Обзор средств анализа и управления сетями
Любая сложная вычислительная сеть требует дополнительных специальных средств управления помимо тех, которые имеются в стандартных сетевых операционных системах. Это связано с большим количеством разнообразного коммуникационного оборудования, работа которого критична для выполнения сетью своих основных функций. Распределенный характер крупной корпоративной сети делает невозможным поддержание ее работы без централизованной системы управления, которая в автоматическом режиме собирает информацию о состоянии каждого концентратора, коммутатора, мультиплексора и маршрутизатора и предоставляет эту информацию оператору сети. Обычно система управления работает в автоматизированном режиме, выполняя наиболее простые действия по управлению сетью автоматически, а сложные решения предоставляя принимать человеку на основе подготовленной системой информации. Система управления должна быть интегрированной. Это означает, что функции управления разнородными устройствами должны служить общей цели обслуживания конечных пользователей сети с заданным качеством.
Сами системы управления представляют собой сложные программно-аппаратные комплексы, поэтому существует граница целесообразности применения системы управления - она зависит от сложности сети, разнообразия применяемого коммуникационного оборудования и степени его распределенности по территории. В небольшой сети можно применять отдельные программы управления наиболее сложными устройствами, например, коммутатором, поддерживающим технику VLAN. Обычно каждое устройство, которое требует достаточно сложного конфигурирования, производитель сопровождает автономной программой конфигурирования и управления. Однако при росте сети может возникнуть проблема объединения разрозненных программ управления устройствами в единую систему управления, и для решения этой проблемы придется, возможно, отказаться от этих программ и заменить их интегрированной системой управления.
Системы управления корпоративными сетями существуют не очень давно. Одной из первых систем такого назначения, получившей широкое распространение, был программный продукт SunNet Manager, выпущенный в 1989 году компанией SunSoft. SunNet Manager был ориентирован на управление коммуникационным оборудованием и контроль трафика сети. Именно эти функции имеют чаще всего в виду, когда говорят о системе управления сетью.
Независимо от объекта управления, желательно, чтобы система управления выполняла ряд функций, которые определены международными стандартами, обобщающими опыт применения систем управления в различных областях. Существуют рекомендации ITU-T X.700 и близкий к ним стандарт ISO 7498-4, которые делят задачи системы управления на пять функциональных групп:
· управление конфигурацией сети и именованием;
· обработка ошибок;
· анализ производительности и надежности;
· управление безопасностью;
· учет работы сети.
Обычно система управления системой выполняет следующие функции:
· Учет используемых аппаратных и программных средств (Configuration Management). Система автоматически собирает информацию об установленных в сети компьютерах и создает записи в специальной базе данных об аппаратных и программных ресурсах. После этого администратор может быстро выяснить, какими ресурсами он располагает и где тот или иной ресурс находится, например, узнать о том, на каких компьютерах нужно обновить драйверы принтеров, какие компьютеры обладают достаточным количеством памяти, дискового пространства и т. п.
· Распределение и установка программного обеспечения (Configuration Management). После завершения обследования администратор может создать пакеты рассылки нового программного обеспечения, которое нужно инсталлировать на всех компьютерах сети или на какой-либо группе компьютеров. В большой сети, где проявляются преимущества системы управления, такой способ инсталляции может существенно уменьшить трудоемкость этой процедуры. Система может также позволять централизованно устанавливать и администрировать приложения, которые запускаются с файловых серверов, а также дать возможность конечным пользователям запускать такие приложения с любой рабочей станции сети.
· Удаленный анализ производительности и возникающих проблем (Fault Management and Performance Management). Эта группа функций позволяет удаленно измерять наиболее важные параметры компьютера, операционной системы, СУБД и т. д. (например, коэффициент использования процессора, интенсивность страничных прерываний, коэффициент использования физической памяти, интенсивность выполнения транзакций). Для разрешения проблем эта группа функций может давать администратору возможность брать на себя удаленное управление компьютером в режиме эмуляции графического интерфейса популярных операционных систем. База данных системы управления обычно хранит детальную информацию о конфигурации всех компьютеров в сети для того, чтобы можно было выполнять удаленный анализ возникающих проблем.
Примерами систем управления системами являются Microsoft System Management Server (SMS), CA Unicenter, HP Operationscenter и многие другие.
Директива ping.
Неудачная попытка соединения с каким-либо компьютером, или ошибка получения доступа к общим файлам и папкам, находящимся на других компьютерах локальной сети, может быть вызвана тем, что другие компьютеры просто не получают отправленных им запросов на подключение. Для того чтобы протестировать работоспособность сетевого аппаратного обеспечения, а также среды передачи данных, достаточно выполнить команду ping x.x.x.x, заменив x.x.x.x IP-адресом шлюза или любого другого компьютера сети. Если посланный пакет данных типа ECHO успешно возвратится на пользовательский компьютер, это значит, что с физической частью сети все в порядке. Принцип работы команды ping состоит в следующем: Команда отправляет запросы к удаленному компьютеру с использованием при этом специального протокола ECHO. Получив такой запрос, удаленный компьютер сразу же отправляет его обратно по тому адресу, откуда он пришел, команда ping позволяет узнать, пришли ли обратно посланные запросы.
Таким образом, команда ping позволяет протестировать соединение между двумя компьютерами на очень низком (физическом) уровне. При успешном возвращении запросов можно быть уверенным в том, что среда передачи данных, программное обеспечение TCP/IP, а также все устройства (маршрутизаторы, повторители и др.), встретившиеся на пути между двумя компьютерами, работают нормально. Необходимо отметить, что даже при отсутствии каких-либо неисправностей на пути между двумя компьютерами, один или сразу несколько пакетов могут быть утеряны, как правило, это связано с перегруженностью сети, а также с тем, что большинство маршрутизаторов отводит диагностирующим пакетам очень низкий приоритет. Если хотя бы один из посланных пакетов вернется, это уже будет означать исправность работы сети. Еще одним из распространенных вариантов выполнения команды ping является использование параметра -t. Это повторяет запросы к удаленному компьютеру, пока программа не будет остановлена (например, с помощью комбинации клавиш <Ctrl+C>). Как правило, подобная практика бывает полезна при устранении неисправностей сети. Запущенный “бесконечный” тест команды ping наглядно поможет отслеживать результаты каких-либо внесенных изменений.
Запуск команды ping с ключами (-n) и (-l) позволит несколько расширить параметры опроса, а именно: ключ (-n) - указывает фиксированное количество отправляемых пакетов, (-l) - размер одного пакета-передачи, ограниченного максимальным значением в 64кБ.
Следует также отметить параметр TTL (time to Live - "время жизни пакета"), который может принимать значения 32, 64, 128. Он предусмотрен для того чтобы при поиске места назначения пакета маршрутизаторы не зацикливались. Как только значение этого параметра превышает допустимое, пакет считается попавшим в цикл и уничтожается.
БИЛЕТ