I. общие советы и рекомендации

Background

Обладайте максимумом информации о стране или регионе, о местности, куда вы направляетесь, вы должны знать ее историю, иметь представление об экономике, о населении. Коль речь идет о социальном или, тем более, военном конфликте, корреспондент должен иметь четкие представления о позициях противостоящих в конфликте сторон, предысторию и причины конфликта, иметь представление о лидерах или руководителях, представлять себе, насколько та или иная из противоборствующих сторон имеет поддержку у населения, какие внешние силы стоят за конфликтующими сторонами.

Не принимайте на веру информацию в СМИ, как бы вы не уважали те издания или программы, где эта информация появились. Каждый может допустить ошибку: не исключено, что автор публикации как раз и пренебрег теми правилами, выполнение которых способствует объективности журналистского материала. Возможно, изменилась ситуация: что было верным вчера, может не быть таковым сегодня.

В больших редакциях существуют специальные службы информационного обеспечения, куда может обратиться корреспондент, выезжающий на задание, да и просто при подготовке того или иного материала. С помощью поисковых систем в компьютерной базе данных и в Интернете собирается вся информация по проблеме, интересующей корреспондента. Таким образом, к моменту выезда к месту событий, он имеет возможность обладать всесторонними представлениями о той проблеме или тех событиях, о которых ему позже предстоит писать. Прочитать подготовленный материал можно и по дороге: в самолете, в машине.… На журналистском сленге эту информацию называют английским словом background, что означает «фон, подготовка», вполне соответствуя содержанию. Background – это отнюдь не та информация, которая обязательно будет включена в сюжет, может быть, лишь какие-то элементы. Этот «фон» необходим, прежде всего, для формирования у вас как можно более полного и системного представления о предмете вашей работы. Практика знает случаи, когда вся информация background’а затем полностью опровергалась подготовленным материалом. Background – это своеобразная точка отсчета, от которой необходимо оттолкнуться и написать нечто новое. Зачем изобретать всю жизнь велосипеды?!..

Иногда существует возможность проконсультироваться по нужной теме у какого-либо эксперта. Это может быть кто-то из коллег, из должностных лиц соответствующих ведомств и структур, кто угодно. Необходимо лишь не забывать, что любые комментарии такого рода чаще всего бывают достаточно субъективны и, доверившись им, вы рискуете оказаться ангажированы. Может быть, сами об этом и не догадываясь. Такая информация опять-таки представляет собой все тот же background.

В реальных условиях СМИ Кыргызстана нет возможности полагаться на чью-то помощь, как спасение утопающего является делом самого утопающего, так и журналист, выезжающий в командировку, должен сам думать обо всем, в том числе о background’е. Тем не менее, большинство редакций уже имеют доступ к интернету, в городах существуют интернет-кафе. Важно отнестись к этому условию работы всерьез, не откладывая его «на потом» как нечто малосущественное.

В любом случае, необходимо проработать как можно больший объем информации. Из background’а можно почерпнуть цифры, даты, факты, которые затем могут быть перепроверены, подтверждены или опровергнуты. Background позволяет увидеть событие в развитии: кто-то написал об этом раньше, другой позже, вы видите тенденции, закономерности этого явления или события в динамике. И даже если ни один из фрагментов этой информации не пригодится вам напрямую при подготовке материала, аналитический подход к ней позволит вам составить более или менее объективную картину происходящего.

Предварительная информация об условиях работы

Большое значение имеет информация о том, какие законодательные или административные решения об ограничении свободы передвижения, праве интервьюирования, фото- и видеосъемки действуют в данной местности в данное время. Необходима ли аккредитация для журналистской работы в зоне конфликта, какой орган уполномочен эту аккредитацию оформлять. Может ведь случиться и так, что вы доберетесь до отдаленной местности, в которой происходят события, а там выяснится, что аккредитацию необходимо было получить в столице. В любом случае, никогда не окажутся вредными несколько ваших фото (в формате, требуемом для документов) «про запас», а также письмо от редакции с просьбой о вашей аккредитации (без указания адресата).

Общие положения об условиях работы журналистов содержатся в законодательных актах. Выезжая в командировку, ознакомьтесь с теми статьями законов и подзаконных актов о СМИ, которые могут иметь прямое или косвенное значение в вашей конкретной ситуации. Имейте тексты этих актов с собою: иногда напечатанное слово больше, нежели слово сказанное, впечатляет представителей власти вообще и военных в частности.

Выезд-1

Существует несколько вариантов выезда в командировку в горячие точки:

1. Полностью самостоятельно

2. В составе группы.

3. В составе свиты.

В первом случае журналисту действовать, естественно, гораздо сложнее. Отсутствие авиабилетов, нужных рейсов, недостаточное финансирование, необходимость преодолевать такие трудности, как многочисленные военные, милицейские и прочие посты и контрольно-пропускные пункты – это минимальный перечень трудностей. Однако этот вариант имеет глобальное преимущество перед другими в том, что обеспечивает полную независимость журналиста от кого бы то ни было. По большому счету можно говорить, что этот вариант является идеальным.

Весьма распространенный вариант: положиться на помощь военных или представителей других силовых структур. Можно летать с военными, пользоваться их транспортом и местом для жилья и т.д. Этот вариант имеет существенный недостаток: зависимость материальная серьезно усиливает влияние этой среды на характер журналистского материала. Это влияние не обязательно прямого действия. Но, воспользовавшись помощью военных, вы берете на себя и некие моральные обязательства. Еще хуже, если при этом военные будут для вас основным (и, тем более, единственным) источником информации. Об объективности такого журналистского материала говорить трудно. Информация в таком случае обречена на то, чтобы быть односторонней - вы узнаете только то, что вам сочтут нужным показать и рассказать.

Журналист или группа журналистов могут быть "свитой" какого-либо генерала или министра, другого официального лица, выезжающего в район конфликта с политическими, просто ознакомительными или миротворческими целями. В этом случае также не надо заботиться о транспорте, проживании и питании, правда, заодно можно не думать ни об эксклюзиве, ни о полноценном и беспристрастном журналистском материале. В итоге такой поездки его, конечно же, не будет, поэтому нужно определяться, к чему вы стремитесь, что вам ближе: объективность материала, или комфортные условия командировки и благорасположение армейских чинов. Если второе, подарите эту книжку кому-нибудь из коллег, она вам не нужна.

Наши рекомендации