Педагогическая диагностика готовности первоклассников
МС(к)ОУ VIII вида к успешному обучению.
Личностная готовность
На основе полученных данных педагоги школы совместно с психологом спланировали работу по формированию коммуникативных навыков, скорректировали учебно-воспитательный процесс.
Промежуточная диагностика развития коммуникативных навыков (март) покажет, какого уровня сформированности коммуникативных навыков достигли учащиеся первых классов при реализации данного подхода к обучению.
Адресная направленность
Опыт может быть использован, дополнен и апробирован учителями начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
2. начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя.- Москва, издательство «Просвещение», 2010.
3. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск. 2010.
4. Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста М.: Гном и Д , 1999.
5. Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ.канд. пед. наук. Барнаул, 1998.
6. Комплексной диагностической программы изучения надпредметных и личностных компетентностей младших школьников в условиях обучения по ФГОС второго поколения. Составитель: творческая группа педагогов-психологов образовательных учреждений г. Ульяновска. – Ульяновск, 2011.
7. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. М. «Просвещение». 2009.
8. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
11. Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ (в редакции 19 октября 2015 года)
12. Программа формирования универсальных учебных действий Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2 е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения)
13. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения.- М., 1998
14. 10.Цукерман, Г.А., К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь.— М., 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Анкета учащегося.
Цель: изучение компетентности в общении на основе самооценки.
Инструкция.Напротив каждого высказывания отметить вариант ответа, который наиболее подходит. Постараться отвечать как можно более точно, как ты на самом деле поступаешь.
№ | высказывания | никогда | редко | часто | всегда |
1. | Легко могу познакомиться, заговорить со своим сверстником. | ||||
2. | Понимаю чувства, переживания родителей, друзей. | ||||
3. | Внимательно слушаю других, не перебиваю. | ||||
4. | Договариваюсь, не ссорясь с товарищами. | ||||
5. | Благодарю за помощь, поддержку. | ||||
6. | Легко выражаю свои переживания в речи. | ||||
7. | Когда мне нужна помощь, я прошу об этом. | ||||
8. | Могу выразить, высказать своё мнение. | ||||
9. | Нравлюсь себе таким, какой я есть. |
Приложение 2.
Модель урока на основе коммуникативной деятельности
Актуализация знаний.
Основные задачи учителя.
Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. | Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения |
2. Целеполагание –постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.
Основные задачи учителя.
Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предоставляет "конфликтный” материал, создает готовность к предстоящей деятельности. | Проявляют познавательную инициативу. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности. |
Планирование.
Основные задачи учителя.
Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. | Работа в группах. Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового” знания. |
4."Открытие” нового знания.
Основные задачи учителя:
Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике? Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи? Демонстрирует коллективно составленный алгоритм. | Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие”. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий – алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы. Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы. |
5.Учебные действия по реализации плана.
Основные задачи учителя.
Развитие общеучебных умений и навыков; развитие способности к комментированию, обоснованию своих действий; овладение умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий.
Учитель стимулирует доброжелательное взаимодействие учащихся при выполнении учебных действий.