Раздел 2. Культура и интеллигенция во второй половине Х1Х-начале ХХ вв
Тема 1. Исторический опыт научного освоения Южной Сибири во второй половине ХIХ-начале ХХ вв. (4 часа)
1. Исторический опыт научного освоения Южной Сибири. Академия наук – организатор научных исследований в Сибири.
2. Роль научных обществ и краеведческих музеев в развитии науки в Южной Сибири.
4. Предпосылки формирования национальной интеллигенции.
3. Сибирское областничество в Х1Х-начале ХХ вв. Г.Н.Потанин, Н.М.Ядринцев и их вариант возможного культурного развития Сибири.
Задание:
I. Ответьте на следующие вопросы:
1. Как расширялась колонизация на восток в ходе географических открытий в ХVII-ХVIII вв.?
2. Каково влияние первых дворянских революционеров на социально-культурное развитие Сибири?
3. Какие направления научной деятельности привлекали политических ссыльных народников?
4. Что такое сибирское областничество? Какова его роль в социально-политическом развитии региона?
5. Как областники отстаивали интересы сибирского населения?
6. Проанализируйте этапы развития сибирского областничества.
7. Сохранились ли элементы областничества в политической жизни современной Сибири?
II. Дайте определение следующим понятиям и терминам:
Академия наук, декабристы, Императорское Русское Географическое общество, колонизация Сибири, краеведческий музей, областничество, областники, сибирская политическая ссылка.
III. Скажите, с какими событиями связаны эти личности: Адрианов, Александр Васильевич; Банзаров, Доржи; Катанов, Николай Федорович; Кон, Феликс Яковлевич; Клеменц, Дмитрий Александрович; Кропоткин, Петр Алексеевич; Майнагашев, Степан Дмитриевич; Мартьянов, Николай Михайлович; Потанин, Григорий Николаевич; Хангалов, Матвей Николаевич, Цибиков Гомбожаб Цыбикович.
IV. Назовите даты указанных событий:
учреждение Петровской сельскохозяйственной Академии в Москве -
открытие Императорского Русского Географического общества при Петербургской Академии наук -
открытие Русского исторического общества -
Большая Сибирская экспедиция -
основание краеведческого музея в г. Минусинске -
открытие публичной библиотеки в г. Минусинске -
открытие краеведческого музея в Красноярске -
открытие Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества –
Литература:
Буров, В.Ф. Культурная среда и ее обитатели: минусинские древности в динамике культуры/В.Ф.Буров. Абакан, 2005
Лалетин, Ив. Преданная Сибири/Ив.Лалетиин // Хакасия. 1994. 27 марта.
Мешалкин, П.Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов и предпринимателей (вторая половина Х1Х – начало ХХвв.)/П.Н.Мшалкин. Красноярск, 1995.
Николай Федорович Катанов. Материалы и сообщения. Абакан, 1958.
Форма контроля: самостоятельная работа на семинарском занятии
Тема 2. Имперская политика в сфере народного образования России и Сибири(6 часов)
1. Реализация государственной политики России в сфере народного образования во второй половине ХIХ-начале ХХ вв.
2. Учительство и педагогическое образование в Южной Сибири в середине Х1Х-начале ХХ вв.
Задание:
I. Ответьте на следующие вопросы:
Какие изменения в системе начального образования были произведены министром народного просвещения А.В.Головниным?
Создание каких типов гимназий предусматривалось гимназическим уставом 1864 г.? Каковы, по Вашему мнению, были достоинства и недостатки классической и реальной системы образования? Ответ обоснуйте.
Какие типы учебных заведений получили наибольшее распространение во второй половине ХIХ-начале ХХ вв.?
Как происходила подготовка учительских кадров для учебных заведений в целом по стране, в Южной Сибири во второй половине ХIХ-начале ХХ вв.?
Каковы особенности школьного образования в национальных районах Южной Сибири?
Каковы последствия реформ 60-70-х гг. ХIХ в. в области народного просвещения для русской культуры?
II. Дайте определение следующим понятиям и терминам: воскресная школа, гимназия, земская школа, министерское училище, приходское училище, прогимназия, учительская семинария, учительский институт, церковно-приходское училище, школьная реформа.
III. Назовите даты следующих событий:
издано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения»-
женские училища переименованы в женские гимназии -
императором подписаны Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» -
начало проведения реформы военного образования, предусматривавшей преобразование кадетских корпусов в специальные военные училища и гимназии -
министерство народного просвещения возглавлял А.В.Головнин -
утверждение «Положения о начальных народных училищах» -
издан «Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения. Введение платы за обучение и подразделение гимназий на классические и реальные -
открыта Иркутская учительская семинария -
открыта Красноярская учительская семинария -
утверждено новое «Положение о начальных народных училищах» -
утверждены «Правила о церковно-приходских школах» -
принятие «Циркуляра о кухаркиных детях» -
открыт Иркутский учительский институт -
открыт Красноярский учительский институт –
Литература:
Змеев, В.А. История зарождения и формирования образовательной системы России/В.А.Змеев//Там же №4
Мохов, А.Н. Дореволюционные школы Хакасии/А.Н.Мохов // Уч. зап.ХакНИИЯЛИ. Абакан, 1969. Вып.ХIII.
Патачаков, К.М. Т.А. Сайлотов как просветитель /К.М.Патачаков// Уч. зап.ХакНИИЯЛИ. Абакан, 1965. Вып. ХI
Форма контроля: работа на семинарском занятии