Тема 9. автоматизированное рабочее место специалиста

Понятие автоматизированного рабочего места (АРМ)

Ярко выраженный информационный характер работы специалис­тов в юридической деятельности, возможность систематизации, типизации, формализации выполнения многих операций по обработ­ке документальной информации, составляющей большой удельный вес в общем объеме циркулирующих потоков, свидетельствует о необходимости применения методов автоматизации для повышения результативности и эффективности принимаемых решений. Компь­ютерные информационные технологии предлагают для решения дан­ной проблемы один из основных возможных вариантов: применение автоматизированных рабочих мест, способных обеспечить требуе­мые уровни производительности, сервиса и других характеристик.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) - автономный диа­логовый (интерактивный) комплекс, система или устройство на базе ЭВМ, предназначенный для автоматизации работ, производи­мых на рабочем месте.

В общем виде такая рабочая станция должна содержать пять технологических подсистем обеспечения:

- деловой (административной) деятельности;

- профессиональной деятельности;

- принятия решений;

- рутинных работ;

- коммуникаций.

Информационным фундаментом указанных подсистем являются базы данных и знаний, а технологическая основа поддерживается следующим набором программных средств:

- деловым пакетом оперативной деятельности, в состав ко­торого должны входить различные оперативные средства поддержки («электронный» календарь, «электронный» еженедельник, «элект­ронная» записная книжка, личный архив, картотека поручений и пр.);

- средствами поиска и анализа информации, включающими различные информационно-справочные системы, аналитические кар­тотеки, средства экранной графики;

- средствами моделирования управленческих и экономических процессов, включающими экономико-математические модели, «электронные» таблицы, модели принятия решений;

- экспертными системами, поддерживаемыми базами знаний;

- средствами решения различных расчетно-логических задач;

- средствами обработки формализованной и текстовой информации.

По форме своей технической реализации АРМ может представ­лять собой единое программное средство (так называемый «интег­рированный пакет»), обеспечивающее выполнение всех перечислен­ных выше функций, либо набор из нескольких самостоятельных программ, ориентированных на выполнение конкретных задач поль­зователя.

В юридической деятельности можно выделить три основных класса типовых АРМ: руководителя, специалиста, технических ис­полнителей или вспомогательного персонала. Для инструментальной поддержки этих видов деятельности при создании АРМ могут быть использованы различные прикладные программные средства. Их состав зависит от функциональных за­дач и видов работ: административно-организационной (управлен­ческой); профессионально-творческой; технической (как правило, во многом рутинной).

АРМ руководителя

Руководитель в повседневной деятельности имеет дело с людьми, идеями и предметами, которые отражаются в задачах по­нятийного мышления. Основная форма деятельности руководителя - деловое общение. Для руководителей учреждений характерно сле­дующее распределение времени в течение дня: деловые контакты - 47 %; работа с документами - 29 %; телефонные переговоры - 9 %; командировки (поездки) - 6 %; анализ проблем и принятие решений - 4 %; прочее - 5 % .

Видно, что основное время руководитель тратит на деловые контакты и работу с документами. На анализ проблем и принятие решений у современного руководителя времени практически не ос­тается, хотя очевидно, что ряд решений руководитель принимает в ходе делового контакта. Исходя из этого, программное обеспечение АРМ руководителя должно содержать, как минимум, подсистемы:

- обработки деловой информации;

- принятия решений;

- рутинных работ;

- коммуникаций.

АРМ специалистов

Вторая группа – это специалисты в конкретных направ­лениях юридической деятельности - работники юридических учреж­дений, которые формируют интеллектуальный базис учреждений. Для таких специалистов характерно следующее распределение вре­мени в течение рабочего дня: деловые контакты - 23 %; работа с документами - 42 %; телефонные переговоры - 17 %; аналити­ческая работа - 12 %; прочее - 6 %.

Эффективность функционирования учреждения в основном оп­ределяется продуктивностью деятельности специалистов, особенно в вопросах создания новой информации. Творческий аспект в ра­боте специалистов высокий и варьируется в достаточно широких пределах в зависимости от конкретного содержания текущих за­дач.

Специалисты обеспечивают практически всю информационную подготовку для принятия решений руководителем. Они являются основными исполнителями документов, определяют их качество. Доля рутинной работы различна и при рациональной технологии должна быть очень незначительной (хотя на практике это проис­ходит не всегда).

Таким образом, основу АРМ специалиста ОВД должны составлять следующие подсистемы:

- обработки деловой информации;

- обеспечения профессиональной деятельности;

- рутинных работ;

- коммуникаций.

Наши рекомендации