Понятие, функции и основные характеристики воображения. Физиологические механизмы воображения. Механизмы (приемы) создания образов воображения
Воображение – процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений.
Взаимодействуя с окружающей средой, человек воспринимает, познает, изменяет и преобразует мир. Преобразование действительности возможно благодаря воображению.
Образы которыми человек оперирует, включают не только ранее воспринятое, но в образах может предстать и то, чего человек непосредственно не воспринимал. Образы помогают выйти человеку за пределы времени и пространства.
Своеобразие воображения как формы отражения действительности состоит в следующем:
1. Воображение представляет собой мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого человеком.
2. Воображение способствует предвосхищению будущего.
3. Воображение «оживляет» то, что было ранее.
Функции воображения
- представление деятельности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач;
- регулирование эмоциональных отношений;
- произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
- формирование внутреннего плана человека;
- планирование и программирование деятельности человека.
Формы выражения воображения
1.Построение образа, средств и конечного результата деятельности.
2. Создание программы поведения в условиях неопределенной ситуации.
3. Создание образов, соответствующих описанию объекта и др.
Физиологические механизмы воображения очень сложны и могут быть охарактеризованы следующим образом: основная функция коры больших полушарий – образование системы связей, в которых фиксируется прошлый опыт. Этот опыт включает круг представлений и знаний человека о мире. Система временных связей динамична: она изменяется, дополняется и преобразуется. Выделенные в процессе анализа части и признаки комплексного раздражителя, каким является предмет и данная ситуация, соотносятся, синтезируются в новых комбинациях. В результате этого создается новый образ или система новых образов, в которых реальная действительность отражается человеком в преобразованном виде и содержании.
Физиологический механизм, обеспечивающий формирование нового образа, - это образование новых сочетаний из временных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга. Для того чтобы образовались новые ассоциации, необходима диссоциация, т.е. расщепление сложившихся связей. Диссоциированные связи включаются звеньями в новые системы связей. Этот процесс не следует рассматривать как мгновенно протекающий. Он имеет фазовый характер и в каких-то фазах протекает скрытно от самого человека в слабо возбужденных и даже частично заторможенных участках коры больших полушарий головного мозга. Примером такого рода деятельности являются сновидения, в которых причудливо сочетаются образы ранее воспринятых объектов и связанные с ними переживания человека.
Ведущие механизмы создания образов | переработка содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта | уподобление одного понятия или представления другому, перенос на него значимых признаков или характеристик последнего, использование его в качестве неполного сравнения или принципа функциональной интерпретации[6] |
перенос какого-либо свойства объекта | перенос какого-либо свойства объекта | |
создание образов с участием хранящихся в памяти ассоциативных образов[7] |
Виды воображения, их характеристика.
Виды воображения
1. Активноевоображение управляется усилиями воли. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо желания человека.
2. Воссоздающее воображение- представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового. Творческое - воображение, дающее новые, оригинальные, впервые создаваемые образы. Источником творчества является общественная необходимость в том или ином новом продукте. Она и обуславливает возникновение творческой идеи, творческого замысла, что ведет к возникновению нового.
3. Фантазия - вид воображения, дающий образы малосоответствующие действительности. Однако образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности не существует. Грезы- фантазия, связанная с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени связана с действительностью. Сновидения- пассивные и непроизвольные формы воображения, в которых находят выражения многие жизненно важные потребности человека.Галлюцинации- фантастические видения, как правило, результата нарушений психики или болезненных состояний.