Лабораторная работа №1. МИНОБРНАУКИ РОССИИ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА»

Кафедра: «Графические информационные системы»

Лабораторная работа №1

по дисциплине
«Проектирование информационных систем в дизайне»

ИС «Университет»

Выполнила: Изосова С.Е.

Группа 12-ИТ

Проверил: Райкин Л.И.

г. Нижний Новгород

2015 г.

1. Цель работы

Получить навыки построения диаграмм прецедентов в среде визуального объектно-ориентированного моделирования систем IBM Rational Rose Enterprise.

2. Создание диаграммы вариантов

Предметной областью разработки системы является «Университет» со следуюей ER-диаграммой:

Вариант №2
Предметная область: Университет
ER-диаграмма к лабораторной работе №2 Лабораторная работа №1. МИНОБРНАУКИ РОССИИ - student2.ru Примечание: Циклы дисциплин: гуманитарный, общеинженерный, математический, компьютерный и т.д.

Создание главной диаграммы вариантов (прецедентов)

По умолчанию в представлении Вариантов Использования (Use Case View) браузера уже существует главная диаграмма прецедентов (Main). Для ее заполнения необходимо открыть ее, дважды щелкнув по ней, и разместить на ней актеров и варианты использования.

Для нашей предметной области мы выделили следующих актеров:

Актер Краткое описание
Декан Сотрудник, вводящий сведения о дисциплинах и контролирующий успеваемость групп
Сотрудник учебной части Сотрудник, составляющий расписание
Студент Имеет возможность просматривать расписание
Преподаватель Сотрудник, ведущий дисциплины.
Сотрудник отдела кадров Сотрудник, принимающий на работу преподавателей

Рассмотрим теперь, какие возможности должна предоставлять наша система:

- актер Декан использует систему для внесения информации по дисциплине: цикл, преподаватель, ведущий дисциплину, группа, которой преподается дисциплина; а так же контролирует успеваемость студентов посредством вывода итоговой ведомости ;

- актер Сотрудник учебной части использует систему для составления расписания: указывает в какой аудитории будет проходить та или иная лекция, а так имеет возможность вносить изменения в расписание на конкретный день с последующим возвратом к исходному расписанию;

- актер Студент использует систему для просмотра расписания;

- актер Преподаватель использует систему для просмотра расписания, журнала группы с последующим внесением в журнал оценок, либо вывода ведомости по конкретной дисциплине конкретной группы;

- актер Сотрудник отдела кадров использует систему для ввода информации о преподавателях: ФИО, кафедра, должность, уч. степень и т.д..

В связи с вышеизложенным можно выделить следующие прецеденты:

Прецедент Краткое описание
 

Просмотр расписания

Запускается любым из актеров системы. Позволяет визуально просмотреть составленное расписание
С

Управление информацией о лекции

Запускается сотрудником учебной части, либо преподавателем. Первый назначает время проведения, аудиторию, группу и др., второй вводит данные о проведенной лекции
 

Управление информацией о дисциплинах

Запускается деканом. Позволяет добавлять, удалять дисциплины, назначать преподавателей для дисциплин, назначать дисциплины группам а так же вносить всю необходимую информацию о дисциплинах.
Вывод итоговой ведомости группы Запускается деканом. Позволяет просматривать сводку итоговых оценок конкретной группы по всем дисциплинам.  
Выставление оценок Запускается преподавателем для выставления оценки студенту по предмету, назначенному преподавателю.
Вывод ведомости группы по дисциплине Запускается преподавателем для вывода ведомости по дисциплине с итоговыми оценками по конкретной дисциплине конкретной группе, назначенным преподавателю
Управление информацией о преподавателе Запускается сотрудником отдела кадров для просмотра и редактирования информации о преподавателях.

Созданная главная диаграмма прецедентов показана ниже:

Лабораторная работа №1. МИНОБРНАУКИ РОССИИ - student2.ru

Рассмотрим теперь отношения между актерами и прецедентами. В языке UML возможен только один тип отношений между актером и прецедентом - отношение коммуникации. Поэтому всех актеров мы связали с прецедентами отношением Unidirectional Association. Поскольку другой тип отношений здесь мы задать не может, то стереотип communicate можно не указывать (он неявно подразумевается).

Отношение между прецедентами Управление информацией о лекции и Выставление оценок/Вывод ведомости группы по дисциплине - отношение расширения (Dependency or instantiates), поскольку когда актер Преподаватель просматривает журнал, он не всегда высьавляет оценки или выводит ведомости. Выставим в соответствующих свойствах связи стереотип «extend».

Наши рекомендации