Занятие 24. Организация проектной деятельности учащихся в сетях
Итак, мы знаем, что такое телекоммуникационный проект и чем он отличается от обычного. Метод один -— проектный. Но условия проведения и организационные формвт различные. В одном случае — это привычные условия класса, группы, учебного кабинета, медиатеки, в другом — виртуальная группа партнеров, находящихся, возможно, на разных концах света, да к тому же представляющих разные культуры, говорящих на разных языках. Это — дополнительные трудности для совместной деятельности в сотрудничестве, но, вместе с тем, и дополнительные возможности познания. Это — диалог культур. Даже если телекоммуникационный проект проводится в одной стране, в одном регионе,
знакомство с новыми ребятами всегда несет в себе не только элемент новизны ощущений, новые познания, но и позволяет проявить себя, раскрыть свои потенциальные спсобности. Одно дело — работать совместно с ребятами из своего класса, своей школы, хороню тебе знакомыми, принадлежащими к одному социуму, и совсем другое — с незнакомыми, которых ты не видишь, но присутствие которых в проекте весьма ощутимо.
С чего следует начать? Как такую деятельность организовать? Об этом и пойдет речь.
На этом занятии вы узнаете:
• каковы основные подходы к организации телекоммуникацион
ных проектов;
• с чего при этом следует начинать;
• на что надо обратить внимание при проведении семинара для
учителей;
• как можно облегчить работу учащихся и учителей по поиску
необходимой информации в Интернет.
Если вы хотите, чтобы компьютерные телекоммуникации стали привычным учебным инструментом для учителей и учащихся вашей школы, вам нужно тщательно спланировать весь комплекс работ по их внедрению и определить, кто будет отвечать за это направление в школе. Будущее компьютерных телекоммуникаций в вашей школе напрямую зависит от того, насколько вы продумаете начальный период их внедрения в учебный процесс и правильно сформулируете задачи.
Итак, первый шаг на этом пути — выбор лица, ответственного за телекоммуникации в школе. Это обязательно должен быть учитель, настоящий энтузиаст своего дела, который достаточно хорошо овладел технологией проектного метода, человек творческий, способный генерировать новые идеи. Вместе с тем надо, чтобы он был целеустремленным, умеющим доводить начатое дело до конца. Все, что здесь сказано, — не пустые слова. Очень часто некоторые учителя «загораются» новым, необычным делом, берутся за организацию телекоммуникационного проекта. Но как только сталкиваются с трудностями, которых немало, охладевают и прекращают работу. На самом деле это недопустимо, поскольку в «одной связке» оказываются не только свои ученики, но и ребята из другой школы, возможно, другого региона и даже страны. Таким образом, ответственность координатора достаточно высока и здесь требуется весьма обязательный и ответственный человек. Пожалуй, практика показывает, что поиск надежного координатора — наиболее трудоемкий и ответственный этап организации телекоммуникационных проектов в школе. Конечно, координатором может быть любой учитель-предметник, который руководит проектом по своему предмету или со своим классом. Но значительно эффективнее иметь в
школе единого координатора. Его задачей будет планировать работу учащихся в телекоммуникационных проектах, что, впрочем, вовсе не исключает координации отдельными проектами со стороны учителей-предметников. Координация телекоммуникационных проектов должна осуществляться на разных уровнях: на уровне группы учащихся, участвующих в каком-то локальном проекте, и на уровне школы, где ребята работают в самых разных проектах и, при необходимости, в общешкольном проекте.
Если у вас в школе есть медиатека и вы предполагаете разместить там телекоммуникационный центр, то медиаспециалист может помочь всем желающим освоить работу б сети. Он также будет поддерживать телекоммуникационную систему школьного абонентского пункта в рабочем состоянии. Подробнее о функциях координаторов сказано ниже. Здесь же нам важно обратить ваше внимание на следующее.
В некоторых школах, активно работающих в Интернет, всю техническую работу (отправка и прием корреспонденции по сети, передача писем конкретным адресатам, оформление и ведение ЛУеЪ-странички школы и т.д.) выполняют один-два ответственных учащихся из старших классов, изъявивших желание это делать. Первое время координатор должен проявить достаточную жесткость и требовательность, чтобы работа была налажена и четко организована.
Когда вы начнете разрабатывать общие идеи внедрения телекоммуникационных проектов в учебный процесс своей школы, продумайте следующее:
• где, в каком помещении вы собираетесь организовать або-
нетский телекоммуникационный центр, в котором можно будет
обеспечить достаточно свободный доступ к компьютерам и работу
в сетях;
. как часто и для решения каких вопросов представители школьной администрации будут использовать телекоммуникации;
. какие услуги телекоммуникационной сети, в которой работает ваша школа, смогут заинтересовать учите л ей-предметников;
. какому из направлений учебно-воспитательной работы школы будет отдано право преимущественного использования телекомму никаци и;
• собираетесь ли вы привлечь учащихся к непосредственной
работе в сети?
Как только вы сформулируете ответы на все эти вопросы, т.е. сами осознаете роль и место телекоммуникаций в вашей школе, сделайте следующий шаг — спланируйте работу школы с телекоммуникациями. На этом пути вам и вашим коллегам предстоит сделать следующее.
1. Подготовить и провести учебный семинар для представителей педагогического коллектива школы, желающих участвовать в телекоммуникационных проектах. На этом семинаре вы должны
обсудить все организационные вопросы, распределить ответственность за различные виды деятельности, т.е. назначить людей, которые будут исполнять функции:
. школьного координатора телекоммуникационных проектов;
. координаторов монопроектов или межпредметных проектов;
. постмастера;
. медиаспециалиста — консультанта по телекоммуникационным технологиям.
2. Подробнее рассказать учителям об использовании проект
ной деятельности в сетях, обратив особое внимание на разнооб
разие исследовательских методов и самостоятельных видов дея
тельности учащихся, на культуру общения в сетях.
3. Познакомиться с работой сети, возможностями, которые пре
доставляет ваш провайдер, а также с некоторыми поисковыми систе
мами Интернет, хотя бы с какими-либо информационными ресурса
ми и услугами сети Интернет. Посмотрите, какие услуги и ресурсы
сети вы можете использовать уже сейчас, какие — в перспективе.
4. Далее необходимо приступить к поиску партнеров. Легче всего
начать с подключения к существующим в настоящее время в се
тях телекоммуникационным учебным проектам, которых сейчас
много. Их нетрудно найти с помощью любой поисковой системы.
Российско-американский «Проект Гармония» может помочь вам
отыскать партнеров в России (Ь1:1р://\у\у\у.ргсуес1;Ьагтопу.огё; Шр:/
/улу\у.5сЬоо!-5ес1:ог.ге1ат.ги; е-таП: рЬото$@рго]ес(пагтопу.ог§).
Привлекайте к работе учителей-предметников! Вы можете присо
единиться к проекту, если его тематика вас заинтересует, в лю
бое удобное для вас время (п1гр://луулу.ШПпк.огё/КГОР11О.Г).
5. Сначала, конечно, следует овладеть методом проектов в учеб
ном процессе, используя телекоммуникации и возможности Интер
нет для поиска нужных сведений, проведения сбора и обработки
материала. Постепенно телекоммуникационные технологии должны
превратиться в инструмент получения новых знаний, оперативной
и достоверной информации в конкретной предметной области.
На семинаре учителей целесообразно провести телекоммуникационный сеанс, показав «вживую» некоторые услуги, предоставляемые абонентам Интернет. Для успешного проведения такого сеанса связи не забудьте следующее;
. в процессе демонстрации обратите внимание учителей на потенциальные возможности использования телекоммуникаций в школе, причем постарайтесь сделать это на конкретных примерах;
. не прибегайте при демонстрации к незнакомым для большинства учителей командам и техническим терминам;
. постарайтесь пробудить у учителей желание познакомиться с опытом работы их коллег в тех школах, где телекоммуникационные проекты выполняются уже, как минимум, 2—3 года;
• организуйте серию «встреч» в сети с пользователями из других школ и дайте учителям возможность свободно «побеседовать»
в режиме «спаЪ» (а это всегда производит очень сильное впечатление на новичков);
. пригласите на сеанс учителей, технических специалистов, представителей родительской общественности и учащихся старших классов, которые смогут стать вашими надежными помощниками в будущей работе, сформировав группы поддержки телекоммуникационных проектов в школе.
Старайтесь поддержать тех учителей, которые проявят интерес к использованию телекоммуникаций в учебном процессе, так как им придется преодолеть немало психологических проблем. С такими новичкам и-пользователями после проведения общего семинара имеет смысл провести индивидуальные практические занятия, чтобы снять возможное психологическое напряжение при работе в незнакомой для них среде.
Ваши коллеги наверняка зададут вам немало вопросов по поводу перспектив включения компьютерных коммуникаций в образовательный процесс. Ответить на них вам поможет литература, которая приводится в приложении.
Определенные трудности возникают при организации деятельности учащихся в сетях. В проектах принимают участие большое количество ребят. Им важно не тратить много времени на поиски информации в сети. Задача же поиска любой информации — вербальной, графической — должна быть максимально облегчена. С этой целью сотрудники школьных медиатек, в которых обычно располагается телекоммуникационный центр, совместно с учителями-предметниками организуют локальную поисковую систему. На специально созданном сайте оформляются странички для учителя и для учащихся. На страничке для учащихся представляется вся необходимая для них информация по следующим разделам.
• Газеты, журналы (адреса сайтов, где располагаются нужные
журналы и газеты). В гипертекстовой ссылке даются краткие анно
тации отдельных статей и материалов, которые могут быть полез
ны ребятам при их самостоятельной работе. Информация попол
няется от месяда к месяцу.
. Отдельные книги (адреса сайтов виртуальных библиотек и способы поиска нужной книга). В гиперссылке также приводятся
аннотации этих книг.
• Материалы телеконференций (адреса сайтов, где их можно
отыскать).
. Электронные адреса потенциальных зарубежных партнеров, которым можно задать интересующие ребят вопросы.
. Дистанционные курсы по предметам (адреса сайтов, где они расположены).
• Путь к услуге 1ЯС и пр.
Важно здесь же, т.е. на этом же рабочем месте, предусмотреть возможность распечатки тех или иных материалов с экрана, предварительно, разумеется, сбросив информацию на дискету.
На страничке учителя можно разместить:
• материал по учебным предметам (содержательную часть, конечно, готовит учитель) по классам, разделам, темам программы, проблемам для проектов. Там, где это необходимо (т.е. по темам, разделам программы и в особенности по проектам), даются ссылки на информационные ресурсы Интернет или на другие источники информации, находящиеся в медиатеке, — книги, учебные пособия, аудио-, видеоинформацию. Учитель также может для себя создать аннотации и для информации Интернет, и для других источников; . газеты, журналы (как и для учащихся, но, возможно, более широкий выбор, включая методические журналы);
• адреса сайтов виртуальных библиотек (именно из этих биб
лиотек учитель-предметник может сделать отбор литературы для
учащихся по отдельным темам, проблемам проектов);
• электронные адреса действующих в сети проектных программ,
к которым всегда можно присоединиться (например, программы
Шагп, КлсШпк...);
• электронные адреса потенциальных партнеров в других школах
своего города, других регионах нашей страны, за рубежом.
. дистанционные курсы для учителей (адреса сайтов, где они расположены).
Такая организация деятельности учащихся и учителей с ресурсами Интернет позволяет, с одной стороны, решать задачу организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с разными целевыми установками, "а с другой — экономить время, а с ним и материальные средства, усилия учащихся и учителей, что свидетельствует, как известно, об эффективности предпринимаемой деятельности.
Вопросы к семинару:
1. С чего следует начинать организацию телекоммуникационных
проектов?
2. Какие вопросы необходимо обсудить на семинаре учителей?
3. Как целесообразно распределить обязанности для успешной орга
низации телекоммуникационных проектов?
4. Стоит ли организовать локальную поисковую систему в помощь
учащимся и учителям?
Творческое задание:
Попробуйте разработать программу семинара для учителей, желающих принять участие в телекоммуникационных проектах. Какие вопросы вы включите в такую программу?
Попытайтесь найти в Интернет с помощью поисковой системы несколько предложений для участия в телекоммуникационных проектах. Чем вас заинтересовали эти проекты?