Языки древнейших государств
Для государств характерна тенденция к созданию государственного языка. Поскольку древнейшие государства, как правило, были основаны на насильственном сплочении ряда разноязычных племен под эгидой одного племени или одного тесного союза племен, постольку языковая система оказывалась двухслойной: один слой образовывался языком господствующей части населения, что территориально совпадает с центральной областью государства, другой, низший - языками остальной части населения, в территориальном отношении периферийных.
На Востоке такие отношения сложились в Уйгурском государстве (в Забайкалье). В 8 в. Уйгуры, сначала бывшие кочевниками, перешли к поливному земледелию. У них появились города. Родовые отношения сменяются феодальными, родо-племенной союз сплачивается в народность (уйгуры, по-китайски хуайхэ). К концу 9 в. уйгуры в силу ряда сложных исторических обстоятельств (нападений мигрирующих племен, войн) передвигаются в район Притяньшанья и принимают буддизм. Памятники уйгурского языка, главным образом религиозные и религиозно-философские сочинения, связанные с буддизмом, а также документы хозяйственного и юридического содержания, свидетельствуют о том, что к 9-10 веку выработался единый литературный письменный уйгурский (древнеуйгурский) язык. Письменность уйгурского языка (8 в.) - переработанный вариант новосогдийского алфавита. Эта письменность была перенята монголами. Уйгурский язык оказал значительное влияние на формирование литературных языков Средней Азии: литературного языка Золотой орды (13-14 вв.), староузбекского (15-19 вв.), старотуркменского (17-19 вв.) и др.
В Африке уже в 10 в. н.э. существовали государства. Как и в других странах основой раннеклассовых государств становилась одна какая-нибудь этническая группа. Союз племен в среднем течении Нила составил ядро государства Сонгаи. В это государство были объединены многочисленные разноязычные племена, но правительственный аппарат и войско состояли из сонгаев, и сонгайский язык стал господствующим на свей территории государства.
В Древней Греции впервые в истории в 3 в. до н.э. возник общий литературный язык, не совпадающий ни с одним из диалектов, - так называемое койнэ (греч. ). Культурно-историческое значение койнэ, общего языка поздней греческой цивилизации, огромно. Позднее он стал языком византийской цивилизации. Древнегреческий язык и запечатленные в нем духовные ценности вошли неотъемлемой составной частью в культуру Древней Руси и России. Через него пролегал восточноевропейский путь освоения античного культурного наследства. Большое количество слов древнегреческого и латинского языков вошло в европейские языки, образовав интернациональный фонд слов-понятий.
В наиболее классическом виде многослойность языка в период образования государства и народности проявилась в Древнем Риме. В складывающемся общеиталийском государстве выделилась центральная область Лациум, населенная латинянами. В силу экспансии этого народа их язык, латинский язык, с 4 в до н.э. распространился сначала на другие части Италии, а затем и за ее пределы в покоренные провинции Рима - Галлию (современную Францию), Иберию (современную Испанию), Дакию (современную Румынию). На территории Италии образовалась федерация рабовладельческих общин, автономных и полуавтономных, при господстве центральной общины – города Рима. Понятие города и государства в европейской античности совпадают: существует полис. На протяжении первых столетий этой общины местные общины сохраняют свои письменные языки - венетский, оскский, умбрский, мессапский, фалискский и др. в качестве языков своей собственной местной государственности. Рим не проводит политики насильственной латинизации. Процесс естественного объединения привел к созданию в 49 г. до н.э. империи. Права римского гражданства были распространены на все общины, на всех италиков. местные языки к этому времени практически выходят из употребления не только в документах общин, но и в частных памятниках. Латинский язык становится языком всего италийского населения, происходит слияние всех италийских племен в единую народность. этому способствовала, кроме единства территории и общественно-экономической жизни, и лингвистическая близость части италийских языков друг другу. Создание единого государственного языка следует рассматривать как явление огромного культурно-исторического значения. Латинский язык стал языком науки, литературы и культуры и позднее - западноевропейским путем освоения античного культурного наследия.
Одновременно с внешней экспансией происходят глубокие сдвиги внутри латинского языка. Его фонетика и морфологический строй к началу нашей эры мало изменились по сравнению с 4 в до н. э. Но словарный состав, словообразование и синтаксис при значительном влиянии греческого языка и греческой культуры изменились неузнаваемо: они обогатились, приобрели развитую синонимику и освободились от синтаксической скованности.
Самым значительным приобретением было появление понятия нормы языка и речи. Языковому сознанию родо-племенного строя это понятие совершенно не свойственно.
Норма предполагает три основных понятия: вариативность, идеал, традиция.
Вариативность заключается в разнообразии и непрерывной изменчивости языка, ставящего человека перед дилеммой: Что лучше? Что выбрать? Представление об идеале составляет основу предпочтения и отбрасывания. Традиция закрепляет представление об идеале. Норма требует не только выбора и сохранения выбранного, но и уничтожения отброшенного. Осуществляя языковой выбор, каждый человек руководствуется определенными правилами, которым его обучали. Передаваемые в процессе обучения правила и составляют традицию, и поэтому сама норма традиционна. Основное правило выбора заключается в различении «правильного» и «неправильного». Эти понятия и оказываются вегда самыми традиционными. Они могут возникнуть только на основе развитого многообразия, богатства самого языка.