Изменение состава фразеологизма как стилистический прием 15 страница

Общие– любовь к родине, честь, долг, чувство справедливости, желание исправить зло.

Групповые– налоги, воздух, вода, преступность.

Злободневные– положение в мире и стране, эпидемия, сессия, избирательная кампания.

Конкретные– дом, семья, пища, вещи, автомобиль.

Уместность темы определяется местом и временем речи. При выборе темы выступления в массовой аудитории оратор не должен переписывать речь из журнальных статей и книг и произносить ее от своего имени. Актуальность темы ораторского выступления создают основные интересы аудитории, злободневность и новизна предстоящего выступления. Тема выступления должна явно или скрыто содержать вопрос, на который будет дан ответ. Оратор не должен избегать несовременных или подвергшихся широкому обсуждению тем.

Выбрав тему, надо подумать о её формулировке. Название речи должно быть ясным, чётким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определённым образом настраивает аудиторию, готовит её к восприятию будущей речи. Следует избегать слишком общих названий, так как они требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

9.8 Изобретение: работа над материалами к публичному выступлению

После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала. К основнымисточникам, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, относятся:

- официальные документы;

- научная, научно-популярная литература;

- справочная литература (словари, энциклопедии, библиографические указатели);

- художественная литература;

- статьи из газет и журналов;

- передачи радио и телевидения;

- результаты социологических опросов;

- собственные знания и опыт;

- размышления и наблюдения.

К вспомогательным материалам публичной речи относятся примеры, ссылки на авторитеты, статистические данные.

Важнейшим источником накопления материала для публичной речи является чтение.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

На этом этапе подготовки к выступлению формируется необходимый для оратора навык отбора литературы. Сначала необходимо припомнить, что ранее было прочитано по теме предстоящего выступления, затем просмотреть личную библиотеку. В отсутствие дома необходимых материалов следует воспользоваться библиотекой и начать с просмотра библиографических указателей, каталогов и картотек. Затем просматриваются последние номера журналов, в которых публикуется перечень статей за истекший год, и газеты. При необходимости можно воспользоваться также справочной литературой. Слушатели относятся с большим интересом к сведениям, почерпнутым оратором из личного опыта.

Систематическое повторение этих действий при подготовке к различным выступлениям поможет выработать у оратора навык отбора литературы, что в конечном счёте позволит ускорить сам процесс подготовки.

Этот этап подготовки связан с работой оратора в библиотеке. Выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой.

Важнейший этап подготовки ораторской речи – изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, то есть прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал. При подготовке к выступлению собираются факты не только в пользу отстаиваемого мнения.

Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы. При подготовке к выступлению нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Д. Менделеев говорил, что «найденная, но не записанная мысль – это найденный и потерянный клад».

8.9 Изобретение: топосы – смысловые модели публичной речи

Классический античный риторический канон определяет 5 этапов пути от мысли к слову. Перечислим эти этапы.

1) Инвенция (лат. inventio) – изобретение, нахождение; задача – изобрести, что сказать.

2) Диспозиция (лат. dispositio) – расположение; задача – расположить изобретенное.

3) Элокуция(лат. elocutio) – словесное выражение; задача – украсить изобретенное словами.

4) Запоминание(лат. memorio) – запоминание речи; задача - отрепетировать речь.

5) Произнесение (лат. actio) – произнесение, т.е. разыгрывание речи с использованием жестов, мимики, голосовых данных оратора.

Античный образец предлагает готовую, четко очерченную программу, понятийную решетку, в соответствии с которой можно представить любую тему. Эта система понятий предлагает способы мысли о любой данной теме. Основу этой системы понятий, понятийнойрешетки (Михальская) составляют так называемые топосы или общиеместа, рассматриваемые не как избитые фразы, а как смысловые модели, по которым любой ритор может творить сам. Топосы предоставляли говорящему способы развития идей. Совокупность общих мест, топосов, смысловых моделей называется топикой. Топика отражает общие законы человеческого мышления.

Различаются внешние и внутренние топосы. Внешниетопосы– это смысловые единства, которые отложились в культуре и служат отправными точками мысли. В обыденной речи они именуются ценностями. Внешние топосы состоят из двух соотносительных категорий (вера–неверие, бытие–сознание, знание–невежество и т.д.). Внутренниетопосы представляют собой отношения, посредством которых связываются части внешних топосов. Внутренние топосы подразделяются на три группы: 1) определения; 2) соположения; 3) обстоятельства.

Топосыопределения:

- сущность (Риторика – наука, изучающая отношение мысли к слову);

- имя (Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось);

- присущее/привходящее (Личиком бел, да душою чёрен);

- признак (Знать птицу по перьям, а молодца по словам);

- род/вид (Ветви одних деревьев покрываются листьями, а других – хвоей или иглами.);

- часть/целое (В комнате было просторно: у окна стоял письменный стол, в углу – кровать, возле двери – стеллаж с книгами.);

- соотносительность (Каков поп, таков и приход).

Топосысоположения:

- сравнение: сопоставление или противопоставление (Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает);

- несовместимость (Гусь свинье не товарищ);

- аргумент к человеку (Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу).

Топосыобстоятельства:

- места (На чужой сторонушке рад своей воронушке);

- времени (Лучше поздно, чем никогда);

- цели (Мы рождены, чтоб сказку сделать былью);

- предыдущее и последующее (Сделал дело – гуляй смело);

- действие и претерпевание (Не о том речь, чтоб виновного сечь, а о том, где он);

- средство (Его цель – получение крупного наследства, а средством её достижения стало физическое устранение других наследников);

- образ действия (Лучше освободить крестьян сверху, чем ждать, когда они освободятся снизу).

9.10 Расположение: виды и приёмы вступления

Вступление(приступ) — начальная часть ораторской речи, в которой оратор объясняет мотивы, побудившие его к выступлению, стремится привлечь внимание слушателей к дальнейшему содержанию речи и снискать их расположение к себе. В малоподготовленной аудитории вступление должно быть развернутым. Изложение во вступлении целей и задач выступления эффективно далеко не в любой аудитории.

Чтобы привлечь внимание аудитории оратору не следует специально обращаться к конфликту, борьбе, а лучше использовать приемзахватавнимания:

- обращение к конкретному событию, времени, месту;

- неожиданное начало;

- демонстрация какого-либо предмета;

- использование парадокса;

- обращение к личным интересам слушателей, к тому, что волнует их каждый день.

Используются следующие варианты вступления в зависимости от состава аудитории, её настроения, обстановки и замысла речи, состояния оратора.

Прямоеначало— вступление, когда оратор прямо, непосредственно готовит слушателей к дальнейшей речи, добиваясь их внимания и расположения.

Пример:Члены Совета! Если бы я не знал, что обвинители мои готовы мне всякими способами вредить, я был бы им глубоко благодарен за это об-винение: человеку, про которого распространяются несправедливо злые толки, я думаю, оказывает величайшую услугу тот, кто заставляет его дать отчет во всей прожитой жизни. Я чувствую полную уверенность в себе и надеюсь поэтому, что даже человек, враждебно ко мне настроенный, переменит свои мысли, выслушав мой рассказ о моей прежней деятель-ности, и на будущее время будет иметь обо мне гораздо лучшее мнение. Однако, члены Совета, если я докажу вам только то, что я сторонник существующего государственного строя и что я вынужден необходимостью делить с вами одни и те же опасности, я прошу вас не ставить еще мне этого в особенную заслугу; но если не будет никакого сомнения в том, что мой образ жизни и во всех других отношениях заслуживает полной похвалы и совершенно противоположен составившемуся обо мне мне-нию и россказням моих врагов, тогда я прошу вас меня одобрить при этом испытании, а их считать людьми недобросовестными.

(Л и с и й. Речь в защиту Мантифея)

Тонкийподход— вступление, в котором расположение аудитории оратор стремится вызвать какими-то опосредованными приемами — введением в речь наивности, шуток, намеков, стихов, рассказа об интересном случае и т. п.

Синоним: эподос.

Пример: Господа! Эти слова невольно приходят мне на ум в связи с еще жи-выми впечатлениями от пушкинских дней, которые мы с вами только что пережили в дружеском единении. Они просятся у меня на язык, когда я сегодня отпускаю вас на новый путь. Мне кажется, эти шесть строк, которыми наш великий поэт так глубоко передал двойственность настроения, неразлучную с окончанием долгого труда, должны близко подходить и к вашему теперешнему душевному состоянию. Я уверен, что по крайней мере в настоящую минуту, сквозь горделивое сознание успе-ха, сквозь отрадную перспективу отдыха и все соблазны новизны, у вас пробивается струя невольной грусти; вам жалко расстаться с этими сте-нами, жалко завершить пору вашей жизни, хотя она отличалась в нашей среде суровым, местами, может быть, даже горьким»,трудом.

(Анненский И.Ф. Речь, произнесенная в Царскосельской гимназии)

Обычноевступление— вступление, применяемое оратором в ситуации бесконфликтности между оратором и аудиторией.

Пример: Товарищи, меня сегодня назвали счастливым человеком. Это пра-вильно, перед вами действительно счастливый человек, в жизни кото-рого осуществились лучшие его мечтания, лучшие его надежды. Смут-ные мечтания, может быть, неясные надежды, но это именно те надеж-ды, те мечтания, которыми я жил.

(Горький М. Речь наторжественном заседании пленума Тбилисского совета)

Полемическоевступление— вступление, в котором имеется полемическая направленность оратора против чего-либо и применяются приемы опровержения.

Пример: Джентльмены! Свыше трех недель тому назад прокурор заявил вам, что, основываясь на собранных им уликах, он будет настаивать на том, чтобы вы, господа присяжные, признали подсудимого виновным в том преступлении, в котором его обвиняют. За этим последовала долгая и утомительная процедура. Неразумные и нелепые, но в каждом отдель-ном случае невинные и непреднамеренные поступки пятнадцати-, шест-надцатилетнего мальчика были представлены вам здесь, джентльмены, как действия закоренелого преступника, — явно с намерением восста-новить вас против обвиняемого... Вы слышали, как его называли муж-чиной, взрослым бородатым мужчиной, злодеем, мрачным исчадием ада, проникнутым преступнейшими помыслами. А ему ведь только двад-цать один год. Вот он сидит перед вами. Осмелюсь сказать, что, сумей я сейчас магической силой слова сорвать е ваших глаз пелену, сотканную всеми жестокими мыслями и чувствами, приписанными моему подза-щитному заблуждающимся и, я бы сказал, ... преследующим особые политические цели обвинением, — вы болыпе не могли бы относиться к нему так, как сейчас...

(Д р а й з е р Т. Американская трагедия)

Вступлениес ораторской предосторожностью— вступление в ситуации расхождения, конфликта позиции оратора и аудитории, характеризующееся приемами большей или меньшей нейтрализации расхождения — инсинуацией, попыткой разделения аудитории во мнении, приведением аргумента к авторитету.

Пример: О чем я молил бессмертных богов, судьи, в тот день, когда я, по обычаям и заветам предков ... объявил ... об избрании Луция Мурены в консулы, — а именно, чтобы это избрание для меня самого, для чест-ного завершения мной своих должностных обязанностей, для римского народа и плебса стало залогом благоденствия и счастья, — об этом же молю я тех же бессмертных богов и теперь, когда речь идет о том, чтобы этот человек достиг консульства и вместе с тем остался цел и невредим; молю их также о том, чтобы ваши помыслы и ваш приговор совпали с волей и голосованием римского народа и чтобы это принесло вам и римскому народу мир, тишину, спокойствие и согласие... Но так как обвинители порицают и мое рвение как защитника, и даже то, что я вообще взялся за это дело, то я, прежде чем начать свою речь в защиту Мурены, скажу несколько слов в свою собственную защиту ... для того, чтобы, получив у вас одобрение своему поступку, с большей уверенно-стью мог отражать нападение недругов Луция Мурены на его избрание в консулы, на его доброе имя и все его достояние.

(Цицерон. Взащигу Луция Лициния Мурены)

Внезапноевступление — вступление, применяемое в ситуации уже имеющегося возбуждения аудитории, ее живого интереса, когда оратор сразу же начинает речь с сильной фигуры речи в тон этому возбуждению.

С и н о н и м: внезапныйприступ.

Пример: До каких пор, скажи мне, Катилина, будешь злоупотреблять ты на-шим терпением? Сколько может продолжаться эта опасная игра с чело-веком, потерявшим рассудок? Будет ли когда-нибудь предел разнуздан-ной твоей заносчивости?.. Или ты не чувствуешь, что замыслы твои рас-крыты, не видишь, что все здесь знают о твоем заговоре и тем ты связан по рукам и ногам? Что прошлой, что позапрошлой ночью ты делал, где ты был, кого собирал, какое принял решение, — думаешь, хоть кому-нибудь нам это неизвестно?

(Ц и ц е р о н. Первая речь против Катилины)

9.11 Расположение: изложение, его виды

Развертывание речи включает в себя изложение и обоснование.

Изложение — часть ораторской речи, представляющая факты к теме высказывания (родовое понятие по отношению к описанию и повествованию). Задача изложения – представление данных в благоприятном для оратора виде.

Описание есть изображение предмета как существующего независимо от ситуации общения. В описании говорящий и слушающий находятся как бы в одной точке, из которой они вместе рассматривают изображаемый предмет. Местоположение этой точки по отношению к предмету (перспектива) может изменяться в процессе описания, но единство говорящего и слушающего сохраняется. Искусство описания состоит в поддержании этого единства. Описание представляет собой развернутую форму определения.

Описание подразделяется по характеру описываемого предмета на описание вещей, ситуаций, последовательности действий, людей. По словесной формеописания подразделяются на естественные и искусственные. Естественные описания дают образ предмета в ходе его созерцания. Искусственные дают аналитический образ строения, структуры, назначения, т.е идею предмета. В зависимости от задачи и композиции описания бывают дедуктивные, индуктивные и смешанные. Дадим обобщенный план естественногоописания. Описание делится на 3 части: начало, середина, конец.

Началоописания. Необходимо сказать о времени дня или года, о месте, где предмет находится. Сначала дается общая картина окружающего, а затем взгляд фиксируется на предмете. При описании предмета общий план сменяется крупным планом, а затем планами отдельных деталей. Построение описания определяется выбором перспективы и плана. Перспектива– соотносительность размещения предмета, наблюдателя, источника освещения и границы обозреваемого пространства. План– объем поля зрения, занимаемый предметом и позволяющий фиксировать предмет с большей или меньшей степенью подробности. Направление взгляда диктует структуру описания: от внешнего к внутреннему.

Серединаописания.

- Если предмет «бездействует» (озеро, холм, небо), описываются перемены в нем в разное время (топос обстоятельства, время).

- Если это неодушевленный (физический) предмет и он как целое состоит из частей (город, сад), даются картины с разных сторон (топос «целое - части»).

- Если это действующее лицо (герой), то описываются его свойства и действия, одно за другим, постепенно и отдельно.

При расположении середины описания необходимо учитывать следующие моменты:

- самое интересное в предмете располагать ближе к концу, - интерес должен нарастать и достигать кульминации;

- все части предмета должны быть четко отделены друг от друга и описаны порознь, отдельно;

- избегать излишней детализации, стараться отбирать только существенные, яркие детали. Самое главное – суметь выделить стержень предмета;

- избегать повторов даже в других выражениях;

- конецописания. Особо выражаются чувства и желания. Помещают нравственные мысли, высокие истины.

Искусственноеописание строится исходя из содержания предмета, а не его чувственного образа. Состав и порядок частей иск. Описания отражают элементы структуры, отличительные признаки, назначение, свойства, видо-родовые отношения.

Повествование развертывается во времени. В центре его действие, поэтому активную роль играют глаголы.

Началоповествования. Здесь возможны варианты.

- Обращение к адресату или общая мысль рассказа.

- Общепринятая истина, высказанная в афористической форме.

- Место, время, действующее лицо, т.е. где? когда? кто?

Серединаповествования. Можно следовать естественному порядку событий, но можно начинать и с яркого события, которое было в середине действия. Следует нагнетать степень заинтересованности адресата, продвигаясь к кульминации истории, которая и завершает середину. В основной части речи в числе приемов поддержания внимания можно использовать обращение к отдельным слушателям.

Конецповествования. Содержит развязку истории, после чего может быть дана нравственная мысль или вывод из всего повествования.

Рассказчик постоянно должен отдавать себе отчет в том, что, кому и с какой целью он рассказывает. Принципы создания интересного рассказа: простота, ясность, краткость, правдоподобие, постепенное нарастание интереса до кульминации и развязка в заключении

9.12 Расположение: рассуждение, его структура и виды

Модель речи рассуждения – хрия (от лат. необходимость). Различаются строгая (прямая, простая) и обратная(искусственная) хрия.

Структурапростой хрии. Хрия состоит из 7-8 частей.

Начало – предложение, главный тезис, изъяснение темы через распространение. Начало может состоять из 2-х частей, если даются для рассуждения слова знаменитого писателя. В этом случае похвала писателю составляет эту вторую часть.

Середина состоит из одной рассказывающей части и 4-х объясняющих.

1) Причинасоставляет доказательство, почему предложение справедливо.

2) Противное показывает и отвергает мысли, несовместимые с предложением или причиной, и бывает двух видов: а) отвергается просто противное; б) делаются возражения и подробно каждое опровергается.

3) Подобие объясняет или предложение, или его причину известными сравнениями, уподоблениями.

4) Примерприводит лица или происшествия, которые служат доказательством предложения или его причины.

5) Свидетельство приводит слова Священного писания или знаменитого писателя, которые подтверждают предложение или его причину. Если приводятся многие свидетельства, то можно упоминать о некоторых мимоходом.

Конец состоит из одной части – заключения. В ней снова повторяется главное предложение с большей силою или выводится следствие, согласное с предложением или доказательствами.

Пример: Мщение есть страсть низкая и вредная. Ибо делать зло ближнему зна-чит унижать достоинство человека ко вреду собственному. Напротив, прощать обиды есть подвиг души прекрасной и великой. Так, пчела, отмстив обиду, сама лишается жизни. Часто друг, мстя другу за легкую обиду, лишается жизни или подвергается строгости законов. «Дух кроткий обиды простит, великий забывает», — пишет Озеров. Итак, удаляйте от сердца страсть мщения.

(Волков A.A. Основы русской риторики)

Искусственнаяхриясостоит из следующих частей:

1) Приступ;

2) Доказательство;

3) Связь;

4) Тезис;

5) Заключение.

Пример: Сограждане! Отечество гибнет! Свирепость врагов неимоверна. Они заняли Москву. Если падёт Москва, падём и мы. Пожертвуем всем, заложим жён и чад наших и искупим Отечество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе. Сограждане! Решите, что ожидает нас – рабство или свобода. (Речь Козьмы Минина).

В целом индуктивное построение речи является более предпочтительным для молодежной аудитории, а дедуктивное – для подготовленной взрослой аудитории.

Таким образом, любое публичное выступление можно разделить на следующие части, располагающиеся в определённой последовательности:

1 Прямой порядок: зачин – вступление – тезис – аргументация – обобщение – вывод;

2 Обратный порядок: вступление – аргументация – тезис – заключение

При аргументации необходимо следовать правилу Гомера, по которому вначале должны быть сильные аргументы, затем – средние аргументы, а в заключении – наиболее сильные аргументы. Принято считать, что чем больше аргументов в рассуждении, тем выступление убедительнее.

9.13 Расположение: виды и приёмы заключения

Заключение— завершающая часть ораторской речи, в которой содержится краткое истолкование смысла всей речи, с повторением главных мыслей, с возможным обобщениеми побуждением. Заключение-кульминация всегда хорошо запоминается слушателям.

Полемическоезаключение— заключение, в котором выражено расхождение во мнении с оппонентом или аудиторией.

Пример: Говорили еще, что душеприказчик в силу такого своего звания не имеет никакой ни физической, ни юридической возможности похитить или присвоить себе имущество, оставшееся после смерти завещателя, что настоящее дело чисто гражданское, что ... но довольно! Всего не перечтешь. Много юридических вопросов поднимала и победоносно в свою пользу разрешала красноречивая защита, в обширные и глубокие разъяснения и толкования вдавалась она, но как-то невольно по поводу всех этих вопросов, разъяснений и толкований, нимало, впрочем, не поколебавших конечный вывод обвинения, на мысль приходят те про-рочески скорбные слова великого преобразователя русской земли, кото-рые написаны там, на зерцале, стоящем на судейском столе: «Понеже ничто так к управлению Государства нужно есть, как твердое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писати, ежели их не исполняти, или ими играти, как в карты, прибирая масть к масти, чего нигде в свете так нет, как у нас было, а отчасти и еще есть и зело твдатся всякие меры чинить под фортециею правды!»

(М у р а в ь е в Н. В. Ответная речь по делу генерала Гартунга)

Обобщение— заключение, синтезирующее изложения и рассуждения, приводимые в срединной части речи; проявляется в двух своих разновидностях — рекапитуляциии выеодах.

Рекапитуляция(лат. recapitulatio— «повторение в основных чертах») — сжатое повторение содержания предыдущей речи (особенно в ее заключении), сведение воедино ее различных мыслей, частностей, фактов и подробностей. Вид обобщения.

Пример: Итак, относительно того, что отец был афинским гражданином, я могу сказать следующее: я представил в качестве свидетелей людей, ко-торых члены дема сами своим голосованием признали гражданами, и эти люди удостоверяют, что отец был их двоюродным братом; оказыва-ется, что в течение стольких лет, прожитых им здесь, он никогда и нигде не причислялся к чужеземцам; он обращался за помощью к этим людям как к своим родственникам, а они принимали его и выделили ему часть семейного имущества, считая его одним из своих. И, наконец, отец родился в такое время, что имел право считаться гражданином, даже если бы только один из его родителей был афинянином — ведь он родился до архонтства Евбулида.

(Д е м о с ф е н. Против Евбулида)

Выводы(вывод)— вид или часть заключения как мысли-следствия, вытекающие из аргументации в основной части речи.

Пример: Я окончил изложение обстоятельств дела о злоупотреблениях по опе-ке Медынцевой. Позволые мне сделать несколько общих выводов. Дело это, бесспорно, доказало следующее: игуменья Митрофания, пользуясь положением Медынцевой, выставляя себя особой всемогущей, подчи-нила своему влиянию Медынцеву. Обольщая ее надеждой снять опеку, сообщая по сему предмету ложные сведения, она выманивала у Медын-цевой долговые документы на все ее состояние и употребила эти доку-менты на свои дела; путем обмана, путем мошенничества получила из опекунского управления Медынцевой значительные суммы и, наконец, присвоила и растратила вещи, отданные ей Медынцевой на сохранение. Будучи уличена во всех этих преступных действиях, она, не отвергая фактов, ранее мною изложенных, стремится всю вину сложить на своих сообщников и для доказательства своего оговора совершает подлоги, подделывает расписки от имени Макарова.

(Жуков А. Обвинительная речь по делу игуменьи Митрофании)

Если у слушателей нет вопросов, это вовсе не значит, что им все понятно и выступление было удачным. Возможно, выступление просто совсем не заинтересовало аудиторию.

9.14 Выражение: стиль и слог оратора

Третий этап пути от мысли к слову – это элокуция (выражение), т.е. превращение замысла речи в определенный порядок содержания, в реальный текст. Совокупность идей получает словесное выражение. Элокуция дала начало стилистике, которая появилась в 19-м веке и заняла место риторики. Задача стилистики – обучение отбору языковых средств в соответствии с содержанием, целями и ситуацией общения. Но стилистика не может заменить риторику, так как недостаточно учитывает связь мысли и слова. Для риторики характерно понимание стиля как важной задачи.

Ключевыми понятиями на этапе выражения являются понятия стиля и слога.

Стиль– это отбор и согласованное сочетание в словесном процессе целесообразных выразительных средств языка, создающее индивидуальный, неповторимый образ речи. Стиль связан с понятием реализации личности в системе особенных свойств речи.

Слог– это совокупность общеобязательных качеств речи, надежно обеспечивающих ее понимание и приемлемость. Свойствами слога являются точность речи и её уместность, а также правильность речи, то есть соответствие литературным нормам. Между действующими и классическими нормами существует строго определенная граница.

Выразительные языковые средства в ораторской речи могут выступать в роли средств риторической аргументации.

9.15 Выражение: риторические тропы

Тропы красноречия

Троп (в переводе с греческого – поворот, оборот, образ) – обобщенное название выразительных приемов, состоящее в употреблении слова в переносном значении с целью достижения особой изобразительности, образности.

Метафора (скрытое сравнение) – это перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-нибудь отношении. Примеры метафор: «В саду горит костер рябины красной» (С.Есенин); «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов, эти слова светятся, как звезды» (А. Блок). В ораторских речах и публицистических статьях часто встречается так называемые «развернутые метафоры». Пример развернутой метафоры: «Нам кажется, что история человечества плетется черепашьим шагом. А ведь она несется все быстрее, еле успевая забирать воду на остановках. Избалованные пассажиры!» (Михаил Кольцов).

Метонимия– замена одного смысла другим на основе их связи по смежности («убирать хлеб с поля», т.е. пшеницу, из которой пекут хлеб; «сосед горит», т.е. его дом; «съел три тарелки», т.е. три порции и пр.).

Синекдоха – разновидность метонимии, употребление названия части вместо названия целого и целого вместо части, множественного числа вместо единственного и наоборот. Примеры: «Швед, русский – колет, рубит, режет» (А.С. Пушкин); «Пуще всего береги копейку» (Н.В. Гоголь).

Наши рекомендации