Компьютерный практикум в программе Excel. 1. Откройте программу Excel

1. Откройте программу Excel. Сохраните книгу под любым удобным для Вас именем.

2. Заполните таблицу наподобие Таблицы 2. В нашем примере в ячейках D6:E9 содержатся количественные значения из фактического интервала, в ячейках B6:C9 значения из ожидаемого интервала.

3. В ячейку A11 внесите текст «хи-квадрат». В соседнюю ячейку В11 внесите следующую формулу: «=ХИ2ТЕСТ(D6:E9;B6:C9)». В нашем примере в ячейках D6:E9 содержатся количественные значения из фактического интервала, в ячейках B6:C9 значения из ожидаемого интервала. Обратите внимание, что перед формулой должен стоять знак «=». Если интервалы указаны правильно и содержат ссылки на ячейки, соответствующие фактическому и ожидаемому диапазону значений, то тогда в ячейке с формулой В11 появиться количественное значение величины χ².

4. Если в ячейке с формулой В11 не появляется число, равное количественному значению величины χ², проверьте правильность написания формулы и заполнение выделенных диапазонов.

5. Если Ваша таблица содержит 4 строки и по два столбца в ожидаемом и фактическом интервалах, как Таблице 2, то тогда число степеней свободы будет равным 3. Если же строк и столбцов больше или меньше, то воспользуйтесь формулой (3) и самостоятельно посчитайте число степеней свободы. df = (r – 1)(c – 1), где r- число строк таблицы, а c - число столбцов в ожидаемом и фактическом интервалах. В нашем случае r = 4, с = 2.

6. Откройте Таблицу 5 «Распределение Пирсона» (см. Приложение). Найдите табличное значение величины χ² на пересечении df, равному числу степеней свободы и α = 0,995.

7. Сравните экспериментальное значение, появившееся в ячейке B11 и табличное значения величины χ². Если экспериментальное значение χ² больше табличного, то тогда гипотеза подтверждается экспериментом, если меньше, то тогда распределение полученных экспериментальных данных является равномерным. Это значит, что изменение показателей готовности учащихся к получению профессионального образования определяются не результатом применения системы формирования готовности учащихся к получению профессионального образования, а действием случайных факторов.




Заключение

Актуальность проблемы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования обусловлена противоречиями между

- потребностью общества, региона, села в квалифицированных специалистах, отсутствием льгот для сельских школьников при поступлении в образовательные учреждения, введением государственной итоговой аттестации учащихся в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) и критическим уровнем готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования;

- необходимостью повышать уровень готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ формирования данной готовности в современных условиях.

Готовность учащихся к получению профессионального образования – это качество личности, определяющее выбор деятельности учащихся с целью дальнейшего обучения в учебных заведениях, либо самообразования. Модель готовности учащихся к получению профессионального образования включает в себя следующие качества личности: устойчивую ориентацию на продолжение образования; развитый познавательный интерес; глубокие и прочные знания; информационную компетентность. В настоящем пособии указанные качества личности служат показателями готовности учащихся к получению профессионального образования, в первой главе диссертации раскрыто их содержание. Сравнительный анализ педагогического исследования, проводившегося в Оренбургской области за прошедшие 25 лет, позволил выявить следующую закономерность: показатели готовности учащихся к получению профессионального образования взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Процесс формирования готовности учащихся к получению профессионального образования обусловлен спецификой функционирования сельских школ: выраженной сельскохозяйственной направленностью окружения; слабой материально-технической базой сельских школ; недостатком квалифицированных кадров в сельских школах; малой комплектацией классов; отставанием уровня организационно-методической подготовки учителей от темпов компьютеризации сельских школ;

В настоящем исследовании выявлены следующие педагогические условия формирования готовности учащихся к получению профессионального образования.

- повышение уровня мотивации и компетентности педагогов в реализации системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования на теоретическом и методическом уровне;

- использование в процессе формирования готовности учащихся к получению профессионального образования компьютерных средств, способствующих формированию данной готовности, ориентированных по своему содержанию на сельскохозяйственную тематику, и методических рекомендаций по их применению;

- создание ситуаций творчества, успеха и достижения в процессе применения педагогической технологии организации формирования готовности учащихся к получению профессионального образования с учетом специфики сельских школ в условиях преимуществ малой комплектации классов.

- Система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования включает в себя следующие структурные компоненты: целеполагание, ранжирование, реализация, обобщение и анализ, коррекция.

Содержание компонентов системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования составляют следующие педагогические технологии: мониторинга уровня готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования; организации процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования; проведения обобщения и анализа результатов формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования с последующей коррекцией этого процесса.

Система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования в формирующем эксперименте была реализована за счет использования соответствующих технологией, включающей в себя совокупность методик, алгоритмов и техник организации педагогической деятельности:

- компонент «ранжирование» предполагает использование технологии компьютеризации мониторинга уровня данной готовности, включающей в себя содержание и методики использования программных комплексов «Диагностика определения уровня готовности учащихся к получению профессионального образования», «Тестовая карта для определения уровня знаний учащихся», компьютерной программы «Мониторинг готовности учащихся к получению профессионального образования», информационной структуры «Технологическая разработка анкетирования и анализа полученных данных через сеть Интернет»; методику определения уровня ориентации учащихся сельских школ на продолжение образования;

- компонент «реализация» обеспечен технологией организации процесса формирования готовности учащихся к получению профессионального образования, которая включает в себя содержание и методики проведения внеклассных мероприятий, применения компьютерной программы «Система заданий на формирование информационных умений учащихся в процессе изучения физики» и табличного процессора для изучения зависимостей физических величин.

- компоненты «обобщение и анализ» и «коррекция» представлены технологией информатизации обобщения и анализа результатов формирования готовности учащихся к получению профессионального образования с последующей коррекцией этого процесса, которая включает в себя практические рекомендации к использованию сводных таблиц в педагогическом исследовании, применению разработанного алгоритма составления прогноза изменения уровня готовности учащихся к получению профессионального образования, и компьютерной программы «Статистический поиск оптимального решения методической организации процесса формирования готовности учащихся к получению профессионального образования».

Разработанные технологии были функционально сориентированы на получение следующих результатов:

§ технология компьютеризации мониторинга уровня готовности учащихся к получению профессионального образования – направленная на получение достоверных сведений о фактическом состоянии уровня готовности учащихся к получению профессионального образования;

§ технология организации указанного процесса с учетом специфики сельских школ – сориентированная на формирование показателей готовности учащихся к получению профессионального образования: устойчивой ориентации на продолжение образования, развитого познавательного интереса, глубоких и прочных знаний, информационной компетентности.

§ технология информатизации обобщения и анализа результатов формирования рассматриваемой готовности с последующей коррекцией этого процесса – устремленная на применение методов сбора, обработки, анализа и интерпретации данных, характеризующих уровень готовности учащихся к получению профессионального образования с использованием информационных технологий для последующего описания, обобщения, объяснения, коррекции и прогнозирования результатов формирования готовности учащихся к получению профессионального образования.

Формирующий этап эксперимента показал, что в результате реализации системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования изменение данной готовности в экспериментальных классах МОУ «Хмелевской средней общеобразовательной школы» происходило в 2,8 раза интенсивнее, чем в контрольных классах МОУ «Средней общеобразовательной школы поселка Ударник». В экспериментальных классах МОУ «Репинской средней общеобразовательной школы» изменение готовности учащихся к получению профессионального образования происходило в 3,5 раза интенсивнее, чем в контрольных классах МОУ «Саверовской средней общеобразовательной школы». Уровень готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования увеличился с критического до оптимального.

Система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования позволяет научно обоснованно руководить указанным процессом в соответствии с функциями управления: целеполагание, ранжирование, реализация, обобщение и анализ, коррекция. Реализация следующие педагогические технологий позволяет увеличить уровень готовности учащихся сельских школ с критического до оптимального:

§ технология компьютеризации мониторинга уровня готовности учащихся к получению профессионального образования – направленная на получение достоверных сведений о фактическом состоянии уровня готовности учащихся к получению профессионального образования;

§ технология организации указанного процесса с учетом специфики сельских школ – сориентированная на формирование показателей готовности учащихся к получению профессионального образования: устойчивой ориентации на продолжение образования, развитого познавательного интереса, глубоких и прочных знаний, информационной компетентности.

§ технология информатизации обобщения и анализа результатов формирования рассматриваемой готовности с последующей коррекцией этого процесса – устремленная на применение методов сбора, обработки, анализа и интерпретации данных, характеризующих уровень готовности учащихся к получению профессионального образования с использованием информационных технологий для последующего описания, обобщения, объяснения, коррекции и прогнозирования результатов формирования готовности учащихся к получению профессионального образования.

Использование статистических методов показало, что увеличение уровня готовности учащихся к получению профессионального образования в результате применения системы формирования готовности является закономерным, а, следовательно, система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования эффективна.

Сравнительный анализ уровня готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования позволил выявить наличие и характер взаимного влияния показателей готовности учащихся к продолжению образованию, а так же показал, что уровень данной готовности в сельских школах Оренбургской области за прошедшие 25 лет последовательно возрастал.

Дальнейшее исследование проблемы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования предполагает:

- исследование влияния региональных социальных и экономических условий; менталитета, целей, потребностей и уровня образования социального окружения школьников на процесс формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования;

- изучение влияния уровня развития личностных и профессиональных качеств педагогов, реализующих систему формирования готовности учащихся сельских школ на результаты этого процесса.

Наши рекомендации