Тема 9. автоматизированное рабочее место специалиста
Понятие автоматизированного рабочего места (АРМ)
Ярко выраженный информационный характер работы специалистов в юридической деятельности, возможность систематизации, типизации, формализации выполнения многих операций по обработке документальной информации, составляющей большой удельный вес в общем объеме циркулирующих потоков, свидетельствует о необходимости применения методов автоматизации для повышения результативности и эффективности принимаемых решений. Компьютерные информационные технологии предлагают для решения данной проблемы один из основных возможных вариантов: применение автоматизированных рабочих мест, способных обеспечить требуемые уровни производительности, сервиса и других характеристик.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) - автономный диалоговый (интерактивный) комплекс, система или устройство на базе ЭВМ, предназначенный для автоматизации работ, производимых на рабочем месте.
В общем виде такая рабочая станция должна содержать пять технологических подсистем обеспечения:
- деловой (административной) деятельности;
- профессиональной деятельности;
- принятия решений;
- рутинных работ;
- коммуникаций.
Информационным фундаментом указанных подсистем являются базы данных и знаний, а технологическая основа поддерживается следующим набором программных средств:
- деловым пакетом оперативной деятельности, в состав которого должны входить различные оперативные средства поддержки («электронный» календарь, «электронный» еженедельник, «электронная» записная книжка, личный архив, картотека поручений и пр.);
- средствами поиска и анализа информации, включающими различные информационно-справочные системы, аналитические картотеки, средства экранной графики;
- средствами моделирования управленческих и экономических процессов, включающими экономико-математические модели, «электронные» таблицы, модели принятия решений;
- экспертными системами, поддерживаемыми базами знаний;
- средствами решения различных расчетно-логических задач;
- средствами обработки формализованной и текстовой информации.
По форме своей технической реализации АРМ может представлять собой единое программное средство (так называемый «интегрированный пакет»), обеспечивающее выполнение всех перечисленных выше функций, либо набор из нескольких самостоятельных программ, ориентированных на выполнение конкретных задач пользователя.
В юридической деятельности можно выделить три основных класса типовых АРМ: руководителя, специалиста, технических исполнителей или вспомогательного персонала. Для инструментальной поддержки этих видов деятельности при создании АРМ могут быть использованы различные прикладные программные средства. Их состав зависит от функциональных задач и видов работ: административно-организационной (управленческой); профессионально-творческой; технической (как правило, во многом рутинной).
АРМ руководителя
Руководитель в повседневной деятельности имеет дело с людьми, идеями и предметами, которые отражаются в задачах понятийного мышления. Основная форма деятельности руководителя - деловое общение. Для руководителей учреждений характерно следующее распределение времени в течение дня: деловые контакты - 47 %; работа с документами - 29 %; телефонные переговоры - 9 %; командировки (поездки) - 6 %; анализ проблем и принятие решений - 4 %; прочее - 5 % .
Видно, что основное время руководитель тратит на деловые контакты и работу с документами. На анализ проблем и принятие решений у современного руководителя времени практически не остается, хотя очевидно, что ряд решений руководитель принимает в ходе делового контакта. Исходя из этого, программное обеспечение АРМ руководителя должно содержать, как минимум, подсистемы:
- обработки деловой информации;
- принятия решений;
- рутинных работ;
- коммуникаций.
АРМ специалистов
Вторая группа – это специалисты в конкретных направлениях юридической деятельности - работники юридических учреждений, которые формируют интеллектуальный базис учреждений. Для таких специалистов характерно следующее распределение времени в течение рабочего дня: деловые контакты - 23 %; работа с документами - 42 %; телефонные переговоры - 17 %; аналитическая работа - 12 %; прочее - 6 %.
Эффективность функционирования учреждения в основном определяется продуктивностью деятельности специалистов, особенно в вопросах создания новой информации. Творческий аспект в работе специалистов высокий и варьируется в достаточно широких пределах в зависимости от конкретного содержания текущих задач.
Специалисты обеспечивают практически всю информационную подготовку для принятия решений руководителем. Они являются основными исполнителями документов, определяют их качество. Доля рутинной работы различна и при рациональной технологии должна быть очень незначительной (хотя на практике это происходит не всегда).
Таким образом, основу АРМ специалиста ОВД должны составлять следующие подсистемы:
- обработки деловой информации;
- обеспечения профессиональной деятельности;
- рутинных работ;
- коммуникаций.