Особенности расследования преступных нарушений правил охраны окружающей среды

Возбуждение уголовного дела. Поводами к возб. уг. дел могут яв­ляться документы, содержащие сообщ. о преступных на­руш. охраны природной среды орга­нов: санитарно-эпидемиологической службы, региональных органов по гидрометеорологии и контролю за сост. при­родной среды, управлений по регулированию использования и охране вод, органов рыбоохраны, лесной охраны и др. Уг. дела могут быть также возб. по сообщениям общественных организаций, СМИ, отдельных граждан, при непосредственном обнаружении при­знаков преступления правоохранительными органами.

Органами, осуществляющими непосредственный надзор за соблюдением правил охраны природной среды, могут быть проведены первичные проверочные мероприятия: собрана не­обходимая документация, подтверждающая нарушение, ото­браны объяснения лиц, отобраны пробы и образцы, проведено их предва­рительное исследование. Тогда перед возбуждением уголовного дела следователь изучает представленные материалы, дает им соответствующую оценку

Если по факту любого нарушения правил охраны природ­ной среды проводились ведомственные или служебные про­верки, то их рез-ты могут лечь в основу следственных версий, подлежащих исслед.

Следственные версии могут строиться относительно со­бытия преступления (имело ли место загрязнение атмосферного воздуха, водоема вредными для здоровья лю­дей промышленными отходами); по элементам состава пре­ступления (в какое время и каким способом было совершено загрязнение объекта природы, о лицах, виновных в совершенном преступлении).

В начальной стадии расслед. по данной категории дел выдвигаются общие версии о сущности происшедшего события и вызвавших его причинах. Полученные при проверке версий данные являются осно­вой для выдвижения версии о лицах, допустивших загрязнение атмосферного воздуха, воды и земли, мотивах преступ­ных действий и различных частных версий, имеющих суще­ственное значение для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. Проверка версий про­изводится методом дедукции: из следственных версий выво­дятся следствия, т. е. на данный момент еще не известные обстоятельства, которые должны или могут существовать в реальной действительности, если версия соответствует истин­ному положению вещей. Круг следствий должен быть исчер­пывающим, позволяющим учесть все возм. для данной ситуации обстоятельства.

Планирование расследования.Выбор направления в данном случае зависит от исходных данных, которыми к этому моменту располагает следователь, и следственной ситуации, сложив­шейся на начальной стадии расследования.

Если до начала расследования прошло значительное время, а основанием для возбуждения уголовного дела яви­лись материалы проверки органов, осуществляющих надзор за соблюдением законов об охране природы, то в первую очередь при проверке общей версии следует сконцентриро­вать усилия на сборе, изучении и систематизации различных документов, получении консультаций по специальным воп­росам и информации о деятельности предприятия, работе очистных сооружений.

Если основанием для возб. уг. дела по­служило сообщ. о том, что несколько часов назад водитель ассенизационной машины слил производствен­ные отходы в городской канализационный коллектор, соед. с рекой, то при планировании расслед. в первую очередь следует предусм. производство осмотра места происшествия с целью обнаруж., фиксации и изъя­тия материальных следов совершенного преступления, уста­новления свид. и очевидцев происшедшего события с последующим их допросом, обнаружения транспортного сред­ства и задержания водителя, назначения соотв. экспертиз.

Существует несколько систем проведения первоначаль­ных следственных действий при расследовании преступле­ний в сфере экологии. Они обусловливаются особенностями обстоятельств совершения таких преступлений, различиями в их видах и способах обнаружения. Так, при непосредственном обнаружении последствий пре­ступного нарушения правил охраны природы, связанных с загрязнением почв, водоемов, воздушной среды, проводится осмотр места происшествия, следственный осмотр террито­рии промышленного предприя­тия, отдельных зданий, сооружений, очистных сооружений, производственных агрегатов (машин, механизмов), допросов очевидцев, иных свидетелей, специалистов.

В случаях, когда по фактам нарушений законодательства по охране природы проводились ведомственные или служеб­ные проверки, расслед. может начинаться с анализа документации, назначения экспертных исслед., допросов специалистов, обнаруживших проис­шедшее, очевидцев и свидетелей.

Осмотр места происшествия. По делам о сбросах ядовитых веществ, токсичных промышленных отходов в водоемы подлежат осмотру значительные водные пространства и достаточно протяженные участки прибрежной суши. Здесь важно точное определение границ осмотра, его задач. Обычно водные и прибрежные пространства осматриваются на всем про­тяжении загрязнения и обнаружения его непосредственных последствий (например, по всей визуально наблюдаемой по­верхности с пленкой нефтепродуктов). В протоко­ле осмотра фиксируются размеры этих пространств, визуаль­но наблюдаемые изменения состояния (цвета, поврежденной растительности) окружающей среды, цвет воды, рас­тений, почв, участки, где обнаружены погибшие животные. Если в осматриваемом пространстве находятся территории промышленных предприятий, то устанавливаются и фик­сируются вид таких производств, агрегаты и механизмы, непосредственно расположенные в районе, где обнаружены следы загрязнений, их состояние.

В ходе осмотра отбираются пробы воды, почв, образцы погибших растений, останки животных организмов для последующих экспертных исследований. При обнаружении загрязнения или эрозии почв осматриваются пространства, где последствия таких загрязнений визуально наблюдаются. В протоколе осмотра фиксируется объективное состояние почвенного покрова и растительности (его внешний вид, консистенция, цвет, участки загрязнений и их характерные признаки). В ходе осмотра отбираются пробы почв, образцы поврежденных и погибших растений.

Особенное внимание уделяется обнаружению мест (участ­ков местности, помещений), где могли храниться токсичные вещества или ядохимикаты. Сами эти места или помещения подвергаются иссле­дованию для обнаружения остатков ядовитых веществ, бе­рутся пробы химикалиев, грунта, возможных предметов упа­ковки ядохимикатов.

При обнаружении на месте, где находятся следы загряз­нений водного пространства или почв, машин и механизмов, они подвергаются следственному осмотру для выяснения, какие это машины или механизмы, где они расположены, наличия у них визуально наблюдаемых неисправностей, про­течек веществ, которые могли быть источником загрязнений.

В ситуациях, когда для уничтожения животных или рыбы при браконьерстве применялись различного рода техничес­кие средства или взрывчатые вещества, при осмотре места происшествия проводятся действия, направленные на обна­ружение таких предметов или их остатков. Осмотр места происшествия по делам о преступлениях в сфере экологии производится при обязательном участии соот­ветствующих специалистов (химиков, ихтиологов, специали­стов лесного хозяйства, инженеров по очистным сооружени­ям, врачей санитарно-эпидемиологических станций).

Если источник загрязнения водной среды находится под водой, то его осмотр производится водолазом, предварит. инструктированным следователем и соответствующими специалистами. Впоследствии водолаз допрашивается в качестве свидетеля по делу. К протоколу его допроса могут приобщаться сделанные им зарисовки и схемы, равно как материалы фото- и киносъемки или видеозаписи.

Исследование документов.Исследования Особенности расследования преступных нарушений правил охраны окружающей среды - student2.ru Особенности расследования преступных нарушений правил охраны окружающей среды - student2.ru документов, регулирующих эту деятельность, а также актов проверки состояния средств природоохраны производственных единиц. Эти документы или их копии под­лежат выемке и приобщаются к уголовному делу.

Допросы свидетелей.Содержание информации, которую предполагается получить, проведя допросы свидетелей, в зна­чительной мере зависит от их отношения к объекту, который считается виновником загрязнения, к виду и характеру рабо­ты предприятия. Объем информации, получаемой от свидете­лей, определяется также их профессией, служебным положе­нием и уровнем осведомленности как о происшедшем, так и вообще о содержании деятельности промышленного или сель­скохозяйственного производства, где были нарушены прави­ла охраны природы.

Очевидцы загрязнений могут сообщить сведения о времени и обстоятельствах происшедшего, о том, не наблюдалось ли ранее таких явлений, каковы были погодные условия, не находился ли кто-либо из заинтересованных лиц на месте происшествия до прибытия следователя. Работники лесоохраны, рыбоохраны, санитарно-эпидеми­ологической станции, иные специалис­ты, которые в силу своих служебных обязанностей должны были осуществлять контроль за состоянием охраны природ­ной среды, могут быть допрошены о проводимых ранее про­верках, обнаруженных нарушениях, предложениях, которые ими делались в целях предупреждения нарушений.

Должностные лица предприятий и иных учреждений, от­ветственные за экологическую безопасность производств, мо­гут допрашиваться относительно технологии производства, сте­пени его опасности для окружающей среды, состояния и орга­низации природоохранительных мероприятий и качествепредназначенных для этого технических средств, организации контроля за экологической чистотой производства, работой очистных сооружений. В ходе их допросов выясняется также, кого конкретно они считают ответственными за данные конк­ретные нарушения правил охраны природной среды.

По аналогичным вопросам могут быть также допрошены работники, непосредственно обслуживающие процессы про­изводства, опасные для природной среды, а равно обслужива­ющие сооружения, механизмы и агрегаты, предназначенные для обеспечения природоохраны.

Осмотр документов.Все документы, подлежащие осмотру, целесообразно клас­сифицировать следующим образом: 1) нормативные документы (постановления, ведомственные акты и правила, регулирую­щие деят. предпр., инструкции, распоряжения, приказы); 2) документы, связанные спроектированием и строи­тельством очистных сооружений; 3) акты приемки работ, в том числе и природоохранных сооружений; 4) документы, связанные с технологией производства; 5) журналы учета про­мышленных отходов; 6) документация, касающаяся хране­ния, транспортировки и переработки вредных веществ; 7) до­кументы различных лабораторных исслед., а также акты проверок контролирующих органов и служб. Этот пере­чень документов не является исчерпывающим. Внешний осмотр документов сочетается с анализом их содержания. При этом обращается внимание на соотношение сведений, содержащихся в них, с другими данными и обстоя­тельствами расследуемого дела.

Экспертизы.Экологическая экспертиза разрешает следующие воп­росы: о характере нарушений законодательства об охране природы и нормативно-инструктивных установлений, регу­лирующих природоохранные мероприятия, их соответствие, а также соответствие разрабатывавшихся технологий очист­ных и природоохранных сооружений требованиям закона; о причинах и последствиях этих нарушений, причинной свя­зи между нарушениями природоохранного законодательства и ущербом, нанесенным природной среде; о характере и размере ущерба, причиненного нарушениями правил охра­ны природы.

Технологическая экспертиза устанавливает соотв. технологич. процесса нормативным треб-ям, при­чины нарушений технологии производства, соответствие тех­нологии пр-ва требованиям технологических норм, влияние изменений технологии пр-ва на ее опасность для природной среды, в чем именно заключаются технологи­ческие причины выброса в атмосферу ядовитых веществ и выпуска сточных вод, содержащих вредные вещества в кон­центрациях, превышающих допустимые нормы.

Техническая экспертиза назначается в тех случаях, ког­да необходимо выяснить техническое состояние машин и ме­ханизмов: в какой степени соответствуют технические сооружения требо­ваниям проекта и нормативных установлений; отвечает ли техническое состояние сооружений требовани­ям и санитарным нормам; какие дефекты агрегатов имеются, почему и когда они появилисьпроизводился ли их ремонт, была ли ранее возможность об­наружения неисправности агрегатов; исправны ли контрольно-измерительные приборы и лабораторное оборудование.

Строительно-техническая экспертиза проводится для выяснения вопросов о правильном проектировании строи­тельства и монтажа очистных сооружений, обоснованности приема гос. комиссией завершенного строитель­ством объекта с наличествующими очистными сооружениями, соответствии технологическим требованиям по обеспечению охраны окружающей среды.

Гидрометеорологическая экспертиза устанавливает вли­яние метеорологических и гидрологических условий на кон­кретные результаты загрязнения природных объектов: были ли пре­дусмотрены в проекте возведенного объекта мероприятия по предупреждению загрязнений природы в конкретном регионе с учетом его гидрометеорологических особенностей; могли ли вредные вещества после их выброса распространиться на определенное расстояние в воздушном и водном бассейнах с учетом конкретных гидрометеорологических условий и др.

Гидротехническая экспертиза. Ее провед. позволяет опред. правильность имевшихся расчетов расхода воды в створе водопользования и створе сброса сточных вод. Эксперты могут ответить на такие вопросы: в каком сост. находятся гидротехнические коммуникации предприя­тия, могут ли они обеспечивать нормальную безаварийную работу; что конкретно привело к выходу из строя гидротех­нических коммуникаций; насколько соответствуют водные коммуникации предприятия схеме очистных сооружений и системе оборотного водоснабжения, предусм. про­ектом, и др.

Ихтиологическая экспертиза (рыбы). Токсикологическая экспертиза (животные). Экокриминалистическая экспертиза (нефтепродукты). В зависимости от обстоятельств для установ­ления причин смерти людей и падежа животных, происшед­ших в результате спуска в водоемы неочищенных отходов или выброса в воздух вредных веществ, назначаются судебно-медицинская или судебно-ветеринарная экспертизы. При необходимости может быть назначена агротехническая экс­пертиза, если водоемы загрязнены сточными сельскохозяй­ственными водами.

Допросы обвиняемых. Допросы должностных лиц, ответственных за организа­цию производства и природоохранные мероприятия, сопряже­ны с известными трудностями. Во-первых, возможны ссылки на объективные причины, обусловившие нарушения: невы­полнение строительными организациями запроектированных работ по природоохранным сооружениям, невыделение на эти цели ассигнований и т. д. Во-вторых, вероятны ссылки допра­шиваемого на то, что промышленный объект по указаниям вышестоящего руководства вводился в срочном порядке и по­тому не были построены очистные сооружения. Некоторые обвиняемые, признавая факт выброса отхо­дов производства в атмосферу или в воду, утверждают, что наличие вредных веществ в них было минимальным и не могло привести к наступлению вредных последствий. При этом уместно обратить внимание допрашиваемых на противоречия в их показаниях, несоот­ветствие показаниям других лиц (свидетелей, соучастни­ков), заключениям экспертов, иным достоверно установлен­ным фактам. В отдельных случаях с целью демонстрации очевидных отрицательных последствий загрязнения может быть целесообразным проведение допроса в местах с наи­большей его концентрацией.

Определенную сложность представляет проверка алиби, если обвиняемый ссылается на то, что отсутствовал по ка­ким-либо причинам на предприятии и, следовательно, не мог распорядиться о сбросе неочищенных отходов производства в реку. Для разоблачения алиби обвиняемого важно детализи­ровать показания об обстоятельствах алиби, времени, пред­шествующего ему и следующего за ним, допросить лиц, под­тверждающих алиби, а при наличии противоречий провести очную ставку.

Если обвиняемый в процессе допроса уклоняется от показ. вообще, то его допрос можно начать с известных фактов, которые легко опровергнуть или объяс­нить. После того как обвиняемый начал давать показ., ему могут быть предъявлены неоспоримые док-ва, содержание и происхождение которых он не может опроверг­нуть, не вступая в явное противоречие с фактами. В процессе допроса обвиняемого по делам об экологич. преступлениях вы­ясняются автобиографич. и служебные данные винов­ных лиц, причины и условия, способствовавшие преступному загрязнению объектов природы, механизм преступления; роль каждого соуч-ка в содеянном, мотивы преступления, ин­формация о лицах, контролир. работу очистных соору­ж., способах контроля, о сост. очистных сооруж., фильтров.

Наши рекомендации