Корпоративная социальная ответственность – лицо компании в обществе
Методические рекомендации по изучению темы.
Цель – изучить явление корпоративной социальной ответственности (КСО), формы социально ответственной деятельности, влияние КСО на имидж компании, проблемы реализации КСО; выработать мнение о роли КСО в современных условиях ведения бизнеса.
Необходимо усвоить понятие КСО, формы социально ответственного поведения, влияние КСО на коммерческую деятельность компании. Знать проблемы и перспективы КСО в России и в мире; организации, документы, которые сопровождают становление КСО в России. Принципы современного подхода компаний к организации КСО. Понятие корпоративной гражданственности. Необходимо приводить примеры удачно реализованных стратегий КСО. Знать проблемы, с которыми сталкиваются компании на пути внедрения практики КСО в России. Приводить примеры социально ответственных компаний Тюменской области, реализуемых форм работы.
Основные понятия:
Корпоративная социальная ответственность компании – это ответственность компании перед всеми людьми и организациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, это добровольный вклад бизнеса в общественное развитие через социальные инвестиции.
Корпоративная гражданственность – это управление социальными отношениями в компании и связанными с ней сообществами на локальном, национальном и международном уровнях.
Благотворительность – оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается.
Социально ответственное инвестирование — инвестирование, заключающееся не только в извлечении финансовых доходов, но и в реализации социальных целей, обычно путем инвестирования в компании, действующие с соблюдением этических норм.
Спонсорство – вклад в деятельность юридического или физического лица на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.
Развитие персонала – это направление социальных программ компании, которые проводятся с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников (обучение, мотивационные схемы оплаты труда, социальный пакет, создание условий для отдыха и досуга, поддержание внутренних коммуникаций в организации, участие сотрудников в принятии управленческих решений).
Забота об окружающей среде – это направление социальных программ компании, которые осуществляются с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду (программы по экономному потреблению природных ресурсов, повторному использованию и утилизации отходов, предотвращению загрязнения окружающей среды, организации экологически безопасного производственного процесса, организации экологически безопасных транспортных перевозок).
Участие в общественно-значимых мероприятиях.
Проведение собственных социальных акций.
Законопослушность: соблюдение трудового законодательства, налоговые отчисления в бюджет.
Социальные программы — добровольно осуществляемая компанией деятельность по охране природы, развитию персонала, созданию благоприятных условий труда, поддержке местного сообщества, благотворительная деятельность и добросовестная деловая практика. При этом главным критерием является соответствие программ целям и стратегии развития бизнеса.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие КСО. Проблемы и перспективы КСО в России и в мире.
2. История взаимоотношений бизнеса и общества в России.
3. Организации, документы, которые сопровождают становление КСО в России.
4. Степень участия государства в социально ответственной деятельности компаний.
5. Формы социально ответственного поведения. Влияние КСО на коммерческую деятельность компании.
6. Современный подход к организации социально ответственного поведения компании.
7. Социально ответственные компании России, Тюмени.
Практическое задание.
Анализ КСО тюменской компании: формы работы, регламентирующие документы, связь с основной деятельностью компании, связь с миссией и фирменным стилем, результаты КСО.
Контент-анализ 10 материалов о Тюменской области в столичных СМИ. Контент-анализ 10 материалов о России в зарубежных СМИ.
Литература основная:
1. Кондратьев Э.В. Связи с общественностью [Текст]: учебное пособие для высшей школы / Э.В. Кондратьев, Р.Н. Абрамов; под общ. ред. С.Д. Резника. – Изд. 6-е, испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2009. – 511 с. Гл. 16. Корпоративная социальная ответственность – элемент корпоративных коммуникаций.
2. Тульчинский Г.Л. Социальные коммуникации и социальное партнерство бизнеса: PR как Public Relations и Public Responsibility [Электронный ресурс] // PR-технологии в информационном обществе. Часть II. – СПб: СПб ПУ, 2006. – с. 54 – 66 // Официальный сайт автора. – Режим доступа: http://toulchinsky.narod.ru/stati/024/024.htm
3. Кабаков Ю. Социальная ответственность – основа интегральной модели совершенства [Электронный ресурс] // Стандарты и качество. 2011. – Режим доступа: http://ria-stk.ru/ds/adetail.php?ID=52204