Психофизиология осознанных процессов
Под термином сознание в разных научных дисциплинах понимают не совсем одно и то же. Одни ученые и бодрствование, и сон рассматривают как два различных состояния сознания (Годфруа, 1992). Другие сознание противопоставляют сну и, соответственно, связывают только с состоянием бодрствования (Основы..., 1997). Философы чаще всего считают сознание особой формой отражения мира, проявляющейся прежде всего в определении человеком своего места в нем (Батуев, 1991). Следовательно, в зависимости от позиции автора сознанием называется и ощущение, и самосознание (рис. 12.1).
Уже отмечалось, что, по мнению некоторых нейробиологов, сознание не может быть объяснено только деятельностью мозга. Однако в рамках курса психофизиологии рассматриваются лишь те концепции, которые выявляют связь изменений психических состояний со сдвигами активности головного мозга.
Сознание ограничено областью моментального восприятия и оставляет в тени все аспекты действительности, не входящие в зону внимания. Это отличает сознание от бессознательного, область восприятия которого значительно шире.
Зрительное осознание
Одна из хорошо проработанных концепций (Крик, Кох, 1992) основана на анализе осознания зрительно воспринимаемых событий. Она называется прожекторной теорией и основывается на роли внимания, создающего “луч прожектора”. Эта теория восходит к представлению И.П. Павлова о сознании как светлом пятне — фокусе возбуждения, перемещающемся по коре мозга. Любая удовлетворительная теория должна пытаться объяснить как можно больше различных аспектов сознания: эмоции, воображение и т.д. Посредством зрения человек получает наибольший объем информации. Зрительное осознание — не просто рассматривание находящихся перед глазами предметов: мозг при этом совершает сложнейший анализ поступающей информации и сопоставляет ее с той, что хранится в памяти. Он постоянно фиксирует трехмерное представление о среде, в которой пребывает.
Рис. 12.1. Ш.Е. Супоров. Апокалипсис (Science. 1998. January/February).
При восприятии объектов мозг не только схватывает видимую человеком часть, но и вызывает к жизни зрительный образ того, что находится на недоступной глазу в настоящий момент стороне (рис. 12.2).
Это хорошо прослеживается по детским рисункам, где ребенок, глядя на предмет, рисует не то, что реально составляет его зрительный образ, а то, что знает о предмете. Например, он может нарисовать четыре ножки у стола, хотя ему видны только две (рис. 12.3).
Таким образом, доступная глазу информация не обеспечивает ту интерпретацию событий, которую мы воспринимаем на ее основе. Для этого мозг активно восстанавливает необходимую дополнительную информацию из памяти и использует предшествующий опыт. Это позволяет, например, воссоздать объемное изображение при восприятии двухмерных сигналов, падающих на сетчатку глаза. Ярким примером активной включенности мозга в анализ зрительной информации может быть достраивание каждым полушарием целого лица на основе изображения той половины лица, информация о которой попадает в это полушарие (см. гл. 4).
Рис. 12.2. Рембрандт. Портрет старика. |
Рис. 12.3. Детский рисунок, на котором ребенок изображает не то, что видит, а то, что знает. |
Р. Джекендофф (см.: Крик, Кох, 1992) выдвигает предположение о существовании промежуточного уровня сознания. Он обосновывает свои умозаключения тем, что человек осмысливает лишь часть преобразований мозга по восприятию зрительного сигнала. Образ, который видит человек, связан с его представлением о непосредственно воспринимаемых плоскостях вместе с их очертаниями, ориентацией, цветом, текстурой, движением. Это изображение больше, чем двухмерное, поскольку несет в себе ориентацию видимых плоскостей. Но оно меньше, чем трехмерное, потому что информация о глубине в явном виде в нем не представлена. На более высоком уровне переработки информации мозг восстанавливает из нее объемное изображение. Мозг не только преобразует плоское изображение в трехмерное, но и осуществляет обратную операцию. Р. Джекендофф убежден, что у человека нет зрительного осознания такого трехмерного представления.
Изображение может быть представлено в явном и неявном виде. Явное изображение — это то, что символизируется, не подвергаясь дальнейшей переработке. Неявное изображение содержит точно такую же информацию, но требует дополнительной переработки, чтобы стать явным. Например, набор цветных точек на телевизионном экране несет представление об объекте в неявном виде, в явном виде заданы лишь сами точки и их место-
положение на экране. При просматривании такого изображения мозаика активности нейронов воссоздает явный образ объекта.
Этот паттерн разряжающихся нейронов называется активным представлением (Крик, Кох, 1992). В мозге хранится и скрытое представление об этом же объекте, возможно, в виде особого сочетания синаптических связей между нейронами. По-видимому, мозг сохраняет в латентном состоянии огромное количество подобных паттернов об известных ему объектах. Когда человек задумывается о том или ином объекте, образ переходит из неявного состояния в активное, что сопровождается импульсным возбуждением соответствующих нейронов.
Один и тот же объект может быть представлен в мозге различным способом — в виде зрительного образа, набора слов, соответствующих звуков, прикосновения или запаха, которые тесно взаимодействуют между собой, поддерживая друг друга. В создании представления участвует множество нейронов, расположенных в различных областях мозга и включенных в сложную иерархическую и пространственную организацию. Изучение импульсной активности нейронов в разных отделах мозга обезьяны и человека, а также наблюдения за последствиями некоторых мозговых травм свидетельствуют о том, что различные характеристики одного и того же объекта и связанные с ним представления об отношениях между объектом и рассматривающим его человеком могут быть обеспечены возбуждением нервных клеток в разных отделах мозга.
Полное представление о каком-то предмете формируется на основании более частных представлений. Одним из них может быть общая характеристика предмета. Нейроны, участвующие в ее организации, чувствительны к" точным параметрам объекта и слабо реагируют или не отвечают совсем на другие, например, изменения его ориентации в пространстве. Так, у обезьян одни нейроны возбуждаются на поворот лица в определенном направлении, другие — на направление, в которое устремлен взгляд.
Частные представления о том же предмете могут включаться как в полное, так и располагаться в других отделах мозга. Например, в случае представления о лице такие признаки, как пол человека, особенности его характера и темперамента, была ли с ним встреча прежде, могут коррелировать с нейронной активностью в различных участках мозга.
Ф. Крик и К. Кох допускают возможность существования очень нестойкой формы “мимолетного” сознания, в которой имеются лишь относительно простые признаки объекта и которая не связана с подключением внимания. Мозг воссоздает из активности “мимолетного” сознания образ, на котором сосредоточивается наблюдатель, т. е. то, что он ясно и живо видит и что требует работы внимания. Последнее активирует объемные представления об объекте и подключает представления более высокого когнитивного порядка.
Ясное сознание отличается рядом особенностей. В частности, полное осознание возможно лишь при наличии активного внимания и неповрежденной кратковременной (оперативной) памяти.
До сих пор нет четких доказательств необходимости участия долговре-
менной памяти в процессе осознания. Однако воипршнис mnui^ ” требует обязательного обращения к энграммам, долговременно хранящимся в мозге, для полноценной переработки информации, поэтому в норме она, безусловно, включена в процесс осознания. Вместе с тем, как показывают некоторые наблюдения за больными, способность к долговременному запоминанию нового материала для сознания не является облигатной, в то время как сохранность оперативной памяти — необходимое условие.
Для понимания того, что представляет собой человеческое сознание, используют математическую теорию хаоса. С этой точки зрения, изменяющееся состояние динамической нейрональной суперсети с ее варьирующими участниками в виде ансамблей нейронов коррелирует с изменениями состояния сознания. Таким образом, поток траекторий суперсети в гиперпространстве и являет собой поток сознания (Globus, Arpaia, 1994).
Локализация сознания
В процесс осознания, по-видимому, включены многие области мозга, но доминирующая роль принадлежит новой коре. Зрительная информация от рецепторов сетчатки поступает в новую кору через верхние бугры четверохолмия и таламус.
При перерезке мозолистого тела левое полушарие не включает в осознание зрительную информацию, поступившую в правое полушарие. Это свидетельствует о том, что информация, необходимая для зрительного осознания, не может достигнуть другой половины мозга через подкорковые структуры, поскольку единственным мостиком между полушариями служит мозолистое тело. Осознание у леворуких людей тоже связано с функцией левого полушария.
Гиппокамп является центральной структурой, отвечающей за долговременное хранение информации, которую он по мере необходимости может передавать моторной коре. Гиппокамп расположен так, что способен получать сигналы практически из всех областей головного мозга и посылать собственные во многие из них. Являясь важнейшей структурой хранения информации, он тем не менее не становится центром формирования осознания. Анализ поведения больных с повреждениями этой структуры мозга показывает, что он не играет сколько-нибудь существенной роли в зрительном осознании.
Есть предположение (Крик, Кох, 1992), что кора выполняет две функции. Используя приблизительную и обладающую некоторой избыточностью “монтажную” схему, детерминированную генами и процессами эмбрионального развития, она прибегает к зрительному и другим формам опыта для того, чтобы осуществить медленный собственный “перемонтаж” и благодаря этому образовать категории, на которые может реагировать. Однократное воздействие нового признака не ведет к образованию в коре полноценной новой категории, хотя и при этом могут происходить некоторые небольшие изменения нервных связей.
Другая функция коры — быстрое реагирование на поступающие сигналы. Для этого она пользуется вновь образованными категориями и ищет такие сочетания активных нейронов, прошлый опыт которых позволяет наиболее точно представить в мозге соответствующие объекты и события зримого мира. На образование таких сетей активных нейронов могут влиять сигналы из других частей мозга.
Быстро образующиеся сети нейронов встречаются на разных уровнях мозга и взаимодействуют между собой, формируя еще более крупные цепи. Они нестойки и функционируют лишь доли секунды. Создание подобных сетей должно быть крайне быстрым, поскольку они составляют основу того, что человек сознает. Активность нейрона требует времени, и эту относительную медлительность мозг компенсирует, с одной стороны, одновременной и параллельной работой большого числа нейронов в составе мгновенно возникающих и тут же распадающихся сетей, с другой — иерархической организацией системы.
Таким образом, сознание в любой момент соответствует популяциям активированных нейронов. Это положение было названо принципом нейронной активности (Крик, Кох, 1992). Скорее всего, не все нейроны новой коры, активность которых в данный момент превосходит фоновую, участвуют в процессе осознания. Вероятно, часть активных нейронов связана с анали-
Рис. 12.4(а). Эксперимент “Чеширский koi” Эют простой опыт с зеркалом иллюстрирует один из аспектов зрительного сознания. В его основе лежит так называемый феномен зрительного соперничества, возникающий в том случае, когда глаза имеют разные входы, соответствующие одной и той же части поля зрения. Движение в поле зрения одного глаза может вызвать исчезновение либо всего изображения, либо только отдельных его частей. Движение приковывает к себе все внимание мозга. Поле зрения наблюдателя разделяется помещаемым между его глазами зеркалом на две половины. Один глаз видит кота, другой глаз — отражение в зеркале белой стены или какого-либо другого фона.
изображение кота. В результате изображение кота может полностью исчезнуть. Если же наблюдатель до взмаха руки особенно внимательно рассматривал какие-нибудь определенные части изображения, например глаза или рот кота, они могут остаться в поле зрения (Крик, Кох, 1992).
зом воспринятой информации, и только некоторые отражают результаты этой обработки, т. е. создают то, что человек осознает.
Идентифицировать нейроны, чья активность символизирует сознание, ' помогает феномен бинокулярного соперничества. Он возникает, когда глаза человека имеют разные входы по отношению к одной и той же части поля зрения. Зрительная система левой половины мозга получает сигналы от обоих глаз, но видит только часть зрительного поля справа. Аналогичным образом правая половина мозга тоже имеет информацию от обоих глаз, но видит левое поле зрения. Если эти два конфликтующих входа начинают соперничать, человек видит не результат наложения друг на друга двух входов, а то один, то другой из них.
Этот эффект можно наблюдать в эксперименте, получившем название “Чеширский кот”. В нем испытуемый неподвижно смотрит в зеркало перед собой, рядом с зеркалом помещен чистый белый экран. Одним глазом он видит отражение своего лица, другим — экран. Если испытуемый помашет рукой перед экраном в той же части зрительного поля, которое занимает лицо, оно внезапно исчезает (рис. 12.4). Внимание мозга поглотило движение руки. Видеть же лицо без внимания нельзя. Если испытуемый переведет взгляд, он увидит лицо.
Иногда исчезает часть лица, и остаются только глаза, т. е. сохраняется та его часть, на которую было обращено внимание наблюдателя. Это явление
Рис. 12.5. Обман зрения, описанный В. Рама-чандраном, иллюстрирует способность мозга восполнять или компенсировать зрительную информацию, недостающую из-за того, что изображение объекта приходится на слепое пятно глаза. Когда вы смотрите на рисунок из прерывистых верхних полос, в зрительной системе возникает изображение двух иллюзорных контуров, определяющих вертикальную полосу. Теперь зажмурьте правый глаз и сфокусируйте взгляд на белом квадрате в верхней серии полос. Приближайте страницу к глазу до тех пор, пока не исчезнет верхний кружок (примерно в 15 см от носа). По словам большинства испытуемых, они видят вертикальную полосу в области слепого пятна сплошной, а не прерывистой. Проделайте то же самое с серией из трех нижних полос. Иллюзорные вертикальные контуры очерчены менее четко, и зрительная система стремится заполнить слепое пятно горизонтальной полосой. Таким образом, мозг восполняет недостающую зрительную информацию по-разному (Крик, Кох, 1992). |
напоминает улыбку Чеширского кота из книги Л. Кэрролла “Приключения Алисы в Стране чудес”.
Простой вариант бинокулярного соперничества изучали на обезьянах Н. Ло-готетис и Дж. Шалл (Крик, Кох, 1992). Они обучали обезьяну фиксировать взгляд и сигнализировать экспериментатору, если та увидит смещение горизонтальной решетки вверх или вниз. Эффект бинокулярного соперничества создавался тем, что движение решетки вверх проецировалось в один глаз, а вниз — в другой. Два эти изображения перекрывались в поле зрения обезьяны. Животное подавало сигналы о движении решетки вверх или вниз поочередно, т. е. так, как их видел бы человек. Хотя перед глазами обезьяны находился один и тот же движущийся раздражитель, его восприятие менялось приблизительно один раз в минуту. В этот момент в зрительной коре обезьяны активность одних нейронов коррелировала с изменениями восприятия, тогда как средняя частота импульсации других практически не изменялась. Таким образом, зрительному сознанию животного в каждый момент времени соответствовала активность только части нейронов коры.
Есть экспериментальные свидетельства, подтверждающие это предположение. Во-первых, это импульсация нейронов V2 в престриарной коре в ответ на кажущиеся контуры. Второй пример — заполнение слепого пятна. Слепое пятно в каждом глазу связано с отсутствием фоторецепторов в той области сетчатки, где из нее выходит зрительный нерв, идущий в мозп Оно отстоит приблизительно на 15 градусов от центральной ямки сетчатки (зрительный центр глаза). Тем не менее, зажмурив один глаз, никто не видит отверстия в поле зрения.
Первичная зрительная кора (зона VI) не имеет прямого входа от одного глаза, но располагает полноценным механизмом переработки сенсорного сигнала из другого глаза. Р. Гаттас и его сотрудники из Федерального университета в Рио-де-Жанейро (Крик, Кох, 1992) показали, что у обезьяны некоторые нейроны зоны VI в области проекции слепого пятна реагируют на сенсорный вход из обоих глаз, что обеспечивается активностью нейро-. нов из других участков коры. При простом заполнении слепого пятна некоторые нейроны этой области обнаруживают высокий уровень возбуждения. Вероятно, феномен заполнения —интерполирующий процесс, который может протекать на самых разных уровнях новой коры (рис. 12.5).
Большинство нейронов зрительной коры наиболее интенсивно отвечают на какой-то один тип стимуляции: положение объекта, его ориентацию, направление движения, цвет и т. д. Нейроны, реагирующие на один и тот же параметр зрительной информации, располагаются в коре рядом. Установлено, например, что электрическая стимуляция небольшого участка зрительной коры — МТ — вызывает почти всегда ожидаемые нарушения в различении параметров движения и способна влиять на поведение и зрительное восприятие животного. Нейроны, отвечающие на отдельный параметр зрительной стимуляции, располагаются на нижней ступени иерархии зрительного восприятия. Возможно, что истинным коррелятом восприятия является импульсация другого уровня зрительной иерархии, на которую влияют и нейроны, активированные в МТ.
Вполне допустимо, hiu j^i-i.^.^ ное сознание представляет собой активацию корковых областей, которые обрабатывают и анализируют то, что человек видит. Из коры информация направляется в гиппокамп, где подвергается временному кодированию в долгосрочную эксплицитную память, а также — в моторные отделы коры, ответственные за планирование движений.
Вполне вероятно и поведение непосредственно на основе зрительного восприятия без его осознания. Это демонстрируют больные со “слепым зрением”. Такие люди, имеющие травму в области зрительной коры, достаточно точно определяют положение зрительных целей или следят взглядом за их движением, но напрочь отрицают, что они что-либо видят. Исследования свидетельствуют, что у таких больных в восприятии участвуют слабо выраженные связи между наружным коленчатым ядром и некоторыми областями коры (зона V4). Неясно, существенна ли для зрительного осознания интактная зона VI. Предполагают, что зрительные каналы у людей со “слепым зрением” слишком слабы для того, чтобы активность нейронов могла порождать сознание, но обладают достаточной силой для проникновения в моторную систему мозга.
Люди с нормальным зрением постоянно реагируют на зрительные сигналы, которые они не осознают. Сложные, но стереотипные действия, почти или вообще не сопровождающиеся зрительным сознанием, свойственны любой автоматической деятельности (например, вождению автомобиля). У больных передаваемая информация либо очень ограничена, либо сильно ослаблена,
поэтому человек хотя и в состоянии функционировать без зрительного осознания, но его поведение резко обедняется.
Для того чтобы стимул был осознан, необходим некоторый временной интервал (буквально несколько сот мс), в течение которого возбуждаются корковые нейроны. Если активация будет длиться меньшее время, осознания не произойдет. Таким образом, отбирается к осознанию неэмоциональная информация (Libet, 1991). В норме укорачивать длительность раздражителя могут какие-то внутренние механизмы, тем самым мешая его осознанию.
То, что для осознания необходимо определенное время, подтверждает такой эксперимент: если сигналы следуют один за другим с небольшим разрывом во времени, мозг перерабатывает их как одновременные. Так, если в течение 20 мс испытуемому подавать подряд вспышки сначала красного цвета, а потом — зеленого, он скажет, что видел желтую вспышку. Произошло это потому, что все вспышки перерабатывались одновременно.
Указанные эксперименты привели психолога Р. Эфрона (Крик, Кох, 1992) к выводу, что время переработки информации при зрительном восприятии составляет около 60-70 мс. Примерно такое же время требуется для осознания звуков, воспринимаемых слуховым анализатором. Тем не менее на более высоких уровнях зрительной иерархии и в других структурах мозга периоды переработки информации могут быть иными. Они могут,ускоряться в процессе обучения или специальной тренировки испытуемых.
Осознанию соответствует глобальная активность многих нейронов одновременно, имеющих разряды с частотой гамма-колебаний. Синхронная активность объединяет их в единый ансамбль. Нейроны могут входить в разные ансамбли, которые, таким образом, являются временными объединениями нейронов по признаку синхронизации активности в гамма-диапазоне. Прожектор внимания, определяющий перемещение фокуса сосредоточенности в конкретных местах зрительного поля, основан на способности нейронов разряжаться когерентно (Crick, Koch, 1995).
Считается, что каждая область коры порождает осознание зрительных признаков только в том случае, если нейроны, отвечающие за восприятие, располагаются друг над другом в виде колонок, перпендикулярных поверхности коры. В то же время до сих пор не найдена область, куда бы сходилась вся информация, необходимая для осознания. По-видимому, как уже было сказано, сознание рассеяно не по какой-нибудь ограниченной мозговой структуре, но охватывает более обширные области новой коры.
Роль речи в осознании
Некоторые исследователи придают особое значение речи в процессе осознания. Одним из первых эту концепцию предложил П.В. Симонов (1981; 1993). Наряду с сознанием, которое по природе своей коммуникативно, он выделял подсознание как то, что было осознанным или при определенных условиях может им стать, и сверхсознание, под которым понималась твор-
ческая интуиция. Связь сознания с речью представляется необходимой и для других авторов (Hesslow, 1994).
Согласно представлениям М.С. Газаниги (Gazzaniga, 1980), сознание в первом приближении — это процесс, обеспечивающий субъективный смысл реальности. Оно непосредственно зависит от надмодальных процессов языка. При этом личность определяется как конгломерат самостоятельно функционирующих мозговых систем, которые в основном отражают процессы невербальной переработки информации. Они могут независимо влиять на осознанное и неосознанное поведение и подчиняются контролю языкового механизма. Языковая система, интегрируя эти множественные мозговые единицы, создает то, что и составляет человеческую личность.
В то же время эксперименты, в которых была поставлена цель доказать необходимость речи для осознания, не подтвердили это предположение. Известно, что внутренняя речь человека обеспечивается активностью тех же мышц, которые участвуют во внешней речи. Введение яда кураре, препятствующего сокращению мышц, а значит и возможности внутренней речи у испытуемого, не приводит к утрате его сознания и мышления. После вымывания препарата человек может вспомнить свои размышления в экспериментальной ситуации (Годфруа, 1992).