. Звуковая плата самостоятельно интерпретирует посылаемые коды и приводит им в соответствие звуковые самлы (или патчи), хранящиеся в памяти карты. Количество этих патчей в стандарте GM равно 128. На РС-совместимых компьютерах исторически сложились два MIDI-интерфейса: UART MIDI и MPU-401. Первый реализован в Sound Blaster's картах, второй использовался в ранних моделях Roland.
Как видно из этого перечня, аудиоадаптер — достаточно сложное техническое устройство, построенное на основе использования последних достижений в аналоговой и цифровой аудиотехнике.
Итак, звуковые платы используются для создания, записи и воспроизведения различных звуковых сигналов: музыки, речи, различных шумовых эффектов.
В режиме создания звука плата действует, как музыкальный инструмент. Звук, создаваемый при помощи звуковой платы, называют синтезированным.
В режиме записи звука плата производит оцифровку звуковых сигналов для последующий их записи в память компьютера.
В режиме воспроизведения звука плата работает аналогично цифровому аудиоплейеру, преобразуя считанные из памяти цифровые сигналы в аналоговые звуковые.
Функционально плата содержит несколько модулей:
• Модуль для записи и воспроизведения звука; Модуль синтезатора звука;
• Модуль интерфейсов.
Модуль для записи и воспроизведения звука использует для оцифровки аналого-цифровые преобразователи (АЦП), а для обратного преобразования — цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП). На качество звука и в том и в другом случае существенно влияет разрядность преобразователей.
Аналоговый звуковой сигнал меняется АЦП измеряется через строго определенные последовательные интервалы времени (интервалы дискретизации), измеренные значения его амплитуды квантуются по уровню (заменяются близлежащими дискретными значениями сигнала) и идентифицируются соответствующими двоичными кодами.
Разрешающая способность АЦП равна наименьшему значению аналогового сигнала, приводящему к изменению цифрового кода, то есть определяется разрядностью преобразователя, ибо, чем больше разрядность кода, тем больше разных дискретных значений сигнала и, соответственно, меньшие интервалы амплитуды аналогового сигнала можно отобразить этим кодом.
Таким образом, качество оцифровки, а соответственно и последующего звучания оцифрованной аудиоинфрмации при прочих равных условиях зависит от разрядности преобразования и частоты дискретизации. Оцифрованный сигнал записывается в память машины.
При воспроизведении оцифрованного звука в ЦАП двоичные коды заменяются соответствующими им дискретными значениями сигнала для последующего их усиления и воспроизведения через акустическую систему.
В современных звуковых картах по-прежнему применяется частотный синтез звуков (FM-синтез), но это делается в основном в целях обеспечения
поддержки старых игр; Основным методом синтеза в настоящее время является волновой метод, или, как его enje называют, метод волновых таблиц (WT-синтез).
Возможно,4 это несколько субъективно, и кто-то не согласится, но после первого же сравнения звучания MIDI-инструментов в FM- и WT-вариантах вы безоговорочно решите для себя, что FM-инструменты не стоят того, чтобы тратить на них ваше внимание.
Технические характеристики звуковых плат