Основные типы речевой культуры
Типы речевой культуры | Критерии выделения типов речевой культуры | ||||||||||
Языковая рефлексия | Речевой эталон | Следование языковой норме | Навыки устной и письменной речи | Употребление вне-литерату-рных языковых средств | Владение функцио- нальными стилями | Отношение к заимствованиям | |||||
Полнофункциональный | Привычка к самоконтролю во всех сферах обще-ния. Использование словарей, справоч-ников не только в рамках професси-ональной деятельности | Классическая литература. Образцы публицистического и научного стилей | Соблюдение языковых норм | Устная и письменная разновидности речи различаются | Осторожное и только целесообразное употребление | Свободное владение всеми функциональными стилями | Отсутствие злоупотребления иноязычной лексикой | ||||
Неполнофункциональный | Критическое отношение к собственной речи и к речи окружающих ослаблено | Язык художественной ли-тературы. Язык СМИ | Нарушения некоторых норм ввиду их недостаточной освоенности | Устная и письменная разновидности не вполне разграничиваются | Целесообразное употребление | Владение функциональными стилями, необходимыми в профессиональной деятельности | Перенасыщенность речи заимствованной терминологией | ||||
Окончание табл.4.4 | |||||||||||
Среднелитературный | Ощущение некоторой ущербности своих речевых возможностей | Язык СМИ. «Псевдохудожественная» литература | Частые нарушения норм не только из-за недостато-чного овладения ими, но и из-за са-моуверенности и даже их сознатель-ного игно-рирования | Устная и письменная речь очевидно не разграничиваются | Употребление средств, типичных для данного социального окружения | Владение двумя функциональными стилями: обиходно-разговорным и профессионально обусловленным | Злоупотребление модными заимствованиями, в том числе варваризмами | ||||
Обиходный | Не предполагает сознате-льного отношения к своей речи | Речь окружающих. Язык рекламы. Язык улицы | Языковая норма не является ориентиром в речевой деятельности | Затруднения и даже беспомощность в письменном и в устном публичном общении | Широкое и неосознанное употребление | Использование во всех сферах общения (в т. ч. в условиях форма-льного общения) только разговорной речи | Неосознанное употребление | ||||
Современными исследователями выявлено существование ещё одного типа речевой культуры- литературно-жаргонизирующего, специфика которого состоит в том, что: а) его носителями являются только журналисты; б) в действительности они (как частные лица) относятся к среднелитературному или даже неполнофункциональному типу, однако в рамках журналистской деятельности они как бы надевали на себя маску носителей жаргонной речи.
Этот тип, сформировался (а точнее – был искусственно создан) в конце ХХ в. как реакция на официоз и казённость речи СМИ советской эпохи. Его основными чертами являются:
• стремление к раскованности речи, приводящей к фамильярности и даже вульгарности;
• последовательное и не всегда целесообразное использование разговорности как приёма в рамках публичной устной и даже письменной речи;
• намеренное снижение речи, при котором из всех синонимических возможностей языка предпочтение отдаётся не только разговорным средствам, но и просторечию, жаргону (отсюда и вторая составляющая в названии – жаргонизирующий).
Именно этот тип представляет наибольшую опасность для общего уровня речевой культуры, поскольку люди, восприимчивые к коммуникативным воздействиям и склонные к подражанию, принимают речь его носителей за эталонную.
За пределами литературного языкавыделяются три типа речевой культуры.
1.Просторечный тип, характерный для малообразованных горожан. Его представитель не только не соблюдает норм литературного языка, но и не знает о стилистических (в том числе функционально-стилевых) возможностях языка. Для его речи характерно также обилие грубых слов и слов-паразитов; ТЫ-общение с незнакомыми и малознакомыми людьми, в том числе в ситуации формального общения.
2. Народно-речевой тип,сохранившийся только среди малообразованной части сельского населения, говорящего на диалекте (подробнее о диалектах см. лекцию № 5, § 5.2.).
3. Арготический тип,в прошлом распространённый среди деклассированных элементов (воров, мошенников и др.) с целью сокрытия информации от посторонних, т. е. не включённых в сообщество лиц. Сейчас это так называемый воровской жаргон.
Для представителей этих типов речевой культуры характерно владение только устной разновидностью речи, и даже передача знаний от поколения к поколению осуществляется исключительно в устной форме. В настоящее время наиболее распространённым из них является просторечный тип.
►К какому типу речевой культуры Вы отнесёте себя? Почему?