Лабораторная работа №1. МИНОБРНАУКИ РОССИИ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА»
Кафедра: «Графические информационные системы»
Лабораторная работа №1
по дисциплине
«Проектирование информационных систем в дизайне»
ИС «Университет»
Выполнила: Изосова С.Е.
Группа 12-ИТ
Проверил: Райкин Л.И.
г. Нижний Новгород
2015 г.
1. Цель работы
Получить навыки построения диаграмм прецедентов в среде визуального объектно-ориентированного моделирования систем IBM Rational Rose Enterprise.
2. Создание диаграммы вариантов
Предметной областью разработки системы является «Университет» со следуюей ER-диаграммой:
Вариант №2 |
Предметная область: Университет |
ER-диаграмма к лабораторной работе №2 Примечание: Циклы дисциплин: гуманитарный, общеинженерный, математический, компьютерный и т.д. |
Создание главной диаграммы вариантов (прецедентов)
По умолчанию в представлении Вариантов Использования (Use Case View) браузера уже существует главная диаграмма прецедентов (Main). Для ее заполнения необходимо открыть ее, дважды щелкнув по ней, и разместить на ней актеров и варианты использования.
Для нашей предметной области мы выделили следующих актеров:
Актер | Краткое описание |
Декан | Сотрудник, вводящий сведения о дисциплинах и контролирующий успеваемость групп |
Сотрудник учебной части | Сотрудник, составляющий расписание |
Студент | Имеет возможность просматривать расписание |
Преподаватель | Сотрудник, ведущий дисциплины. |
Сотрудник отдела кадров | Сотрудник, принимающий на работу преподавателей |
Рассмотрим теперь, какие возможности должна предоставлять наша система:
- актер Декан использует систему для внесения информации по дисциплине: цикл, преподаватель, ведущий дисциплину, группа, которой преподается дисциплина; а так же контролирует успеваемость студентов посредством вывода итоговой ведомости ;
- актер Сотрудник учебной части использует систему для составления расписания: указывает в какой аудитории будет проходить та или иная лекция, а так имеет возможность вносить изменения в расписание на конкретный день с последующим возвратом к исходному расписанию;
- актер Студент использует систему для просмотра расписания;
- актер Преподаватель использует систему для просмотра расписания, журнала группы с последующим внесением в журнал оценок, либо вывода ведомости по конкретной дисциплине конкретной группы;
- актер Сотрудник отдела кадров использует систему для ввода информации о преподавателях: ФИО, кафедра, должность, уч. степень и т.д..
В связи с вышеизложенным можно выделить следующие прецеденты:
Прецедент | Краткое описание | ||
Просмотр расписания |
| ||
Управление информацией о лекции |
| ||
Управление информацией о дисциплинах |
| ||
Вывод итоговой ведомости группы | Запускается деканом. Позволяет просматривать сводку итоговых оценок конкретной группы по всем дисциплинам. | ||
Выставление оценок | Запускается преподавателем для выставления оценки студенту по предмету, назначенному преподавателю. | ||
Вывод ведомости группы по дисциплине | Запускается преподавателем для вывода ведомости по дисциплине с итоговыми оценками по конкретной дисциплине конкретной группе, назначенным преподавателю | ||
Управление информацией о преподавателе | Запускается сотрудником отдела кадров для просмотра и редактирования информации о преподавателях. |
Созданная главная диаграмма прецедентов показана ниже:
Рассмотрим теперь отношения между актерами и прецедентами. В языке UML возможен только один тип отношений между актером и прецедентом - отношение коммуникации. Поэтому всех актеров мы связали с прецедентами отношением Unidirectional Association. Поскольку другой тип отношений здесь мы задать не может, то стереотип communicate можно не указывать (он неявно подразумевается).
Отношение между прецедентами Управление информацией о лекции и Выставление оценок/Вывод ведомости группы по дисциплине - отношение расширения (Dependency or instantiates), поскольку когда актер Преподаватель просматривает журнал, он не всегда высьавляет оценки или выводит ведомости. Выставим в соответствующих свойствах связи стереотип «extend».