Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психики, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами
Мышление как особый психологический процесс имеет ряд специфических признаков:
- обобщенность познания. Знание единичного не дает основания для предвидения. Чтобы предвидеть, нужно обобщать отдельные факты, исходя из этих обобщений, делать выводы.
- опосредованность отражения действительности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы выносим суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем косвенной информации, которую мы получаем с помощью, например, термометра, других приборов и др.
Виды мышления можно рассматривать как последовательные ступени интеллектуального развития человека.
Последовательные ступени интеллектуального развития - наглядно-действенное, наглядно-образное и, наконец, словесно-логическое мышление.
Развитие мышления происходит постепенно. Родился ребенок. Растет. Поначалу мышление его в большой степени определяется развитием манипулирования различными предметами. Сначала он манипулирует предметами, которые для него не имеют смысла, потом эти действия целенаправленно направляются на предметы и действия приобретают осмысленный характер.
1. Это наглядно-действенное мышление – генетически наиболее ранняя форма мышления, его суть заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первые проявления наглядно-действенного мышления можно наблюдать у ребенка в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью.
Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
2.Наглядно-образное мышление – это второй вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может.
Наглядно-образное мышление – опирается на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.
3. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются.Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей
4. Теоретическое мышление (его разновидности: понятийное и образное мышление) – это познание законов, правил.
5.Понятийное мышление– это такое мышление, в котором используются определенные понятия.При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми с помощью специальных методов и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.
6. Основная задача практического мышления (наглядно-образное и наглядно-действенное) – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
Также различают интуитивное и аналитическое (логическое) мышление.
Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность).
7. Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.
Операции мышления.
Основными операциями или логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т. е. свойств и отношений), присущих ряду однородных предметов.
Анализ — мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.
Синтез — мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Сравнение — мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков предметов и в отвлечении от несущественных, второстепенных.
Обобщение — мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.
Перечисленные выше логические приемы используются при формировании новых понятий как в научной деятельности, так и при овладении знаниями в процессе обучения.
Качества мышления.
Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах:
- широта мышления – способность охватывать весь вопрос в целом, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Она проявляется в кругозоре человека и в способности рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями;
- глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов, умении видеть вопрос, проблему.
- противоположное качество - поверхностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного;
- самостоятельность мышления – характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других;
- гибкость мысли – выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки;
- быстрота ума – это умение человека быстро принимать правильное решение;
- торопливость ума – человек не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения;
- критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли.
8.Воображение. Понятие. Виды воображения.
Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.