Последовательность работы над проектом
№ п/п | Этапы работы над проектом | Содержание работы на данном этапе | Деятельность учащихся | Деятельность руководителя |
1. | Подготовка | Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы | Обсуждают предмет проекта с преподавателем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. |
2. | Планирование | а) Определение источников информации б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности. д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды | Формулируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предположения. |
3. | Исследование | Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п. | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. |
4. | Формулирование результатов и/или выводов | Анализ информации. Формулирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. | Консультирует учащихся. |
5. | Защита проекта | Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет. | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности | При необходимости направляет процесс анализа |
6. | Оценка результатов и процесса проектной деятельности | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности | Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета. |
ВЫСТУПЛЕНИЕ С НАУЧНЫМ ДОКЛАДОМ
Для того, чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше составить по такой схеме:
· почему выбрана эта тема;
· какой была цель исследования;
· какие ставились задачи;
· какие гипотезы проверялись;
· какие использовались методы и средства исследования;
· каким был план исследования;
· какие результаты были получены;
· какие выводы сделаны по итогам исследования;
· что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Для успешной защиты сделайте компьютерную презентацию,
где укажите:
· тему доклада;
· актуальность;
· цель, задачи;
· объект исследования;
· предмет исследования;
· гипотезу;
· результаты исследования;
· выводы.
При защите работы излагайте содержание научного доклада, с учетом требований:
· в форме живого общения,
· целенаправленно,
· ясно, точно, интонировано,
· выразительно,
· правильно с точки зрения законов и норм русского языка,
· доказательно и убедительно аргументируя свою точку зрения на выдвинутую проблему.
В заключительном слове:
· доказательно сформулируйте свое мнение и отношение к обсуждаемому вопросу;
· покажите значение вопроса для практической деятельности на современном этапе развития;
· ответьте на вопросы.
К ответам на вопросы следует хорошо подготовиться
Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясных формулировок. Как правило, спрашивают, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
Готовясь к ответам на вопросы, помните, что главный залог ваших успешных ответов – свободное владение материалом своего исследования.
От чего зависит успех?
1. Не ограничивайте собственных исследований, дайте себе волю понять реальность, которая вас окружает.
2. Внимательно анализируйте факты и не делайте поспешных выводов (они часто бывают неверными).
3. Будьте достаточно смелы, чтобы принять решение.
4. Приняв решение, действуйте уверенно и без сомнений.
5. Сосредоточьтесь и вложите в исследование всю свою энергию и силу.
6. Действуя, не бойтесь совершить ошибку.
Ж е л а ю у д а ч и !
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.1 – 84. – Введ. 01.01.86. – М., 1984.
2.В.И. Ваганова. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников. Методическое пособие для учителей, г. Улан-Удэ, 2008
3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.
4. Журнал. Практика административной работы в школе. № 5, 2004.
5. Масленникова А.В., Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях (из опыта работы Зеленоградского учебного округа г. Москвы).
- Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск 3// Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве / Отв. Редактор Л.Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2003.
6. Масленникова А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» //Практика административной работы в школе. – 2002, № 1.
7. Научно-исследовательская работа в школе. Вербум-М. Дереклеева Н.И. М., 2001.
8. Научно-исследовательская деятельность учащихся. Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников – 2002. Выпуск 2 // Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Ответственный редактор Л.Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2002.
9. Опыт организации исследовательской деятельности школьников. Малая академия наук. Осипова Г.И.
10. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.
11. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов//Директор школы, 1998, №4.
12. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ