А также по количеству проверок

В Налоговом кодексе РФ установлен ряд ограничений по предмету, периоду и количеству выездных проверок.

1. Налоговики не вправе проверять период, превышающий три календарных года, предшествующие году вынесения решения о проведении выездной проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Конкретный период и налоги, по которым проводится выездная проверка, должны быть указаны среди прочих обязательных сведений в решении руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной проверки (п. п. 1, 2 ст. 89 НК РФ).

И выходить за рамки, установленные этим решением, проверяющие не вправе, как и за рамки закона (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Примечание

Более подробно о проверяемом периоде выездной проверки вы узнаете в гл. 12 "Период, за который проводится выездная проверка".

Таким образом, если:

- из решения о проведении выездной проверки следует, что она проводится за период за пределами трех лет;

- проверяющие требуют от вас информацию и документы, которые не относятся к проверяемому периоду или налогам (в том числе и в нарушение решения о проведении проверки),

то вы вправе не выполнять требования налоговиков в той части, которая относится к налогу и периоду, выходящим за рамки проверки (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). В частности, можно не представлять документы, которые не относятся к проверяемым периоду и (или) налогам.

Следует учитывать, что отказ от выполнения требований налоговиков почти наверняка приведет к тому, что вас привлекут к ответственности. Однако суды в таких ситуациях встают на сторону налогоплательщика.

Примечание

Подробно о последствиях истребования документов, не относящихся к предмету проверки и проверяемому периоду, см. разд. 13.1.1 "Запрет на истребование документов, которые не относятся к предмету и периоду выездной проверки".

2. Также неправомерно проводить две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период (абз. 1 п. 5 ст. 89 НК РФ).

Примечание

О случаях, когда может быть проведена повторная выездная проверка по тем же налогам за те же периоды, рассказано в разд. 12.3.1 "Исключения из правила о запрете на повторную выездную проверку".

Если налоговики пытаются провести повторную проверку по налогу и (или) периоду, которые раньше уже проверялись в ходе выездной проверки, вы можете:

- не представлять документы, относящиеся к налогу и (или) периоду, которые уже были проверены;

- не пускать налоговых инспекторов на свою территорию, если повторная проверка полностью дублирует предмет и период одной из предшествующих выездных проверок (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Но если проверке подлежит и какой-либо налог (период), который до этого не проверяли, то ограничивать доступ проверяющих на свою территорию вы не вправе.

Примечание

Более подробно о последствиях нарушения правил о проверяемом периоде выездной проверки рассказано в разд. 12.4 "Нарушение ограничений проверяемого периода при выездной проверке".

3. По общему правилу налоговики не имеют права проводить больше двух выездных проверок в течение календарного года <1> (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ).

--------------------------------

<1> Более двух выездных проверок в течение календарного года можно провести в том случае, если это санкционировано решением руководителя ФНС России (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ).

При определении общегодового количества выездных проверок организации не учитываются самостоятельные проверки ее филиалов и представительств в порядке п. 7 ст. 89 НК РФ. В то же время в отношении одного филиала (представительства) нельзя провести более двух самостоятельных проверок за год (абз. 4 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Кроме того, независимо от времени проведения предыдущей проверки может проводиться выездная проверка при реорганизации или ликвидации организации (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Если же они все же пытаются это сделать, вы вправе не пускать их на свою территорию и не исполнять их требования (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Примечание

Подробнее об ограничении количества выездных проверок в течение года рассказано в разд. 10.5 "Ограничение по количеству выездных проверок".

Отметим, что пользоваться указанными выше правами следует с осторожностью. Ведь далеко не все нарушения в ходе выездной проверки являются основанием для отмены решения по итогам проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ) <2>.

--------------------------------

<2> Безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки, является нарушение права налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать свои объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Не торопитесь отказывать проверяющим в доступе на территорию и не исполнять их требования. Сначала тщательно взвесьте все обстоятельства и попытайтесь, не вступая в конфликт, указать на допущенные нарушения. Возможно, проверяющие примут ваши доводы во внимание.

Примечание

Об основаниях для отмены решения по итогам налоговой проверки см. разд. 23.8.3 "Нарушения при составлении итогового решения и их последствия".

ПРАВО НА СОБЛЮДЕНИЕ

ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ

Наши рекомендации