Функции и задачи PR-специалиста в работе с каналами СМИ паблик рилейшнз пресса информация

Основные функции:

1) содействие созданию и укреплению позитивного мнения в отношении организации;

2) участие в антикризисном управлении;

3) разработка и реализация мер по нейтрализации случайно возникающих или преднамеренно создаваемых конкурентами слухов и провокаций («черный пиар»);

4) укрепление корпоративной культуры и внутрифирменных связей персонала, как по вертикали, так и по горизонтали.

Перечисленные функции PR-специалиста определяют его задачи:

1) выявление либо создание информационных поводов для выигрышных в отношении имиджа организации сообщений в СМИ;

2) разработка и осуществление мероприятий по укреплению имиджа лидера-руководителя;

3) изучение сущности бизнеса, а также деятельности своей организации; знание ассортимента, главных конкурентных преимуществ фирмы, ее товаров и услуг;

4) анализ ситуации на данном рынке, в сфере деятельности своей организации; глубокое изучение преимуществ и недостатков ближайших конкурентов своей компании;

5) четкая ориентация на рынке СМИ, в уровнях цен на медианосители; знание в лицо ключевых фигур своего профильного информационного поля, влиятельных журналистов и главных редакторов;

6) изучение редакцией целевых изданий и медиаканалов для определения их учредителей, а также политических и финансовых группировок, стоящих за ними;

7) формирование четкого представления о том, какие каналы СМИ являются дружественными, нейтральными либо враждебными по отношению к своей организации;

8) распространение информации для СМИ в виде имиджевых проспектов, бюллетеней, годовых отчетов, пресс-релизов;

9) организация ответов на запросы представителей СМИ;

10) подготовка материалов для пресс-конференции с обязательным контролем над их результатами;

11) отслеживание текущих сообщений о данном рынке или сфере деятельности своей организации; оперативное информирование топ-менеджмента. В самом пресс-центре нужно вести подшивку всех получаемых материалов прессы;

12) принятие необходимых мер к исправлению ошибок в заявлениях, а также выступление с соответствующими опровержениями;

13) повышенное внимание к влиятельным журналистам и редакторам изданий, теле- и радиопрограмм, напоминая о себе тем или иным способом;

14) непременное участие в информационных конференциях по проблемам СМИ;

15) частое вращение в кругах СМИ, как в официальной, так и неофициальной обстановке;

16) снабжение журналистов интересной для них информацией и фактами из любых сфер;

17) подготовка материалов для публикаций в специализированных и отраслевых изданиях, а также для выступлений своих руководителей на общественных мероприятиях различного ранга;

18) организация опроса общественного мнения среди как внешней по отношению к организации аудитории, так и внутренней;

19) содействие двусторонней связи администрации и персонала;

20) систематический анализ пресс-центра компании, используя регулярный опрос журналистов.

Функции пресс-секретаря.

Пресс-секретарь – руководитель пресс-службы или ее единственный представитель, который отвечает в организации за работу со СМИ.

Пресс-секретарь – особая должность в аппаратах власти. На закате СССР секретари обкомов КПСС вслед за М. С. Горбачевым стали вводить такую должность и приглашать на нее журналистов. Однако в тот период считалось, что в пресс-центрах органов власти «трудились в основном те журналисты, что не могли найти для себя работу в газете, на радио или телевидении». От этих людей действительно мало что зависело. Их функции были формальными, ограничивались обработкой текстов и размещением их в послушной прессе.

После августа 1991 года ситуация резко изменилась. Функция взаимодействия со СМИ в связи с новым общественным устройством стала своего рода «лакмусовой бумажкой» процессов демократизации органов власти и общества в целом. Как правило, на эту должность приглашали талантливых, опытных журналистов. При этом аппараты органов власти поменялись незначительно. В стиле работы, в деловых проявлениях журналисты отличались от обычных чиновников. Часто пресс-секретари, работники пресс-служб выглядели «белыми воронами» среди чиновников.

Пресс-секретарь – роль посредническая. С одной стороны – властная структура и ее лидер со своими требованиями к СМИ, своими ожиданиями. С другой – пестрый мир средств массовой информации, имеющий свои интересы в отношениях с властью, далеко не однородные интересы.

Обобщая деятельность пресс-секретаря, работающего в органах власти, можно выделить ряд основных функций.

Внешняя – анализ служебной информации и донесение ее до СМИ. Пресс-секретарь выступает в роли «переводчика»: трудный для восприятия рядовым читателем язык документов он переводит на доступный, понятный всем. Это функция популяризации решений власти, требующая не только умения обращаться со словом, но и способности оценить значимость, важность для населения того или иного документа.

Пресс-секретарь часто выступает спичрайтером, готовит тексты выступлений или заявлений руководителя. Не только тексты, но и характер съемок первого лица на телевидении является заботой пресс-секретаря. В каком помещении, на каком фоне более выигрышно смотрится руководитель – важно проследить и оценить.

Непосредственной обязанностью пресс-секретаря является организация и ведение пресс-конференций (брифингов) руководителя. «Доступ» журналистов к первому лицу – прямая прерогатива пресс-секретаря. Он регулирует встречи, интервью, их продолжительность и регулярность.

Задача пресс-секретаря – создавать и поддерживать бесконфликтную, лучше дружескую атмосферу взаимоотношений между руководителем органа власти и СМИ, особенно их руководителями. Здесь необходимы коммуникабельность, дипломатичность, гибкость.

Пресс-секретарюважно умело выстраивать отношения с журналистами, чтобы не создавать ощущения излишней закрытости власти, при этом защитить служебную информацию.

Внутренняя – сбор и анализ информации об освещении в СМИ деятельности органа власти, его руководителя. Ежедневно на стол президента (губернатора, мэра) ложится оперативный обзор СМИ. Модель этого обзора, на что следует обращать особое внимание – все это решается в каждом аппарате по-своему.

Как видно, исполнение функций требует от пресс-секретаря определенного мужества, поскольку профессиональная честность, этика диктуют пресс-секретарю одни нормы, а логика чиновнического приспособления – иные.

Сущность PR-текстов

PR - это, прежде всего, создание информационных поводов. Это технологии, обеспечивающие контекстное восприятие, обратную связь и постоянный интерактив.

PR-технологии (инициация события или простой выброс информации во внешнюю среду) направлены на формирование обратной связи, отклика, выражающегося в конкретных действиях.

PR-текст как одна из разновидностей текстов массовой коммуникации существует и развивается в теснейшем взаимодействии с текстом журналистским.

PR-текст как особая форма коммуникационного обмена на сегодняшний день уже сформировался; появились и активно используются в практике связей с общественностью определенные жанровые разновидности этого типа текстов.

Следует отметить, что PR-текст как одна из разновидностей текстов массовой коммуникации, как инструмент публичных коммуникаций функционирует вместе с текстовыми феноменами смежных коммуникационных форм - журналистики и рекламы, находясь с последними в отношениях дополнительной дистрибуции и возрастающего взаимовлияния.

Таким образом, PR-текст существует в публичных коммуникациях параллельно и с рекламным текстом, поэтому при разработке проблем идентификации PR-текста и его генеалогических характеристик использовался ряд работ по рекламоведению.

Можно определить PR-текст как текст, служащий целям формирования или приращения своеобразного вида капитала - имиджевого капитала фирмы, организации или персоны (такой вид капитала называется также паблицитным).

PR-текст - это текст, обладающий скрытым авторством: он не подписывается автором или мнимо подписывается первым (или должностным) лицом организации, поскольку для общественности представляется важным лишь то, что такой текст исходит от самой организации, а не от конкретного автора-индивида.

PR-тексты распространяются через СМИ или путем прямой адресной рассылки.

Результатом эффективности ПР-текста является степень активности отношения аудитории к отраженной в тексте действительности и к заложенной в тексте идее. Первостепенную значимость в этом процессе имеет адекватность интерпретации текста получателем информации. Это зависит от многих факторов.

Среди наиболее важных - оптимальный выбор кода, то есть знаков, которые помогают донести идею отправителя информации до ее получателя. Знаком информационного сообщения, наряду с прочими, является и выбранная форма (жанр) сообщения, использование определенных стилистических средств, размер и интонация текста. В выборе определенных языковых средств особым образом кодируется специфика аудитории, специфика установки и процесса восприятия.

Наши рекомендации