Очень важен психологический анализ объектов и субъектов процесса, их связей, мотивов, и положений их дел
В зависимости от психологической обстановки различают допрос в конфликтной и бесконфликтной ситуации.
В зависимости от позиции, занятой допрашиваемым, допрос делится на допрос лица, дающего правдивые показания, допрос лица, дающего заведомо ложные показания, допрос добросовестно заблуждающегося лица. Сложность допроса состоит в том, что, с одной стороны следователю в ряде случаев противостоит человек, не желающий говорить правду и давать показания, а с другой стороны – в показаниях человека, искренне стремящегося сообщить следователю все известное ему по делу, могут быть ошибки и искажения, заблуждения и вымысел, которые при допросе надлежит своевременно обнаружить и учесть при оценке и использовании показаний [4, с.182].
Виды допросов:
1. допрос свидетеля и потерпевшего;
Это следственное действие, в ходе которого получают устные показания об известных свидетелю (потерпевшему) обстоятельствах, подлежащих установлению по уголовному делу.
2. допрос подозреваемого;
Это следственное действие, в ходе которого получают устные показания лица по поводу возникших в отношении него подозрений, а равно по поводу иных, известных ему обстоятельств дела.
3. допрос обвиняемого;
Это получение устных показаний обвиняемого по поводу предъявленного ему обвинения, и равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
4. Показания на месте, как один из видов допроса.
Проверка показаний на месте сочетает в себе черты многих следственных действий – допроса, осмотра, предъявление для опознания, следственного эксперимента, однако не повторяет ни одно из них. Но очень большое сходство имеет с допросом. Это проверка и осведомленность лица данных показаний в конкретных материальных условиях.
Процессуальный порядок допроса складывается из трех стадий:
1) вступительной;
2) свободного рассказа допрашиваемого;
3) вопросов следователя.
Назначение вступительной стадии – выполнить соответствующие требования уголовно-процессуального закона, получить от допрашиваемого необходимые данные о его личности, создать условия для свободного изложения им своих показаний об обстоятельствах, входящих в предмет допроса, глубже изучить личность допрашиваемого и создать наиболее благоприятные условия для осуществления намеченной тактики допроса.
За вступительной стадией допроса следует свободный рассказ, когда, например, подозреваемый в форме рассказа дает показания в отношении имеющихся на него подозрений, а свидетель и потерпевший – обо всем, что известно им по делу.
Свободный рассказ может охватывать весь предмет допроса, но может ограничиваться отдельно взятым фактом, эпизодом и т.д. Свободный рассказ способствует более точной передаче воспринятого им в связи с обстоятельствами расследуемого дела. Свободное изложение допрашиваемым своих показаний имеет важное тактическое значение. В целях уяснения отношения допрашиваемого к даче показаний следователь обращает внимание на то, как допрашиваемый излагает свои показания, какие подбирает слова, на чем делает акцент, что пытается обойти или сгладить, в каких случаях допускает неоправданно длинные паузы, какова его интонация, мимика, жесты. Следователь в ходе рассказа может предложить не уклоняться в сторону от выясняемых обстоятельств и держаться ближе к предмету допроса.
Свободный рассказ обвиняемого при первом его допросе начинается с ответа на поставленный следователем вопрос о том, признает ли он себя виновным в предъявленном ему обвинении.
Допрос обвиняемого, полностью признающего себя виновным, носит бесконфликтный характер, за исключением случаев самооговора или попыток скрыть от следствия или преуменьшить вину какого-либо из соучастников. Однако бесконфликтность ситуации допроса не означает, что роль следователя сводится лишь к фиксации даваемых обвиняемым показаний. Обвиняемый должен дать подробные показания по всем обстоятельствам, подлежащим доказыванию по делу. Это не должны быть общие заявления о виновности и о характере совершенного преступления. Активно ведя допрос, следователю важно получить детальные данные не только о самом преступлении, но и его причинах, мотивах, подготовке, обстоятельствах, способствовавших совершению преступления, способах сокрытия следов преступления и преступника.
Направляющая роль следователя на этом этапе допроса заключается в определении последовательности изложения следователем обстоятельств дела во время свободного рассказа; без особой необходимости он не должен прерывать допрашиваемого, торопить его, высказывать свое мнение о показаниях.
В отдельных случаях свободному рассказу могут предшествовать вопросы, подводящие допрашиваемого к нужной теме, это необходимо в том случае, когда допрашиваемый не осознал преступного характера, воспринятого им факта или события.
По окончании свободного рассказа следователь задает вопросы допрашиваемому. Очень важно путем постановки необходимых вопросов не только восполнить и уточнить полученные показания, но и получить данные, с помощью которых они могут быть проверены, подтверждены иными доказательствами. Это необходимо в силу того, что признание обвиняемого, не подтвержденное иными доказательствами, не может явиться основой для вынесения обвинительного приговора.
Особенно тщательно продумывается последовательность выяснения и исследования обстоятельств дела на допросе обвиняемого. Следователь, исходя из общей тактической линии, заранее делит предмет допроса этих лиц на определенные части. Он решает, в какой последовательности (в хронологическом порядке или в разбивку, переходя от частного к общему или наоборот, начать с цели преступных действий, а затем переходить к выяснению фактических обстоятельств или наоборот) следует выяснять интересующие обстоятельства. Если допрашиваемый может уклониться от дачи правдивых показаний или дать заведомо ложные показания, то в первую очередь целесообразно выяснить обстоятельства, наиболее полно и достоверно исследованные в деле. В первую очередь допрашиваемому ставятся вопросы более общие, а затем частные, которые подразделяются на основные (относящиеся ко всему предмету допроса), дополняющие (для восполнения пробелов свободного рассказа), контрольные (проверка достоверности сообщения).
Допрос обвиняемого проводится по пунктам предъявляемого ему обвинения.
Положительный ответ обвиняемого на поставленный в начале допроса вопрос о том, признает ли он себя виновным, не должен влиять на необходимость полного всестороннего и объективного расследования уголовного дела.
Обвиняемый не несет уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу ложных показаний, поскольку всегда заинтересованы в благоприятном для себя исходе дела [3, с. 55]. Закон не обязывает их действовать в ущерб своим интересам.
Принуждение обвиняемого к даче показаний карается законом.
Таким образом, последовательность и определение первоочередности задаваемых вопросов дали положительный результат при расследовании уголовного дела.
Дискуссионным в науке и практике остается вопрос о допустимости тактических приемов или так называемых «следственных хитростей», их соответствие с понятием обман. На наш взгляд, обман это сообщение допрашиваемому ложной информации [10, с. 106]. Например, если следователь заявляет подозреваемому, что сообщник задержан и дает правдивые показания, в то время как это не так, то в данном случае такое сообщение необходимо рассматривать как обман.
Выделяются следующие общие условия производства следственного действия:
Наличие специального основания для производства именно этого следственного действия.
Знание правовых и криминалистических (технологических) характеристик допроса, особенностей подготовки и проведения отдельных видов допроса и умение их применить – наиболее важное условие для достижения целей данного действия. Но, безусловно, они необходимы при производстве других вербальных следственных, а также действий, в структуру которых входит в качестве элемента вербальный способ получения и проверки криминалистически значимой информации.
В число общих тактических положений допроса входят: индивидуальный подход к допрашиваемому; установление психологического контакта с ним; целенаправленность; последовательность допроса; критическое отношение к показаниям допрашиваемого; фиксация хода и результатов допроса.
Рассмотрим их более подробно.
1. Индивидуальный подход. (Дедуктивное мышление с элементами психологического анализа)
Индивидуальный подход – это знание, учет конкретных индивидуальных особенностей данного человека (его характера, темперамента, возрастных свойств, мировоззрения, способностей, навыков, умений и т.п.), то есть учет черт его личности, которые делают ее неповторимой.
Индивидуальность личности проявляется в присущих человеку особенностях психических процессов, свойств и состояний, духовных и физических способностей.
На каких же стадиях допроса возникает необходимость в индивидуализации подхода к допрашиваемому?
Практика расследования преступлений со всей убедительностью показывает, что применительно к допросу такой подход необходим на всех его стадиях, начиная с подготовки к допросу и кончая составлением протокола.
2. Установление психологического контакта.
Для успеха расследования далеко не безразлично, как сложатся взаимоотношения между следователем и допрашиваемым. Речь идет именно о взаимных отношениях, а не только об отношении следователя к допрашиваемому, хотя, казалось бы, здесь нет никакой проблемы, так как взаимоотношения между следователем и допрашиваемым четко определяются их процессуальным положением.
Основными средствами формирования психологического контакта с обвиняемым являются [12, с.152]:
1) тщательное, доверительное разъяснение обвиняемому процессуальных прав, предоставляемых ему законом в связи с предстоящим допросом;
2) тщательное, доверительное разъяснение обвиняемому доказательственного значения предстоящего допроса;
3) стимулирование эмоциональной активности обвиняемого в качестве участника предстоящего допроса;
4) разъяснение обвиняемому положительных последствий чистосердечного признания;
5) разъяснение обвиняемому отрицательных последствий отказа отдачи от дачи показаний;
6) предъявление обвиняемому уличающих его доказательств (но не всех) и разъяснение их значения;
7) ускорение или замедление темпа допроса.
К чертам, характеризующим психологическую структуру личности и имеющим биологическое происхождение, относится, в первую очередь, темперамент, он является индивидуальным свойством личности, проявляющимся в любой деятельности, данному человеку от рождения и на протяжении жизни.
Допрашиваемые, обладающие сангвинистическим темпераментом («сангуис» – кровь) отличаются быстротой, возбудимостью, ярким внешним выражением эмоций, легкой их сменяемостью. Они оживлены, энергичны, уверенно чувствуют себя в незнакомой обстановке, сравнительно легко вступают в контакты с допрашивающим.
Люди, обладающие холерическим темпераментом («холе» – желчь), отличаются быстротой движений, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающихся в действиях, речи, жестах, мимике; смелостью, решительностью, однако они большей частью вспыльчивы, нетерпеливы, плохо владеют собой и в связи с этим не могут сосредоточиться на одном деле и рассчитывать свои силы.
Допрашиваемые с холерическим темпераментом обидчивы, из-за мелочей могут нарушить контакт с оперативным работником, нередко склонны к пререканиям на допросе.
Люди, которым свойственен флегматический темперамент («флегма» – слизь), обычно спокойны и невозмутимы. Они отличаются медлительностью и слабым проявлением чувств. В любом деле проявляют медлительность и с трудом переключаются с одного дела на другое. Контакт с ними устанавливают постепенно [20, с. 47].
Обладатели меланхолического темперамента («мелано» – черный, «холе» – желчь), как правило, боязливы, безынициативны, слабо возбудимые, склонные к угнетенному настроению. Такие допрашиваемые пытаются вызвать сочувствие, рассказывают о своих тяжелых переживаниях, впадают в уныние и даже плачут.
Темперамент имеет ряд свойств, которые необходимо учитывать при допросе:
1) сензитивность (чувственность) – минимальная величина воздействия, достаточная для возникновения психологических реакций;
2) эмоциональная возбудимость – то же, что сензитивность, только по отношению к эмоциям;
3) активность – определяется по той степени усилий, какие прикладывает человек для достижения целей;
4) реактивность – степень непроизвольности реакции, протекающей на уровне бессознательного. Например, если неожиданно бросить коробок спичек человеку, о котором говорят, что он левша, то он скорее поймает его левой рукой;
5) соотношение активности и реактивности. Что преобладает – сознательное или ситуативное (непроизвольное) в поведении человека;
6) пластичность (легкость приспособления к окружающей среде) и ригидность (трудность переключения на что-либо новое, устойчивость – иногда весьма полезное качество);
7) экстраверсия – интроверсия. Экстраверт – человек, обращенный вовне, отличающийся преобладающим интересом к внешнему миру. С ним можно найти контакт, говоря на любую тему. Интроверт – обращает лишь на то, что интересует только его;
8) резистентность – способность человека сопротивляться любым воздействиям, тормозящим начатую деятельность;
9) возбудимость внимания;
10) темп психических реакций (скорость мышления, реакций) [21, с. 52].
Отнесение допрашиваемого к тому или иному типу темперамента дает возможность следователю выбрать позицию, какой тактический прием целесообразно избрать для установления контакта и получения правдивых показаний.
(Я бы еще использовал менталитет и степень информированности и образованности индивида с целью выбора подходящего лексического инструментария и других способов индивидуального воздействия)
При индивидуальном подходе к допрашиваемому учитывается весь круг его интересов, но особую ценность представляют доминирующие и устойчивые интересы, которые позволяют оперативному работнику более правильно применять тактические приемы по оказанию ему помощи в припоминании забытого, кроме того, дают возможность судить о характере его стремлений.
В процессе расследования преступлений важное значение приобретают черты, характеризующие направленность его личности и, в первую очередь, взгляды и убеждения, которые нередко определяют поступки человека и выступают в качестве мотивов его действий [17, с. 33].
Но свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное. В личности есть отражение влияния классовой, национальной, профессиональной и иной общественно-исторической или социальной общности, к которой принадлежит данная личность. Помимо этих особенностей важно знать специфику условий жизни, быта, нравов, культуры и т.д., нации, к которой принадлежит допрашиваемый. Однако любое качество личности, как и национальную особенность, нельзя рассматривать в отрыве от классовой принадлежности допрашиваемого[20, с. 47].
Практика знает немало случаев, когда только в результате ненормально сложившихся отношений между следователем и подозреваемым возникали необоснованные ходатайства об отводе следователя, подозреваемые отказывались давать показания и все кончалось иногда тем, что приходилось передавать дело другому следователю.
Главное во взаимоотношениях между следователем и допрашиваемым – возбудить у него доверие к себе, желание дать правдивые, исчерпывающие показания. Этому способствует надлежащая обстановка допроса, деловитость, внимательность и корректность следователя, его требовательность и настойчивость в сочетании с чутким отношением к искренним переживаниям допрашиваемого, готовность в любой момент обеспечить реализацию предоставленных допрашиваемому законных прав.
(Я бы проявил особое внимание к причине толкнувшей личность на преступление с целью создания у преступника иллюзии, что он может переложить или облегчить тем самым свою ответственность)
3. Целенаправленность допроса.
Каждый допрос должен быть подчинен достижению определенной конкретной цели.
Общая цель любого допроса – получение от допрашиваемого полных и правдивых показаний. Но эта цель достигается не во всех случаях и не сразу. Поэтому следователь перед каждым допросом приходится нередко ставить более узкую, частную цель, подчиненную общей цели допроса.Чтобы достичь общей цели допроса, необходимо всегда ставить реально достижимую частную цель. При определении предмета допроса следователю, кроме уголовного дела, необходимо также изучить оперативные материалы, архивные дела и т.д. [34, с. 66].
Если допрашиваемый может уклониться от дачи правдивых показаний или дать заведомо ложные показания, то в первую очередь целесообразно выяснить обстоятельства, наиболее полно и достоверно исследованные в деле.
В первую очередь допрашиваемому ставятся вопросы более общие, а затем частные, которые подразделяются на основные (относящиеся ко всему предмету допроса), дополняющие (для восполнения пробелов свободного рассказа), контрольные (проверка достоверности сообщения).
4. Последовательность допроса.
Процесс допроса складывается из трех стадий:
1) вступительной;
2) свободного рассказа допрашиваемого;
3) вопросов следователя [42, с. 33].
Стимулирование эмоциональной активности обвиняемого в качестве участника предстоящего допроса;
Назначение вступительной стадии – выполнить соответствующие требования уголовно-процессуального закона, получить от допрашиваемого необходимые данные о его личности, создать условия для свободного изложения им своих показаний об обстоятельствах, входящих в предмет допроса, глубже изучить личность допрашиваемого и создать наиболее благоприятные условия для осуществления намеченной тактики допроса.
Если в ходе беседы следователь замечает, что допрашиваемый что-то скрывает или сообщает о себе ложные сведения, следователь может сразу же изобличить его во лжи и тем самым предотвратить возможную ложь и по предмету допроса.
За вступительной стадией допроса следует свободный рассказ, когда, например, подозреваемый в форме рассказа дает показания в отношении имеющихся на него подозрений, а свидетель и потерпевший - обо всем, что известно ему по делу.
Таким образом, последовательность и определение первоочередности задаваемых вопросов дали положительный результат при расследовании уголовного дела.
5. Критичное отношение к познаниям допрашиваемого.
Выслушивая свободный рассказ и ответы на вопросы, следователь критически анализирует показания, допрашиваемого путем выявления их соответствия или несоответствия законам диалектической и формальной логики, сопоставления их с имеющимися доказательствами и оперативными данными, а также сравнения отдельных частей показаний между собой.
Критическое отношение к себе требуют показания, которые полностью совпадают с показаниями ранее допрошенных лиц, поскольку такое совпадение могло явиться результатом предварительного сговора.
Особо тщательно необходимо анализировать признаки, указывающие на заведомо ложь допрашиваемого, например, ссылки на плохую память. Прежде чем вывести суждение о показаниях, необходимо тщательно выяснить, откуда известны допрашиваемому сообщаемые им сведения и кто их может подтвердить. При анализе показаний необходимо также учитывать внешние реакции допрашиваемого и его поведение в процессе допроса [33, с.15].
По криминалистической классификации допрос входит в группу вербальных следственных действий, предусмотренных УПК.
Поэтому общие положения (приемы, рекомендации) подготовки и производства данной группы действий выступают в качестве базы, опираясь на которую производятся подготовка и осуществление допроса. Вместе с тем, будучи адаптированным применительно к указанному следственному действию, эти положения должны реализовываться в комплексе с теми приемами и рекомендациями, которые характерны только для допроса.
Подготовка к допросу включает: получение и анализ исходных данных, определение предмета допроса и изучение относящихся к нему материалов; изучение личности допрашиваемого; выбор места, времени допроса и способа вызова лица на допрос; составление плана и прогнозирование результатов допроса; обеспечение нормальной обстановки допроса.
Рассмотрим эти положения более подробно.
1. Получение и анализ исходных данных, определение предмета допроса и изучение относящихся к нему материалов.
Предмет конкретного допроса – совокупность фактов, обстоятельств, действий или эпизодов, о которых предполагается получить показания или объяснения допрашиваемого.
Предмет допроса следователь определяет перед вызовом лица на допрос, для чего кроме уголовного дела, необходимо изучить оперативные материалы, архивные, личные дела и т.д.
В качестве партнера следователя по коммуникации в данном случае выступают следующие процессуальные фигуры: потерпевший от преступления, свидетель, подозреваемый и обвиняемый в совершении преступления, судебный эксперт. В предмет допроса могут входить известные допрашиваемому обстоятельства деяния, по поводу которого возбуждено уголовное дело, связанные с ним события предкриминального, посткриминального характера, а также события, развивающегося параллельно исследуемому деянию. Данные события могут быть разделены на две общие группы. Одна их часть имеет отношение ко всему, представляющему оперативно – следственный интерес, что произошло до возбуждения уголовного дела. Эти события могут быть связаны с преступным и непреступным поведением будущего подозреваемого, потерпевшего, движением орудия преступления и других объектов, функционировавших при подготовке, совершении преступления и после этого, но до того, как о содеянном стало известно правоохранительным органам. Во вторую группу исследуемых событий, включая поведенческие акты, виды деятельности, различные факты, имевшие место по ходу расследования. Они могут относиться к поведению потерпевших, подозреваемых и обвиняемых, включая акты противодействия расследованию со стороны последних, действиям по обнаружению, фиксации, изъятию, исследованию носителей криминалистически значимой информации, в том числе к экспертной деятельности. Например, потерпевший может быть допрошен не только по вопросам своего поведения до совершения преступления, обстоятельствам преступного посягательства и его отражения, но по поводу изменения линии своего поведения на следствии, если таковое имело место, обстоятельствам оказанного на него давления со стороны незаинтересованных в объективном исходе расследования лиц в том случае, когда подобное воздействие было осуществлено.
У подозреваемых в первую очередь выясняют сведения, необходимые для предотвращения готовящихся преступлений, проведения срочных розыскных действий и оперативных мероприятий, недопущения уничтожения улик, а также сведения для определения направления дальнейшего расследования.
2. Изучение личности допрашиваемого.
Следователь, едва увидев переступившего порог человека, вызванного на допрос, решает вопрос выбора варианта модели своего поведения, который позволит достичь ожидаемого результата от данного следственного действия. Этому способствует криминалистическое распознавание образа допрашиваемого лица. Речь идет не о внешнем, поверхностном, видимом, не о мнимом, кажущемся, зачастую намеренно навязываемом образе, а о подлинном, внутреннем, сущностном социально – психологическим облике партнера следователя по информационному взаимодействию [38, с. 41]. При предварительном изучении личности обвиняемого следователь выявляет социальный статус лица, выполняемые им социальные роли, социально-значимые личностные качества, психические возможности индивида в ситуациях, имеющих значение для расследования [16, с. 45].
Для установления психологического контакта с допрашиваемым и решения тактических задач допроса следователю нужны сведения о свойствах и качествах личности допрашиваемого. Эти сведения могут содержаться в материалах уголовного дела и оперативной разработки.
При изучении личности допрашиваемого надлежит выяснить сведения о его свойствах и качествах. Распознавание образа предполагает составление следователем четкого представления по поводу того, с кем, в сущности, он имеет дело. Успешно решить данную задачу – это значит получить мысленные ответы на довольно общий круг вопросов. В их число, по нашему мнению, могут входить следующие:
1) является ли допрашиваемый тем, за кого он себя выдает, соответствует ли его реальный облик тому, что демонстрируется внешними аксессуарами;
2) каковы его нравственный потенциал, увлечения, намерения, планы, целостные ориентации, образовательный, интеллектуальный, профессиональный уровни, социальный статус, характер, темперамент, образ жизни, степень притязания на лидерство, жизненные перспективы;
3) каково его отношение к факту совершения расследуемого преступления, к правопорядку, к ведению следствия по данному делу, к лицу, его осуществляющему, к своему процессуальному положению, является ли он законопослушным, имеет ли уголовное прошлое, попадал ли ранее в поле зрения правоохранительных органов, чем для него это закончилось;
4) как давно, при каких обстоятельствах, в каком физическом, физиологическим и психическом состоянии, в каких условиях воспринимал события, обстоятельства по поводу которого дает показания, имеет ли психические и физические недостатки в данный момент.
Распознавание образа допрашиваемого создает предпосылки для решения ряда важных тактических задач при производстве анализируемого действия и последующих действий[30, с. 87].
Их можно получить путем истребования и обобщения характеристик и иных документов, бесед с соседями, его сослуживцами, командованием и т.д. Желательно, чтобы сведения, о личности допрашиваемого исходили из разных источников и были получены несколькими методами: процессуальные (гласные меры); непроцессуальные (оперативные методы).
К гласным методам относятся: обобщение независимых характеристик; анализ результатов деятельности; проведение беседы; особое место занимает криминалистическое наблюдение как универсальный, самый распространенный, доступный и продуктивный метод следственного познания.
Наблюдение представляет собой один из методов целенаправленного, непосредственного восприятия субъектом визуальных или иными способами признаков объекта наблюдения в целях использования полученной информации научной и практической деятельности.
Криминалистическое наблюдение – это не пассивное созерцание окружающего мира, а активная, целенаправленная, часто напряженная мыслительно-конструктивная деятельность. Выделим следующие признаки:
1) до начала процесса наблюдения необходимо получить как можно более полное представление об объекте познания, ориентируясь на другие источники;
2) в процессе наблюдения исходить из сформулированных целей и задач, реализуя при этом мысленный план наблюдения;