Распределение обязанностей участников обеспечения безопасности информационных систем по Закону об информации
Меры по обеспечению информационной безопасности | Обладатель | Оператор | Распространитель |
Предотвращение несанкционированного доступа | + | + | - |
Передача лицам без права доступа | - | + | + |
Обнаружение факта несанкционированного доступа | + | + | - |
Предупреждение неблагоприятных последствий | + | + | + |
Недопущение воздействия на технические средства обработки информации | + | + | + |
Возможность незамедлительного восстановления информации, измененной или уничтоженной субъектом несанкционированного доступа | + | + | ? |
Постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации | + | + | ? |
Стоит обратить внимание на то, что в составе субъектов не обозначен пользователь, а также что обязанности распространителя в части перечисленных функций остаются неурегулированными. Но и эти три вида субъектов в соответствии со своим правовым статусом будут реализовывать разные меры предотвращения несанкционированного доступа к открытой информации, к информации ограниченного доступа, а также отнесенной к государственной тайне.
В части 2 ст. 16 Закона «Об информации» указано: «Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В части 5 этой же статьи устанавливается, что требования по защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям. О требованиях к защите информации и информационных технологий корпоративных информационных систем и частных систем в этом Законе ничего не сказано. Между тем вопросы защиты и обеспечения безопасности таких категорий информации, как коммерческая, профессиональная, персональные данные, нуждаются в урегулировании. И это осуществляется специальными федеральными законами.
Следует уяснить, что проблема обеспечения безопасности касается не только информации ограниченного доступа. Этот институт должен работать и применительно к информации неограниченного доступа и, возможно, еще более основательно, чем в сфере конфиденциальности. Конфиденциальность и режим тайн уже сам по себе сужает круг пользователей. Открытая же информация может подвергаться неправомерному воздействию — искажению, уничтожению, присвоению — более легко. Это можно видеть на примере некоторых ресурсов Интернета. В части 3 ст. 16 Закона об информации определено, что требования к защите общедоступной информации могут устанавливаться для достижения целей, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 данной статьи. А именно: для обеспечения защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных деяний и при обеспечении реализации права на доступ.
Но и для информации ограниченного доступа вопросы уяснения, классификации угроз, рисков не остаются, простыми и не ограничиваются только установлением мер по их усиленной охране.
Так, для обеспечения безопасности коммерчески значимой информации в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» необходимо учитывать условия, в которых применяется институт коммерческой тайны. Специфика этого института состоит в том, что этот вид тайны действует преимущественно в системе гражданско-правовых отношений. Но как вид информации коммерческая тайна или коммерчески значимая информация подчиняется требованиям работы с ней с учетом правового режима конфиденциальной информации. И, в процессе ее охраны и защиты, реализуются меры информационного права с учетом специфики гражданско-правовых отношений в договорной, обязательственной практике, а также учет особенностей отношений в области интеллектуальной собственности, в процессах использования объектов коммерческой тайны. При этом соблюдаются требования к оформлению документов, содержащих коммерческую тайну, нормы, определяющие порядок работы с этой информацией, которые реализуют организационные меры защиты конфиденциальности, а также технические приемы обеспечения ограниченного доступа к ней. В итоге действуют комплексные меры защиты, вернее сохранности в определенном режиме, а также требования к порядку обращения этой информации по системе коммуникаций. Использование такой информации обеспечивает гражданско-правовой интерес ее владельца — получение определенной прибыли в отношениях, реализующих право собственности, но при условии соблюдения правового режима, установленного законом и действиями владельца в соответствии с Законом об информации.
При обеспечении мер информационной безопасности по каждой из позиций несанкционированного доступа необходимо иметь технические регламенты, позволяющие фиксировать факты и субъектов несанкционированного доступа (внутренних для информационной системы и внешних); иметь шкалу определения вреда, ущерба для системы (информационного объекта и прав и интересов обладателя, оператора, распространителя), мер, которые они должны принять или обеспечить для предотвращения несанкционированного доступа. Эти вопросы должны регулироваться внутренними правовыми актами каждого из обозначенных субъектов: административными и техническими регламентами, инструкциями, стандартами, которые разрабатываются с учетом обозначенных выше требований по защите информации в государственных информационных системах.
В этом процессе немало сложностей. При установлении природы и особенностей информационного объекта приходится встречаться с его неоднозначностью по составу. Например, коммерческая тайна может касаться документов экономического, организационного характера, но может включать и информацию, относимую к ноу-хау — по российским традициям относимую к объектам интеллектуальной собственности, что и подтверждается соответствующими нормами части четвертой ГК РФ. В связи с этим способы правонарушений относительно конфиденциальности и защиты этих подвидов коммерческой тайны будут различными.
В интернет-среде регулирование в направлении обеспечения безопасности осуществляется преимущественно на основе международных стандартов и протоколов, на основе более четкого установления, за что и в каких случаях оператор связи несет ответственность и за что он не должен отвечать (отказ технического оборудования по причинам, не зависящим от оператора; за сбои за пределами его зоны ответственности, за содержание сообщений и т.п.).
В обеспечении безопасности в пространстве Интернета важную роль выполняет национальное законодательство каждой страны. Например, основными документами, регулирующими китайский сегмент Интернета, являются акты Госсовета КНР: Правила защиты безопасности компьютерных систем (действуют с 1994 г.); Временное положение о контроле над электронными изданиями; Временное положение о контроле за международными соединениями информационных компьютерных сетей. Опубликованы также такие документы, как: Временный порядок регистрации названий интернет-страниц, Правила контроля за помещением информации в сети.
Как видим, в области обеспечения информационной безопасности и прав граждан в этой части мобилизуется весь арсенал институтов и средств информационного права. В связи с принятием в феврале 2008 г. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации еще предстоит большая работа по углублению и уточнению мер защиты информации как ограниченного доступа, так и информации общего пользования и всех телекоммуникационных средств ее трансляции.