Учёным профессора а.л.бергера
Первая: записи лекций, конспект изучаемой книги или статьи надо делать на одной стороне листа и лучше всего на листах, вынимающихся из тетради, блокнота, папки. Это даёт возможность удобно дополнять написанное из других источников, комбинировать листки в зависимости от вновь возникшей задачи.
Вторая: систематизировать записи, материалы следует по наиболее удобной для данной отрасли знаний схеме.
Третья: необходимо соблюдать этапы изучения материала:
а) ознакомление, перелистывание материала, чтение аннотаций и выводов;
б) изучение с карандашом в руке, пометки на полях;
в) конспектирование;
г) самопроверка усвоенного – выводы делаются при закрытой книге.
Четвёртая: консультации проводятся в основном в трёх случаях:
а) слушатель не понял чего-то на лекции и показывает свой конспект;
б) слушатель заявляет: «Проработал такой-то вопрос не только по конспекту, но и по книгам – лектора и других авторов, - и там сказано не совсем то, что было сказано на лекции (или даже совсем не то). Кто прав?»
в) слушатель заявляет: «Я не согласен ни с вами, ни с другими авторами, я думаю так-то».
Пятая: не возводить в фетиш авторитет лектора или автора изучаемой книги, ничего не брать на веру, стараться всё понять самому с предельной ясностью. Нужно с уважением усваивать утверждения автора книги, но вместе с тем человек должен сомневаться: «А если это всё-таки не так?». Мы знаем десятки примеров, когда то самое, что «вредно, не годится, не рекомендуется», оказывается величайшим благом в определённой области человеческой деятельности.
Шестая: основы науки надо усвоить так, чтобы уже никаким гипнозом их нельзя было из вас вытравить. В каждой области науки есть разделы, которые специалист данной области имеет право забывать разве только в гробу.
Седьмая: помнить, что нет истины в последней инстанции, что наука пределов не знает, что всякий вопрос можно расширить, обобщить и углубить, то есть учесть неучтённое другими авторами.
Восьмая: усвоить, что в науке отрицательный вывод не менее ценен, чем положительный.
Девятая: Не быть односторонним: непрестанно повышать свой идейно-политический уровень и общую культуру, посещать музеи, выставки, театр, посильно заниматься спортом, воспитывать уважение к родителям, к старшим, к женщине и т.д.
Десятая: ежедневно перед сном спрашивать себя, что сделано за день и что надо сделать завтра; для творческой работы старайтесь отводить утренние часы.
Задания к тексту:
1.Выпишите 5 глаголов, определите спряжение, вид.
2.Выпишите несколько глаголов с личными окончаниями,определите лицо и число.
3.Как пишется НЕ с глаголами? Приведите примеры из текста.
4.Выпишите причастия из текста, определите вид, время.
5.Составьте план текста. Законспектируйте текст.
Глоссарий:
Конспект - письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации.
Контрольные вопросы
1.Каковы этапы изучения материала?
2.Как лучше всего писать констпекты?
3.Каких заповедей придерживаетесь вы при подготовке к занятиям?
4. Какова основная задача конспекта?
5.Чем различаются функции конспекта и книги?
6.Перечислите, какие правила следует соблюдать при конспектировании лекции?
7.Почему советуют материал предстоящей трудной лекции предварительно проработать по учебнику?
Неделя 4
Тема: Цитирование в научной сфере. Основные правила оформления цитат
Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.
Справка
Цитата - {лат.Citatum | citare приводить, провозглашать} - дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения или дословно приводимые чьи-либо слова.Правила научного цитирования: чем больше цитат, тем лучше
Основные требования к цитате – это уместность и точность. Уместная цитата всегда обоснована целями автора.
Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы. Цитата должна быть неразрывно связана с текстом: служить доказательством или подтверждением выдвинутых автором положений. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится точно по тексту в той же грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания и с теми же знаками препинания.
Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник с обязательным указанием страницы. Каждой цитате предшествует комментарий, включающий имя автора цитируемой работы. С этой целью используются стандартные речевые клише: автор анализирует, возражает, доказывает, допускает, высказывает мнение, добавляет, излагает, задает вопрос, констатирует, находит, надеется, не соглашается, отмечает, признает, не разделяет точку зрения, обнаруживает, объясняет, одобряет ,сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает.
Основные правила оформления цитат. При оформлении цитат следует знать правила, связанные с написанием прописных и строчных букв, а также с употреблением знаков препинания в цитируемых текстах. Цитата как самостоятельное предложение после точки, заканчивающей предшествующее предложение должна начинаться с прописной буквы. Цитата, включенная в текст после подчинительного союза что, если, потомучто и т.д. заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике оно начинается с прописной буквы.
Например: М.Горький писал, что «в простоте слова – самая великая мудрость: пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».
Цитата, помещенная после двоеточия начинается со строчной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось со строчной буквы (в этом случае перед цитируемым текстом обязательно ставится многоточие), и с прописной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось с прописной (в этом случае многоточие перёд цитируемым текстом не ставится).Например: С.И.Вавилов требовал «...всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг». Еще Г.В.Плеханов в свое время отмечал: «Всё изменение отношений производства есть изменение отношений, существующих между людьми».
Когда предложение заканчивается цитатой ,причем в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после кавычек не ставят никакого знака, если цитата является самостоятельным предложением или ставят необходимый знак, если цитата не является самостоятельным предложением (входит в текст авторского предложения).Цитироваться также может слово или словосочетание. В этом случае оно заключается в кавычки и вводится в канву предложения.
Каждое положение, излагаемое по какому- либо источнику, обязательно должно сопровождаться сноской на этот источник. Если приводится отдельная, частная мысль, проблема – указывается не только номер источника, но и указывается страница, на которой размещен приводимый текст.
Если приводится общий обзор работы или выявляется проблема, которой посвящена вся работа в целом – приводится номер (номера) источника (-ов) без указания страниц.
Ссылки заключаются в квадратные скобки. Первое число в скобках указывает порядковый номер источника в списке литературы. Второе, через точку с запятой – номер страницы опубликованной работы. Например: [5; 123].Через запятую – номер следующего источника. Например: [5, 7, 12].Скобки и числа, а также числа и запятые, числа и точки в ссылках друг от друга пробелами не отделяются. Принятая в работе система ссылок должна строго соблюдаться во всем тексте. Номера страниц цитируемых источников должны быть тщательно выверены.
Задания к тексту:
1.Приведите примеры текстов с цитатами.
2. Напишите эссе на определенную тему (см. силлабус), используя в нем цитаты.