Поиск и эвакуация пострадавших
Все члены аварийных партий, участвующие впоисково-спасательных операциях, должны быть надлежащим образом одеты в костюмы пожярных и дыхательный аппарат. Спонтанные срочные меры, предпринятые без надлежащих мер предосторожности, приводили к многочисленным жертвам в прошлом.
Поиск и спасение пострадавших является чрезвычайно важным аспектом каждой пожарного операции. Спасение должно быть первым шагом в борьбе с пожаром, но может быть отложено из-за неблагоприятных обстоятельств.
Если члены аварийной партии должны пройти через место пожара для поиска и спасени я пострадавших, партия поддержки должна обеспечить безопасный проход поисковой партии к пострадавшим.
Если безопасность поисковой партии не может быть обеспечена, то необходимо взять под конироль очаг возгорания, прежде чем начать оказывать помощь пострадавшим.
Прежде чем отложить проведение спасательной операции необходимо убедится что:
· Прямая атака на очаг пожара может распространить его в район, где члены экипажа оказались в ловушке,
· Косвенная атака может генерировать достаточно пара чтобы ошпарить их.
Решение включает в себя двойную задачу: защита жизни людей и сохранение судна. Эта проблема не всегда решается в предположении, что жизни людей, захваченных огнём и отрезаных от путей эвакуации, более важны, чем судно и жизни остальных членов экипажа. Задержка в борьбе с огнем, в связи с неосторожными попытками спасения, может привести к неконтролируемому пожару, гибели судна и его оставления. Пожарная обстановка может вынудить принять решение проводить тушение пожара таким образом, что возникнут пагубные последствия для пострадавших, но судно и другие члены экипажа будут спасены.
Большие пожары.
Это касается крупных возгораний, которые не могут быть потушены с помощью небольших переносных огнетушителей. При стоянке судна в порту тушением этих пожаров будут заниматься профессиональные пожарные и, следовательно, необходимо определить технологию тушения до их прибытия,
Во – первых, необходимо понимать что ресурсы для борьбы с пожаром, имеющиеся на суднее, ограничены и, следовательно, не должны быть потрачены впустую, предпринимая действия, которые могут оказаться неэффективными.
Во-вторых, при выборе способа борьбы с пожаром необходимо убедится, что путь к эвакуации всегда будет свободен и в случае опасности экипаж может быть быстро и безопасно эвакуирован.
Наконец, в целях поддержания надлежащего контроля за людскими ресурсами, задействоваными в тушении, всех, кто не задействован в тушении, необходимо убрать из района пожара.
Пожары могут возникать в различных местах судна. Тем не менее они могут быть классифицированы по трем основным критериям: жилые, машинные помещения, грузовые помещения. К жилым помещениям могут боть приравнены служебные помещения и кладовые, находящиеся в жилой надстройке.
Пожар в жилых помещениях.
Если крупный пожар возникает в жилых помнщениях, единственным эффективным способом борьбы с ним является обильным применением воды. Использование пены является неэффективным, и, следовательно, расточительным.Опасностью этого вида пожара является быстрое распространения огня и дыма. Наиболее эффективный способ борьбы с дымом : закрыть все двери сразу и поднять тревогу. Помните при охлаждении граничащий с очагом пожара помещений: место пожара имеют шесть сторон: четыре стены плюс палубы сверху и снизу.
Когда распространение огня предотвращено, необходимо будет войти в зону пожара для тушения очага возгорания. Использование дыхательных аппаратов будет иметь важное значение из-за дыма, однако, следует помнить, что большинство судов имеют вентилятор в верхней части надстройки. Также допускается открыть наружные двери для лучшей вентиляции и понижения температуры воздуха. Разумеется, вентиляция не должна подавать кислород к очагу пожара.
Аварийная партия перед тем, как войти в очаг пожара, должена всегда иметь в виду следующее:
· Скорость распространения огня.
· Пожарные должны всегда работать в паре.
· Электрические цепи должны быть изолированы, чтобы избежать опасности поражения людей при использовании воды для тушения пожара.
· Знание расположения помещения необходимо в большинстве случаев при работе пожарных «вслепую».
· Группа управления должна постоянно информирована о ситуации и прогрессе в борьбе с огнем.
Пожары в кладовых помещениях.
Пожары в кладовых помещених как правило, следует тушить таким же образом, как крупный пожар в жилом помещении, большое количествоводы не требуется. В особых случаях, когда кладовая содержит масла, жиры или химических веществ, может потребоваться использование пены.
Пожар в каюте
Помните, что ближе к полу задымление наименьшее, безопаснее передигаться по полу каюты для оказания помощи пострадавшим.
Часто для успешного тушения возгорания в каюте достаточно использовать огнетушитель.
Запустите в работу огнетушитель в соответствии с инструкцией, а затем направьте струю на огнь широким движением, чтобы покрыть как можно больше площади возгорания.
Помните - огнетушитель, естли это не специальный огнетушитель с объёмом несколько галлонов, имеет время работы около 30 секунд.
Если по прибытии на место пожара обнаружено, что огонь распространился на большую площадь, не тратьте время на тушение с помощью огнетушителя.
При использовании пожарного шланга состволом в ситуации тушения пожара в каюте, сначала лучше использовать струю (предпочтительно по сравнению с распылением), так как вы будете нуждаться в большом количестве воды для охлаждения зоны и предотвращения распространения огня через переборки в смежные помещения.
Рис.2. Тушение пожара в каюте.
Если очаг пожара находился в матрасе или диване, убедитесь, что после тушения материал хорошо пропитался водой.
Когда возгорание произошло в урне с бумагой, используйте огнетушитель с осторожностью, чтобы струя пены не выбросила наружу горящую бумагу, тем самым способствуя распространению пожара.