Переход к саморазвитию как стратегическая линия управления

Стратегическая линия управления в инновационном образовательном учреждении сегодня - превращение школы в саморазвивающийся организм. Достижение этой цели предполагает и другие инструменты и приоритеты управления. Среди них - ориентация на компетентность и творчество учителя, его свободу и профессиональную ответственность, потребность в участии, авторстве, личных достижениях, культ индивидуальности учителя и учащихся, открытости, неформальности в общении, создание команды единомышленников, привлечение к участию в жизни школы «сторонних сил» - компетентных специалистов, ученых, изменение статуса, авторитета школы в окружающей среде, обретение ею собственного лица и конкурентоспособности.

Чтобы школа «саморазвивалась», она должна обладать потенциалом саморазвития - своеобразной инфракультурой, существующей в виде выработанной в коллективе и потому принимаемой им системы ценностей. Эти ценности могут и не отличаться от общесоциальных, но важно, что они были пережиты, сформированы самими учителями. В основе стиля управления здесь лежит личный пример саморазвития руководителя, научность, компетентность и гуманизм его решений. Результаты работы каждого педагога здесь оцениваются по конечному личностно-развивающему результату. Школа, подобно личности, обладает своим индивидуальным лицом, своеобразием по сравнению с другими образовательными учреждениями.

Управленческий цикл в условиях авторской методической системы образовательного учреждения начинается с анализа личностно-развивающих возможностей методического процесса. При оценке профессиональной деятельности учителя руководителем школы в поле его зрения оказываются не только собственно профессиональные, но и личностные характеристики учителя: смысл и идеал профессиональной деятельности, высокий уровень саморегуляции и рефлексии в профессиональной работе, гибкость и аналогичность педагогического общения.

Новая стратегия порождает и новые методы управления. Это - многопараметральное системное проектирование авторской общешкольной методической системы, позволяющее увязать воедино: знания, творчество, стандарт, индивидуальность педагогов, внутреннюю целостность и взаимодействие со средой; создание реальных образцов опыта, в том числе и не имеющего аналогов в науке и практике; передача учителю авторских, а не только исполнительских полномочий; разработка и внедрение интерактивных форм методической работы, через которые учитель переходит на новый уровень профессионализма; изменение профессионального педагогического мышления учителей, позволяющего создавать индивидуально-авторские методические и педагогические системы.

Резюмируя сказанное, можно выделить специфические управленческие действия руководителя школы, направленные на организационное обеспечение личностно ориентированного образования: 1) освоение и применение личностно ориентированных критериев жизнедеятельности учащихся, учителей, школьной организации в целом; 2) использование модели личностно ориентированной ситуации как инструмента внутришкольного педагогического анализа (применительно к развитию учащихся на уроках, воспитательных мероприятиях, в сфере внеучебного общения и т. п.); 3) диагностика профессиональных возможностей учителей в аспекте их готовности к созданию авторской методики и стиля личностно ориентированной педагогической деятельности; 4) персональное влияние руководителя на этико-культурную атмосферу школы - формируемую структуру общения, стиль, ожидания, мотивацию, событийность развивающейся личности; 5) организация внутришкольного развивающегося методического процесса, обеспечивающего овладение учителями проектно-целевой деятельностью, реконструкцию предметного содержания обучения с целью обеспечения его вхождения в структуру личностного опыта ребенка, освоение природы и технологий создания разнофункциональных личностно ориентированных ситуаций, овладение опытом педагогического анализа и педагогической диагностики на основе личностных критериев. В данной системе методической работы должно осуществляться и самообразование сотрудников администрации школы, необходимое для овладения новыми моделями управления.

Специфика управления личностно ориентированной образовательной системой состоит в том, что управление призвано обеспечит здесь «становление и функционирование» учителя как носителя личностно-развивающей педагогической деятельности. Такому учителю присущи субъектность, компетентность и самообоснованность педагогических решений. Речь идет в данном случае не об учителе-новаторе, готовом внедрять в практику «достижения науки и передового опыта», а об учителе, создающем собственную, адекватную своему личностному потенциалу педагогическую систему. Рассмотрению механизма управления, нацеленного на формирование авторских педагогических систем учителей, посвящена работа В. В. Анисимовой, исследующей природу авторства как неотъемлемую черту личностно ориентированной педагогической деятельности. Чтобы в педагогическом процессе была востребована личность ученика, в нем в первую очередь должна быть востребована личность учителя. Она должна состояться, самоопределиться, найти свой, индивидуальный, в какой-то степени уникальный способ профессиональной самореализации, что, собственно, и обозначается понятием авторской педагогической системы.

Внутренние функциональные средства труда отражаются в нормативной, инструктивно-методической документации, характеризующей ту иди иную профессиональную деятельность. В качестве внутреннего функционального средства труда могут выступать профессиональные знания, умения и навыки, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, образ-Я в профессии, профессиональное самосознание и профессиональная самооценка. Следовательно, содержанием активного самоопределения выступают процессы самопознания (осознания собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности).

Наши рекомендации