Основные разделы содержания курса информатики
Лекция №4.
Характеристика целей и содержания курса «Информатика» для начальной школы (авторы – Н. В. Матвеева и др.)
Вопросы для изучения:
1. Общая характеристика курса.
2. Цели и задачи курса.
3. Основные разделы содержания курса информатики.
4. Организация процесса усвоения понятий у младших школьников.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
УМК включает:
1. Три учебника (для 2, 3 и 4 классов).
2. Рабочие тетради (по две для каждого года обучения).
3. Тетрадь для контрольных работ и тестовых заданий для ученика (для 3 и 4 классов).
4. Методическое пособие для учителя (для каждого класса отдельно).
5. Электронное пособие (на CD), содержащее учебные и развивающие задания к курсу (для каждого класса).
6. Комплект плакатов (для 2-4 классов).
7. Дидактические материалы (Ю.А. Аверкин, Н.В. Матвеева, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе).
Комплект учебных пособий для 2-4 классов поддерживается опорными плакатами. К плакатам прилагаются методические рекомендации по их использованию в учебном процессе.
Информатика в начальной школе — это особый предмет, в ходе изучения которого школьники целенаправленно осваивают приемы и способы работы с информацией.
В соответствии с психологическими особенностями младшего школьника, именно в этом возрасте формируется целостная системно-информационная картина мира ребенка и его представление об иерархии понятий и действий. В начальной школе дети, как правило, не задают вопросов об устройстве мира или компьютера. Их вполне устраивает тот факт, что компьютер есть, а как он работает, какие принципы заложены в основу его построения, детей мало интересует.
Задача учителя начальной школы — выстроить, сформировать систему первоначальных представлений младшего школьника об объектах информатики.
Постепенно представления школьника целенаправленно развиваются, и к концу 4 класса дети готовы воспринимать серьезные теоретические разделы информатики и без труда осваивают информационные технологии, так как в их сознании уже сформированы необходимые понятия.
Информационный подход — это взгляд на предметы, явления или процессы с позиции сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации. В центре внимания школьников находится форма представления информации, а также содержание устного сообщения, текста, рисунка, т.е. их смысл или, собственно, информация.
На уроках информатики учащиеся начальной школы не просто усваивают учебный материал — он активно способствует их развитию. Кроме того, по мере продвижения освоения информатики, она начинает «работать» на другие дисциплины, так как многие темы носят развивающий и обобщающий характер.
В начальной школе дети с удовольствием выполняют несложные проекты в группе и часто в процессе их выполнения совершенно самостоятельно интуитивно осваивают дополнительные приемы и операции. Этому способствуют психологические особенности восприятия, памяти и поведения ребенка 8-10 лет. Часто младшему школьнику достаточно один раз посмотреть «как это делается», и он без особых усилий воспроизводит необходимые действия.
Дети легко запоминают и усваивают действия учителя в процессе демонстрации чего-либо на экране компьютера (электронной доске). Они визуально осваивают многие операции и способы деятельности с экранными объектами (с символами, словами, абзацами, графическими примитивами; связанные с выделением, изменением цвета, вставкой рисунков и т. д.). И в дальнейшем обучении, при возможности поработать самостоятельно, дети активно применяют умения, полученные «визуально».
Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на широкое применение в общеобразовательных учебных заведениях и рассчитан на обучение с обязательным применением компьютера. Компьютер используется в качестве электронной доски (во время обсуждения нового материала), при организации обучающих игр, эстафет с использованием компьютера. В последнем случае достаточно одного или двух компьютеров в классе. Для организации компьютерного практикума, во время которого школьники получают первичные навыки работы на компьютере, урок желательно проводить в компьютерном классе, оснащенном 10-12 компьютерами.
Курс обладает определенной «развивающей силой», так как в ходе его изучения происходит теоретическое обобщение знаний, полученных на уроках математики и русского языка, развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, виды информации и пр. Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами:
Требования «понимать» и «знать» оцениваются с помощью тестирования.
Требования «уметь» оцениваются посредством решения информационных задач на представление информации, кодирование и декодирование, поиск информации и данных, выполнение простейших операций с файлами и данными на компьютере и др.
Контрольные работы (2 варианта) даны в отдельной тетради. Учитель может использовать их по-разному — в зависимости от уровня класса. В слабом классе, где ученики способны только к репродуктивной деятельности, вариант № 1 используется для повторения, а вариант № 2 — для проверки знаний и навыков. В сильном классе следует проводить проверку знаний по вариантам.
Цели и задачи курса
Общая цель обучения информатике в начальной школе — это формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; знакомство с базовой системой понятий информатики — формирование первичных представлений об объектах информатики; приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного вида схем, то есть информационных объектов и моделей, в том числе с помощью компьютера; развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, используемых при изучении других школьных предметов.
С методической точки зрения важно выделить и рассмотреть отдельно совокупность трех важнейших и взаимосвязанных задач, выступающих как «триединая задача»:
• формирование первичных представлений младших школьников о понятии объекта;
• формирование представления о тексте как об описании объекта;
• формирование представления о компьютере, как об электронном устройстве, помогающем человеку работать с текстом, т.е. с описанием объекта реальной действительности (хранить, обрабатывать, передавать на большие расстояния).
Если «свернуть» эту триединую задачу в одно ключевое слово, то этим словом окажется слово «описание».
Описание — это основная методическая идея, которая должна пронизывать обучение информатике в начальной школе.
Во-первых, научить описывать объекты окружающей действительности — не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Во-вторых, описание — это творческая умственная деятельность, активно развивающая мышление и творческие способности ребенка. В-третьих, умение правильно составить описание — основа эффективного использования компьютера в любой сфере человеческой деятельности.
На уроках информатики внимание уделяется не просто описанию, а описанию объекта. Описание объекта — это текст, который может обрабатываться компьютером. Компьютер формально обрабатывает последовательность символов, в то время как текст, т.е. документ, который обрабатывается компьютером, составляется человеком. Качество документа зависит не только от его внешнего оформления, но и прежде всего от того, насколько правильно в документе отражен его смысл.
Уже в начальной школе на примере составления простого описания в тетради или в текстовом редакторе, дети должны твердо усвоить разницу между тем, как работает с информацией человек и как работает с информацией компьютер. На примере составления описания различных материальных (воробей, петух, стол, книга) и абстрактных (птица, слово, число, буква, цифра) объектов младшие школьники приобретают прочные представления и опыт, которые впоследствии помогут им без особых затруднений освоить базовый курс информатики, помогут писать сочинения и рефераты по различным предметам, научиться видеть в каждом объекте (материальном, виртуальном, абстрактном) существенные признаки. Умение выделять существенные признаки предметов и явлений позволяет правильно идентифицировать объекты и строить модели.
Обучение информатике в начальной школе — это объективная необходимость, необходимый шаг в развитии общего образования. На уроках информатики школьники должны осознать роль устной и письменной речи как способа общения. Общение — это обмен информацией между людьми. Передать информацию можно устно или в виде письменно сообщения, т.е. в виде описания. Описание может быть в текстовой или графической форме, текст и графические изображения могут обрабатываться компьютером, т.е. электронным устройством. Поэтому компьютер иногда называют инструментом по обработке текста (зашифрованной информации).
Цели обучения информатике в начальной школе (из программы):
1) формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
3) знакомство с базовой системой понятий инфор матики;
4) формирование опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного вида схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и пр. с помощью компьютера;
5) развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
6) получение предметных знаний, умений и навыков, таких как: умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, умение использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и так далее;
7) обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
8) воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
В ходе изучения информатики происходит активное развитие мышления:
• системного мышления, т.е. способности к рассмотрению объектов и явлений в виде набора более простых элементов, составляющих определенное целое;
• алгоритмического мышления, т.е. умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также умения решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий;
• объектно-ориентированного мышления, т.е. умения работать с объектами, умения объединять отдельные предметы в группу с общим названием; умения выделять общие признаки предметов в этой группе или общие действия, выполняемые над этими предметами;
• формального мышления и способности применять логику при решении информационных задач, т.е. умения выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.
В процессе обучения информатике также происходит: развитие интеллектуальных способностей учащихся, их потребности к познанию; развитие самостоятельности и творческой активности учащихся, что, в свою очередь, способствует развитию духовных способностей детей и формированию общей информационной культуры младшего школьника; освоение способов работы с информацией.
Освоение способов работы с информацией — это сложный и продолжительный путь: от первоначального знакомства с новым материалом до окончательного освоения методов работы с информацией и активного применения их на практике. В начальной школе это возможно только в процессе конкретной деятельности: чтения, ответов на вопросы, анализа учебной ситуации, решения информационных задач в рабочих тетрадях (РТ), выполнения тестовых заданий и выполнения конкретных заданий на компьютере.
Ученик должен хорошо усвоить этапы работы с информацией и определенные правила деятельности, а педагогической и организационной задачей учителя является так построить учебный процесс, чтобы в каждом уроке соблюдались эти этапы и правила. Тогда усвоение происходит легко и непроизвольно в процессе деятельности. Пользуясь методическими рекомендациями к каждому уроку, это нетрудно сделать.
Основные разделы содержания курса информатики
В содержании учебников представлена система основных понятий, относящихся к данной области знаний, с учетом ступени обучения, а также наиболее актуальные знания по учебному предмету на данной ступени обучения.
В содержании учебников представлены ключевые понятия современных теорий и идей, фактов, относящиеся к области информатики, необходимых знаний, с учетом ступени обучения. Содержание учебников разработано в соответствии с ФГОС начального общего образования.
Учебники разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт), с учетом требований к результатам освоения основных образовательных программ, концепции духовного воспитания и нацелены на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Все представленные учебники представляют собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта системность достигается:
А) Опорой на сквозные содержательные линии:
· информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);
· информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
· источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
· работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
· средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
· организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Б) Использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности:
· раздел «Повторить» – актуализация знаний.Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов.
· содержание параграфа представлено через компоненты деятельностного ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» – новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе творческая деятельность;
· разделы «Мы поняли», «Мы научились» – рефлексия. Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе).
· «Слова и термины для запоминания» – обобщающее знание. Обобщение и классификация;
· практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР.
Таким образом, сама структура учебников отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
· учебную мотивацию;
· учебную цель;
· учебную задачу;
· учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
· метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).
Авторы стремились к оптимальному сочетанию научного и методического аспектов в построении курса учебного предмета, поэтому содержание компонентов УМК базируется на исторической логике развития науки.