Следы орудий взлома и инструментов, их классификация. Техника и способы их обнаружения, фиксации и изъятие
По одной из классификаций орудия взлома и инструменты механического воздействия на преграду делятся на: ударные (молотки и кувалды), отжимные (ломы и гвоздодеры), зажимные (тиски, плоскогубцы, круглогубцы, овалогубцы и клещи), колющие (шилья, «цыганские» иглы), режущие (ножи, топоры, стамески, долота, зубила и др.), перерезающие (ножницы и кусачки), сверлящие (бурава и сверла), пилящие и некоторые другие.[5]
Комплексы признаков зависят не только от конструкции объектов, но и от способов их применения. Орудия и инструменты не всегда используются по своему конструктивному назначению: так, стамесками, долотами, отвертками отжимают створки дверей или окон, а дверь может быть выбита, например, ударом лома, крупного гаечного ключа или обухом топора.
В результате статического по характеру действия образуются следы (объемные деформации), в которых отображается индивидуальный комплекс признаков, характеризующий рабочую часть орудия. Традиционно этот комплекс подразделяется на общие (форма и размеры контактной поверхности) и частные (форма и размеры отдельных ее элементов, форма, размеры и расположение неровностей краев и поверхности) признаки.
Динамические следы – это поверхностные следы скольжения и следы резания, которые чаще всего оставляются режущими или монтировочными (отвертки) инструментами.
Поверхностные следы скольжения часто позволяют установить форму и размеры рабочей части следообразующего объекта, а также особенности его следообразующей кромки (лезвия).
Следует отметить, что для преодоления преград могут быть использованы газо– и электрорежущие аппараты, наносящие не механические, а термические повреждения. Эти повреждения представляют собой щелевидные разрезы с неровными краями и элементами оплавления, растекания металла, его разбрызгивания, отложения копоти, изменения цвета металла и т.п.
В классификацию следов орудий и инструментов как материальных следов преступления входят не только следы-отображения, но и следы-предметы и следы-вещества.
Следы-предметы орудий и инструментов – это обломки их рабочих частей, оставляемые на месте происшествия.
Следы-вещества – это результаты действия электро– и газорежущих аппаратов в виде микроскопических частиц металлической окалины, микрокапель расплавленного и застывшего металла и стеклянной ваты теплоизоляции сейфа.
Следы орудий и инструментов в подавляющем большинстве представляют собой локальные следы.
Фиксация следов орудий и инструментов проводится по обычной схеме (описание в протоколе, составление схем и планов, фотографирование, изготовление оттисков и слепков, изъятие предметов-следоносителей со следами). Обнаружение у подозреваемого инструментов или орудий, аналогичных тем, которые были использованы на месте происшествия, позволяет, помимо вопросов диагностического характера, назначить идентификационную экспертизу. При этом, помимо следов, изъятых на месте происшествия, эксперту направляется проверяемое орудие.
24. Следы транспортных средств, их классификация, обнаружение, фиксация и изъятие.
Кроме следов-отображений, оставляемых колесами на грунте или асфальте, а также деталями автомобиля на других транспортных средствах, одежде и теле потерпевшего или предметах, окружающих проезжую часть дороги (столбах, стенах, заборах), в результате ДТП остаются следы-предметы и следы-вещества. К следам-предметам относятся, например, осколки разбитого фарного стекла, отвалившиеся детали автомобиля и т.п., а к следам-веществам – следы вытека-ющихиз агрегатов автомобиля жидкостей (ГСМ, охладители, тормозная жидкость), а также микроскопические осколки стекла и чешуйки краски.
Следы-отображения могут быть объемными (деформации – следы колес на грунте и деталей на других транспортных средствах; формования – следы колес в сыпучих веществах) и поверхностными (в основном это наслоения при движении испачканных колес по асфальту, но могут быть и следы-отслоения – при скольжении бампера по крылу другого автомобиля, когда отслаивается лакокрасочное покрытие).
По механизму образования следы качения являются статическими. Динамические следы колес, когда колеса идут «юзом» по поверхности асфальта, для идентификации непригодны, однако позволяют установить скорость автомобиля к моменту начала торможения.
Чаще всего исследуются локальные следы, но возможно также использование периферических следов, например обнаружение сухого участка асфальта на месте отсутствующего автомобиля в то время, когда окружающая поверхность асфальта, влажная от дождя, позволяет по форме и размерам участка хотя бы приблизительно установить марку автомобиля.
Характеристики следов автомобиля, используемые в транспортной трасологии, заимствованы из автотехники.
Колея – это расстояние между одноименными точками беговых дорожек одинарных колес или средними линиями спаренных колес. При движении по прямой следы задних колес частично или полностью перекрывают следы передних. Поэтому ширина колеи передних колес может быть измерена по следам на повороте.
База автомобиля – это расстояние между передней и задней осями двухосного автомобиля. У трехосных автомобилей различается общая база, т.е. расстояние между передней и задней геометрической осью, проходящей через середину базы тележки (база тележки – расстояние между средней и задней осями).
Беговая дорожка – это часть покрышки, контактирующая с дорогой и имеющая рисунок для лучшего сцепления с ней.
Обнаружение следов на месте происшествия дает возможность получить предварительную информацию для выдвижения версий и планирования расследования. В частности, устанавливаются марка (модель) автотранспортного средства, модель шин (хотя бы на задних колесах), степень износа и особенности шин, наличие повреждений (например, разбитая фара), посторонних следов (наслоения крови, мозгового вещества, волос, лоскутов одежды) на автомобиле. Кроме того, по следам можно установить обстоятельства происшествия: направление и скорость движения автомобиля, места наезда на пешехода, столкновения с другим транспортным средством, начало торможения, остановки.
В ряде случаев эти вопросы ставятся на разрешение диагностической, нередко комплексной (трасологической и судебно-автотехнической), экспертизы.
Обнаружение подозреваемого и изъятие у него автомобиля позволяет назначить идентификационную экспертизу. В качестве образцов для сравнительного исследования чаще всего предоставляются колеса автомобиля. Однако в некоторых случаях (например, по большегрузным автомобилям) приходится получать экспериментальные отображения колес, которые и предоставляются эксперту.