Основы редакционного менеджмента. Экономические принципы редакционной деятельности. Виды менеджмента

Менеджмент – искусство управлять. Основные экономические принципы редакционной деятельности :

1)обеспечение прибыли и повышение дохода

2) обеспечение конкурентоспособности

3) принцип экономической достаточности – принцип разумной экономии. Чтобы получить больше доходов, нужно разумнее расходовать средства (оптимальный состав сотрудников, система поощрений, бумага, техника, коммунальные услуги, содержание помещения, командировочные)

Редакционный менеджмент – деятельность, связанная с экономическим управлением редакции.

Задачи:

- оптимизация размера – структуры редакции

- оптимизация управления коллективом (стили управления демократический, авторитарный, доверительный)

-оптимизация результатов работы самого издания

-оптимизация работы каждого сотрудника редакции

Виды:??

-генеральный менеджер – общее руководство службой

- производственный менеджмент – оптимизация процесса подготовки и выпуска издания

-финансовый менеджмент – разработка и реализация финансовой политики редакции

-менеджмент распространения – реализация издания

-рекламный менеджмент

******Коллектив редакции - это трудовой производственный коллектив, который выпускает продукцию - газету (СМИ) и содержащуюся в ней информацию. Эта продукция на рынке становится товаром. Одновременно редакция - творческий, литературный коллектив. Как трудовой коллектив редакция представляет собой совокупность производственно-творческих и общественных структур. В редакцию входят кроме журналистов технические сотрудники и работники коммерческих структур.

Важнейшее значение для управления редакцией имеет ее понимание как системы. В основе этого лежит разделение труда между его сотрудниками. Каждый их них выполняет свою, порученную ему функцию, но все вместе они составляют работающую систему, которая позволяет решать общую задачу - давать читателям представление о всей деятельности в целом, о важнейших сторонах освещаемой сферы жизни.

В современных рыночных условиях руководитель редакции вынужден исходить из требования предельного ограничения численности ее коллектива. Не меньшую роль играет менеджер при подборе редакционных кадров, в обеспечении оптимального состава коллектива. Достижение оптимального состава редакции возможно лишь с учетом журналистской специфики.

Перед редакционным менеджером стоит вопрос: сколько и какие нужны журналисты, представители других специальностей для подготовки и выпуска данной газеты. Стремясь обеспечить оптимальный состав редакционного коллектива, менеджер должен представлять реальные возможности и источники его пополнения и укрепления.

Редакционный менеджмент включает в себя и наблюдательность, как предпосылку решений, связанных с оптимизацией состава редакционного коллектива.

Выработка стратегии невозможна без обладания широкой информацией об организации в целом, помехах на пути ее функционирования и развития и т.п. Эта информация накапливаясь, систематизируясь, постепенно превращается в базу стратегических данных, состоящую из трех основных разделов.

В первом разделе характеризуется производственный, технологический, научный, трудовой потенциал организации, проводимая ею научно-техническая политика, взаимоотношения в коллективе, предпочтения руководства.

Во втором разделе дается описание внешнего окружения организации, которое, как мы уже отмечали раньше, состоит из фонового и делового.

В третьем разделе раскрываются главные препятствия и помехи деятельности организации, которые, как и окружение, могут быть внутренними и внешними.

Анализ собранной стратегической информации позволяет сделать выводы о тенденциях развития как самой организации, так и ее окружения, имеющие в основном характер прогноза, то есть системы аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии объекта управления.

На основе прогнозов строится курс действий - система целей и ориентиров, которых организация должна придерживаться в повседневной деятельности.

Минцберг Г., один из крупнейших западных специалистов в области менеджмента, сформулировал три возможных модели осуществления выработки стратегии: плановая, предпринимательская, обучения на опыте.

Процесс формирования стратегии состоит из трех стадий: разработки, доводки, стратегического выбора.

Стратегия является основой создания и реализации долгосрочных и среднесрочных планов.

Реализация стратегического плана.

- Удовлетворение реальных нужд ваших клиентов.

- Постоянное выявление приоритетов.

- Наличие достаточного количества ресурсов, финансов и специалистов для осуществления плана.

- Опора на ценности персонала организации и групп, заинтересованных в ее работе.

- Наличие полной поддержки со стороны высшего руководства и правления организации.

- Регулярный анализ как внешней, так и внутренней обстановки.

- Регулярная оценка реализации плана и его адаптация к текущим условиям при необходимости.

РЕДАКЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В редакционном планировании в нынешнее время произошли серьезные изменения. Если раньше можно было планировать на пятилетку в связи с долгосрочными планами партии и правительства, то сегодня на первое место вышла срочная, оперативная информация.

Если раньше, в советское время, не только осуждалась, но и практически была невозможной информация в номер, как и прямой эфир, разве только демонстрации 1 мая и 7 ноября, мероприятий партийных съездов, то сейчас информация подается прямо с пылу, с жару - в номер.

Это имеет определенные положительные, а также отрицательные моменты.

Конечно, любой из нас, как потребитель, хочет иметь новую, свежую информацию. Но чаще всего это информация фактов. В результате в журналистике стали исчезать целые жанры аналитического и проблемного характера.

В редакциях больше всего используется план очередного номера и недельный план номеров.

Господство на полосах заметок, интервью, отчетов, корреспонденций - жанров оперативной информации - неблагоприятно сказалось на масштабности и глубине анализа событий и ситуаций, о которых сообщают газеты.

Однако применение сетевого графика послужило прочной основой для выпуска газет на несколько недель вперед. Определение оптимальной системы планирования, соответствующей требованиям и конкретным условиям, в которых выходит газета, - одна из задач, которые приходится решать специалистам в области редакционного менеджмента.

СЕТЕВОЙ ГРАФИК

Сетевой график - это старая форма планирования самых разных газет, это график, который представляет собой сетку, на верху которой указывают даты и дни выхода номеров газеты, сбоку - полосы номера и тематические рубрики. В квадратах, образуемых сеткой, условными знаками обозначают отделы редакции, журналистов, объем материалов, жанры и пр.

Однако необходимо обратить внимание на следующие моменты. Оперативная информация занимает все большую площадь газетного номера; планируя, необходимо учесть, что сетевой график дает оптимальные результаты, если покрывает не более 50-60% площади газетного номера, остальная ее часть используется для незапланированной оперативной информации и аналитико-проблемных публикаций, отобранных в результате творческого "конкурса" материалов, представленных отделами или журналистами редакции.

Наши рекомендации