Цели создания и функции информационной системы
Комплекс программно-аппаратных средств, регламентов их функционирования, а также персонала, реализующего все бизнес-процессы и информационные потоки предприятия, направленный на адекватное информационное обеспечение и повышение эффективности процесса управления называется информационной системой.
Выделим основные цели создания информационной системы:
- обеспечить выживаемость и дееспособность предприятия;
- обеспечение работникам нормального трудового процесса;
- устранение неразберихи в получении информации и ее использовании;
- расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка.
Потребителей информационной системы можно классифицировать:
Внутренние - подразделения маркетинга, отдел снабжения и сбыта, склад, разработчики изделий и технологий, управленческое звено предприятий.
Внешние потребители и поставщики информации: потребители продукции, поставщики сырья и комплектующих, посредники, предприятия-конкуренты, инвесторы, рекламодатели.
Основные принципы построения информационной системы:
- иерархия (подчиненность задач и использования источников данных);
- принцип агрегированности данных (учет запросов на разных уровнях);
- избыточность (построение с учетом не только текущих, но и будущих задач);
- конфиденциальность;
- адаптивность к изменяющимся запросам;
- согласованность и информационное единство (определяется разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод неправильной информации);
- открытость системы (для пополнения данных).
Логистическая информационная система отличается от любой другой информационной системы функциональной наполненностью и уровнем интеграции информационного пространства.
Главной ее особенностью является интеграция в едином информационном пространстве трех основных составляющих потока товародвижения: поставки, производства и потребления.
На рисунке 5.1 представлены перечисленные функции логистической информационной системы.
Благодаря функционированию системы управления предприятием достигается выполнение целей определенного уровня. Обычно принято выделять 4 уровня "лестницы целей" организации (естественно, для достижения целей каждого уровня необходима определенная информация).
Рис 5.2 Информационная пирамида организации
Главный принцип создания информационной системы состоит в том, что, во-первых, данные должны собираться на самом низком уровне агрегирования, и, во-вторых, они должны быть сопоставимы.
Информационная логистическая система действует в следующих режимах:
- информационно-справочный режим;
- режим сортировки и группировки;
- аналитический режим (выдача аналитических сведений и документов по результатам обработки 2-х более характеристик разной принадлежности;
- расчетный режим (выполняются расчеты по заранее формализованным моделям и зависимостям);
- советующий режим (выдается несколько решений на основе формализованных и интуитивных методов);
- обучающий режим;
- оптимизационный.
Информационные системы любой функциональной направленности невозможно рационально организовать без технических средств, которые в свою очередь являются неотъемлемой частью современного предприятия.
К ним можно отнести: средства составления, копирования, размножения текстовых документов; средства графических работ и счетных операций; средства связи и многое другое.
Выбор того или иного способа организации системы информационного обеспечения зависит от многих факторов, и прежде всего от размеров организации, существующих в ней бизнес-процессов, наличия свободных денежных средств.