Избирательная стратегия и избирательные технологии

ВВЕДЕНИЕ

Предстоящие в 2003 и 2004 года выборы органов власти в России имеют ряд особенностей. Прежде всего, это первые федеральные выборы, проводимые в рамках нового законодательства. Имеются в виду законы «О политических партиях» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме», которые определяют новую, существенно возрастающую роль партий в политической жизни российского общества. Крупные финансово-промышленные группы готовы поддерживать политические партии самой разной ориентации для того, чтобы реализовать свои экономические интересы. Кроме того, имеется достаточно состоятельных предпринимателей, готовых инвестировать в свои избирательные кампании значительные средства, что значительно поднимает средний уровень расходов на проведение кампании.

Во-вторых, для Партии «Единая Россия», в отличие от КПРФ, СПС, «Яблока», ЛДПР, это первые федеральные выборы. Поэтому они потребуют не только обобщения выборного опыта «Единства» и «Отечества», но и применения всего положительного стратегического и технологического арсенала подготовки и проведения избирательных кампаний, накопленного в современной России за годы альтернативных выборов.

И еще одна особенность предстоящих избирательных кампаний. В декабре 2003 г. одновременно с выборами в Госдуму в субъектах РФ пройдут многочисленные выборы в региональные и местные структуры власти. Это же относится и избирательной кампании 2004 года по выборам Президента Российской Федерации. Поэтому региональным отделениям Партии придется совмещать несколько избирательных кампаний разного уровня, что потребует привлечения крупных организационных и человеческих ресурсов.

Опыт показывает, что каждая избирательная кампания имеет свои неповторимые особенности. Те стратегеммы, ходы, приемы, которые были успешны на прошлых выборах, оказываются малоэффективным в новых условиях. Поэтому новая избирательная стратегия основана на детальном знании особенностей кандидата, социально-экономической ситуации в округе, электоральной истории, расстановки политических сил, структуры и менталитета электората, характера социальных коммуникаций т.д. Вместе с тем в каждой избирательной кампании используется определенный набор технологических средств. Сегодня побеждает тот, кто делает акцент на только на том, что делать, но и на том, как делать. Избирательные технологии становятся все более отточенными и выверенными, а профессионализм избирательных технологов все более высок. Поэтому перед партийным активом стоит задача совершенствования стратегического мышления и технологического мастерства.

Основу настоящего методического пособия составляют разработанные авторами, совместно с учебным и методическим управлениями Института партии «Единая Россия», учебные курсы для руководителей местных партийных отделений Партии. В ходе учебы партийного актива на лекциях и тренингах особое внимание уделялось овладению организационно-массовыми (или полевыми) избирательными технологиями и в этом есть определенная логика: партийному активу на районном и городском уровне придется непосредственно разворачивать электоральные сети, подбирать кадры агитаторов, командовать многочисленной армией электоральной «пехоты». Если на федеральном и региональном уровнях решаются, прежде всего, стратегические проблемы избирательной кампании, то при проведении избирательной кампании городскими и районными организациями Партии решающими является полевые избирательные технологии. Общефедеральная стратегия без полевых технологий немощна, а полевые технологии без стратегического видения бесцельны. Поэтому основная проблема состоит в том, чтобы для достижения стратегических целей подобрать наиболее оптимальный набор технологических средств их достижения. Каковы будут эти средства заранее неизвестно. Отсюда вытекает необходимость технологического вооружения и профессионального владения всем арсеналом избирательных технологий.

Избирательная стратегия и избирательные технологии

В период вступления партии «Единая Россия» в предвыборную кампанию перед ней стоят сложнейшие задачи, многое из которых, несмотря на большой опыт участия ее активистов в выборах, придется решать впервые. Это относится к разработке партийной стратегии на предстоящих выборах. Как известно, именно неверно выбранная стратегия явилась главной причиной неудач ряда партийных избирательных кампаний предыдущих лет. Вторая важная задача - обеспечить избирательную стратегию адекватными технологическими средства. Третья задача - адаптировать создающиеся партийные структуры для решения электоральных задач.

Стратегия избирательной кампании, является системообразующим, стержневым элементом, определяющим организационные структуры и методы ведения избирательной кампании. Правильно построенная избирательная стратегия предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

1. Формирование и актуализация имиджа кандидата и Партии;

2. Определение целевых групп электората и характера взаимодействия с ними,

3. Формулирование основной идеи и выбор главных тем кампании, определяющих содержание основных программных документов;

4. Формирование коалиции против основного соперника и блокирование его действий на главных направлениях.

Создание и реализацию избирательной стратегии, тонко учитывающей все грани избирательного процесса, можно назвать избирательным искусством. Но любой вид искусства, в котором участвует много людей, требует не только таланта режиссера или дирижера но, и мастерства актеров и музыкантов. Применительно к выборам, можно сказать, что любая самая замечательная избирательная стратегия будет провалена, если она не подкреплена соответствующей технологической базой.

Эффективное ведение партийными организациями избирательной кампании невозможно без широкой агитации обеспечения по месту жительства и месту работы избирателей. Идейная платформа Партии должна быть донесена до избирателей в форме личной беседы, тогда политическая реклама в СМИ будет замечена и воспринята. Дело в том, что в России неформальные коммуникации более привлекательны для избирателей, чем обезличенные призывы. Поэтому владение активом Партии, особенно ее исполнительными структурами, полевыми избирательными технологиями, которые генерируют потоки неформальной коммуникации, – необходимое условие успеха предстоящих выборных кампаний.

Основные избирательные технологии, используемые для агитации на выборах в органы власти, можно разделить на два больших направления, отличающиеся как по характеру, так и по формам информационного воздействия на избирателей. Первое направление – агитационно-рекламное, предусматривает опосредованное воздействие на избирателей через такие формы как:

· аудио и видео материалы о кандидатах (новостные сюжеты, рекламные ролики кандидатов и политических партий, краткие сюжеты о деятельности кандидатов, интервью, программные выступления, политические дебаты и т.д.);

· наружная реклама (банеры, перетяжки, штендеры, плакаты и т.д.);

· политическая предвыборная реклама в печатных СМИ (программы кандидатов, биографические данные, очерки, интервью, материалы пресс-конференций, полемические статьи и т.д.);

· публикация результатов социологических исследований аналитические материалы политологов и экспертов, обосновывающие прогнозирование результатов выборов, мнения авторитетных политиков, журналистов и других лидеров общественного мнения о кандидатах.

Второе основное агитационное направление - организационно-массовые (или полевые) технологии, которые подразумевают непосредственное воздействие на избирателей через прямые контакты с кандидатом и командой его агитаторов. Они осуществляются по следующим направлениям:

· работа с избирателями по сбору подписей в поддержку кандидатов;

· кампания «от двери к двери» - сплошной обход квартир и домов избирателей;

· работа телефонных центров, информирование и агитация избирателей посредством телефонной связи;

· распространение агитационных материалов по месту жительства избирателей;

· распространение листовок и плакатов («листовочная экспансия»);

· организация культурно-массовых, спортивных и иных мероприятий с участием кандидата;

· организация встреч кандидата с избирателями;

· работа общественных приемных кандидата;

· обеспечение интересов кандидата в день выборов (наблюдение за голосованием, обеспечение явки избирателей и т.д.).

Кроме основных агитационных направлений избирательной кампании, цель которых заключается в информационном воздействии на избирателей, можно выделить вспомогательные или обеспечивающие технологии. Это информационно-аналитическое сопровождение кампании, материально техническое, финансовое, юридическое обеспечение кампании, организация взаимодействия с органами власти, избирательными комиссиями и общественными организациями и т.д.

Наши рекомендации