Развитие критического мышления

Хотя способность критически мыслить была важна во все времена, в XXI веке без нее просто не обойтись.


"Критическое мышление— это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата.

Существенным компонентом критического мышления является развитие установки на то, чтобы мыслить критически и готовности к этому. Те, кто по-настоящему умеет думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить все усилия, которые требуются для планомерной работы, выверенных действий, сбора информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов.

Человеку, пользующемуся критическим мышлением, свойственны следующие качества:

1)Готовность к планированию. Планирование — первый и очень важный невидимый шаг к критическому мышлению. Постоянно упражняясь, каждый может развить в себе привычку планировать.


2) Гибкость. Человек с ограниченным умом, т.е. отсутствием гибкости, негативно относится к любым новым идеям, заявляя: «Я и без этого всегда обходился». Другим распространенным возражением, демонстрирующим неготовность рассматривать новые предложения, является фраза: «Не чини, пока не сломается». Такой консервативный подход препятствует восприятию свежих идей. В противовес этому гибкая позиция включает в себя готовность рассматривать новые варианты, пытаться сделать что-то иначе, менять свою точку зрения. Человек с открытым умом способен подождать с вынесением суждения, собирает больше информации и стремится прояснить для себя сложные вопросы. Это не означает, что все варианты одинаково хороши или что неограниченность важнее, чем здравый смысл. Это означает лишь, что критически мыслящий человек готов мыслить по-новому, пересматривать очевидное и не отступаться от задачи, пока она не будет решена.


3) Настойчивость. Барон (Baron, 1987) в прекрасном эссе, посвященном значению установок, подчеркнул, что настойчивость крайне важна для достижения результатов. С настойчивостью тесно связана готовность взяться за решение задачи, требующей напряжения ума. Некоторые люди при виде задачи, кажущейся им трудной, не делают ни малейшей попытки ее решить. Они терпят поражение уже на старте. Другие приступают к решению, но так и не доводят дело до конца. Мышление — это напряженный труд, который требует от человека терпения и настойчивости. Он может утомить вас не меньше, чем труд физический, но способен принести даже большее удовлетворение.

4) Готовность исправлять свои ошибки. Все мы время от времени ошибаемся. Думающие люди, вместо того чтобы попытаться оправдать свои ошибки, умеют их признавать и тем самым учатся на них. Прислушиваясь к мнению окружающих, они стремятся понять, в чем неправы, и найти причины ошибки. Такие люди могут признать свои стратегии действия неэффективными и отвергнуть их, выбирая новые и совершенствуя свое мышление.

5) Осознание. Психологи называют это качество метапознанием, или мета-когнитивным мониторингом. Оно подразумевает наблюдение за собственными действиями при продвижении к цели. Критически мыслящие люди развивают привычку к самоосознанию собственного мыслительного процесса.


6) Поиск компромиссных решений. Групповые формы деятельности являются преобладающими в современном мире. Критически мыслящему человеку необходимо обладать как хорошо развитыми коммуникативными навыками, так и умением находить решения, которые могли бы удовлетворить большинство. Без этого даже самые светлые головы не смогут воплотить свои мысли в конкретные дела." (Дайана Халперн)

Критическое мышление: 1) Дисциплинированное, самонаправленное мышление, которое иллюстрирует совершенство мышления соответствующего специфическому способу или области мышления.

2) Мышление, показывающее мастерство интеллектуальных навыков и способностей.

3) Искусство размышления о собственном мышлении, о том, как Вы можете сделать своё мышление лучше: более ясным, более точным, или более защищённым.

Критическое мышление — это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

Различают три стадии развития критического мышления (см. Таблицу 4).

Стадии развития критического мышления

Таблицу 4

Стадия Функция
Вызов - противоречие действующим нормам, стандартам, критериям, здравому смыслу или людям, непредвиденное, непредсказуемое событие Мотивация восприятия новой информации и побуждение работать по-новому. Бесконфликтный обмен мнениями при выполнении домашнего задания.
Осмысление - мыслительная деятельность, направленная на принятие решения Получение новой дополнительной информации по теме. Систематизация знаний при применении концепций и моделей с целью решения сложных текущих проблем компании. Мотивация применить системные знания на своём рабочем месте.
Рефлексия - остановка в деятельности, обращение назад (анализ, критика) и проектирование будущего шага ее развития (нормирование, или конструирование) Коммуникации внутри компании (обмен мнениями о новой информа­ции). Приобретение новых знаний путем обмена опытом. Мотивация к созидательным изменениям в своей группе, доступ к новым информационным источникам. Оценка деятельности: соотнесение новой информации и имеющих­ся знаний, выработка собственной позиции, оценка бизнес-про­цесса на экономичность, эффективность, результативность, справедливость.

Критика - объективное суждение, анализ, или оценка чего-то. Цель критического анализа та же самая как цель критического мышления: чтобы оценить силы так же как слабость, достоинства так же как неудачи. Критические мыслители критикуют, чтобы перепроектировать, реконструировать и сделать лучше.

Рефлексия

Рефлексия - это одновременно взгляд и в прошлое, и в будущее.


Вы как менеджер, осуществляя некоторую сложную деятельность, сталкиваетесь с затруднением, что побуждает Вас войти в рефлексию, где Вы последовательно осуществляете три шага:


1) Анализ - исследование прошлого - реконструкция действий и поиск момента затруднения, ответ на вопрос: "Что произошло?".


2) Критика - обнаружение причины затруднения; для этого необходимо найти точки разрывов, зафиксировать противоречия и поставить проблему, ответ на вопрос - "Почему?".

3) Нормирование - взгляд в будущее: выдвижение идей, гипотез, построение новой нормы, ответ на вопрос: "Как?".


Важно помнить:

* рефлексия направлена на осознание собственной деятельности;

* если нет затруднений, вызывающих проблемную ситуацию, нет повода для рефлексии;
* поводом для рефлексии служит самостоятельно выполненная Вами деятельность творческого характера, т.е. вызывающая у Вас трудность;

* фокус рефлексии зависит от целей деятельности и зоны ближайшего развития Вашей компетенции.


Поэтому нельзя предложить стандартную методику проведения рефлексии.


Возможные фокусы (предметы) рефлексии:

- полученные результаты и их сопоставление с целями;

- процесс достижения целей;

- способы деятельности, мышления, коммуникации;

- личностно-профессиональное развитие;

- эмоционально-психологическое состояние.

Творческое мышление

Креативный менеджмент позволяет связать процессы познания и практическую деятельность воедино.

Наши рекомендации