Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти
Теория и практика ЕГЭ
В1.
Основные способы словообразования.
Словообразовательный анализ отвечает на вопросы:
ü от какого слова образовано данное слово?
ü каким способом образовано данное слово?
Выделяют следующие способы образования:
1) просительница ← проситель (суффиксальный способ, с помощью суффикса –ниц-);
2) перечитать ← читать (приставочный способ, с помощью приставки пере-);
3) подоконника ← окно (приставочно-суффиксальный способ, с помощью приставки под- и суффикса –ник-);
4) взрыв ← взрывать (одинаковая общая часть, способ образования – бессуффиксный);
5) пятиэтажный ← пять этажей (сложение двух корней).
&Правило №1.
Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).
GЛовушка!
перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- - формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова.
Правильно:перечитал, н.ф. перечитать – читать(приставочный способ).
&Правило №2.
Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.
GЛовушка!
вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово!
Правильно: вход ← входить (бессуффиксный способ).
óПомни!
При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных:
- е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу);
Ошибка: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –енн).
Правильно: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –н).
- шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу);
- б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить, люблю, влюбленный).
При подборе однокоренного слова помни следующее:
часть речи | от какой части речи может быть образовано | каким способом |
существительное | существительное | приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный |
прилагательное | суффиксальный, бессуффиксный | |
глагол | ||
прилагательное | существительное | суффиксальный, приставочно-суффиксальный |
прилагательное | приставочный | |
глагол | суффиксальный | |
глагол | глагол | приставочный, суффиксальный |
существительное | суффиксальный, приставочно-суффиксальный | |
прилагательное | ||
наречие | существительное, прилагательное, наречие, числительное, местоимение | суффиксальный, приставочно-суффиксальный |
причастие | суффиксальный | |
причастие, деепричастие | только глагол | только суффиксальный |
Способы словообразования:
1) Прежде всего необходимо исключить способ перехода из одной части речи в другую.
Переход – это неморфологический способ словообразования, заключающийся в изменении морфологических признаков слова. Внешне это проявляется сохранение всех морфем и окончания, свойственных исходной части речи, но изменением вопроса, задаваемого к этому слову.
В прошлое (какое?) воскресение мы ходили в цирк. – Необходимо помнить (что?) прошлое.
В первом случае к слову прошлое задается вопрос какое?, т.е. вопрос прилагательного, а во втором что? - вопрос существительного. Значит, во втором предложении произошел переход.
2) Приставочный способ.
óПомни! Приставка не меняет часть речи!
Распространенные модели:
раз/рас, сверх, супер, ультра, экстра + существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное.
анти, дез, контр, не, ни + существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное.
приставка + любой бесприставочный глагол = глагол.
3) Суффиксальный способ (чаще образовывает новую часть речи).
от какой части речи | суффикс | что может быть образовано |
существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
прилагательное, причастие | о, е | наречие |
4) Приставочно-суффиксальный способ.
от какой части речи | морфема | что может быть образовано |
прилагательное, местоимение | по-…-ому, -ему, -ски, -цки, -ьи | наречие |
существительное | при, под, над, за, на, меж, со…(й)е [заканчивается на -ье, -ие, -ица] | существительное |
5) Сложение
При сложении обычно в слове выделяются два корня, части корней, слова в определенном падеже или слово является аббревиатурой (МГУ, ЕГЭ).
Алгоритм действий.
1) Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти у глаголов).
2) Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.
3) Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)
4) Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.
ÑРазбор задания.
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь!
Рассуждаем. Если необходимо найти слово, образованное с помощью приставки и суффикса, то они обязательно должны присутствовать в слове, которое нужно выписать. Попробуем найти эти слова. Их оказалось не так уж и много: сначала, несуразности, непонятно. Теперь к этим словам подберем ближайшего однокоренного «родственника».
Сначала – начало (отличаются и приставкой, и суффиксом, т.е. приставочно-суффиксальный способ),
Несуразность – несуразный (образовано с помощью суффикса –ость, способ образования – суффиксальный),
Непонятно – понятно (отличаются только приставкой, значит, это приставочный способ).
Таким образом, правильный ответ – слово сначала.
? Потренируйся.
1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти.
2. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.