Занятие 24. Организация проектной деятельности учащихся в сетях

Итак, мы знаем, что такое телекоммуникационный проект и чем он отличается от обычного. Метод один -— проектный. Но условия проведения и организационные формвт различные. В од­ном случае — это привычные условия класса, группы, учебного кабинета, медиатеки, в другом — виртуальная группа партнеров, находящихся, возможно, на разных концах света, да к тому же представляющих разные культуры, говорящих на разных языках. Это — дополнительные трудности для совместной деятельности в сотрудничестве, но, вместе с тем, и дополнительные возможно­сти познания. Это — диалог культур. Даже если телекоммуника­ционный проект проводится в одной стране, в одном регионе,

знакомство с новыми ребятами всегда несет в себе не только эле­мент новизны ощущений, новые познания, но и позволяет про­явить себя, раскрыть свои потенциальные спсобности. Одно дело — работать совместно с ребятами из своего класса, своей школы, хороню тебе знакомыми, принадлежащими к одному социуму, и совсем другое — с незнакомыми, которых ты не ви­дишь, но присутствие которых в проекте весьма ощутимо.

С чего следует начать? Как такую деятельность организо­вать? Об этом и пойдет речь.

На этом занятии вы узнаете:

• каковы основные подходы к организации телекоммуникацион­
ных проектов;

• с чего при этом следует начинать;

• на что надо обратить внимание при проведении семинара для
учителей;

• как можно облегчить работу учащихся и учителей по поиску
необходимой информации в Интернет.

Если вы хотите, чтобы компьютерные телекоммуникации ста­ли привычным учебным инструментом для учителей и учащихся вашей школы, вам нужно тщательно спланировать весь комплекс работ по их внедрению и определить, кто будет отвечать за это направление в школе. Будущее компьютерных телекоммуникаций в вашей школе напрямую зависит от того, насколько вы продума­ете начальный период их внедрения в учебный процесс и пра­вильно сформулируете задачи.

Итак, первый шаг на этом пути — выбор лица, ответственного за телекоммуникации в школе. Это обязательно должен быть учи­тель, настоящий энтузиаст своего дела, который достаточно хоро­шо овладел технологией проектного метода, человек творческий, способный генерировать новые идеи. Вместе с тем надо, чтобы он был целеустремленным, умеющим доводить начатое дело до конца. Все, что здесь сказано, — не пустые слова. Очень часто некоторые учителя «загораются» новым, необычным делом, берутся за орга­низацию телекоммуникационного проекта. Но как только сталки­ваются с трудностями, которых немало, охладевают и прекращают работу. На самом деле это недопустимо, поскольку в «одной связ­ке» оказываются не только свои ученики, но и ребята из другой школы, возможно, другого региона и даже страны. Таким образом, ответственность координатора достаточно высока и здесь требуется весьма обязательный и ответственный человек. Пожалуй, практика показывает, что поиск надежного координатора — наиболее тру­доемкий и ответственный этап организации телекоммуникацион­ных проектов в школе. Конечно, координатором может быть любой учитель-предметник, который руководит проектом по своему пред­мету или со своим классом. Но значительно эффективнее иметь в




школе единого координатора. Его задачей будет планировать работу учащихся в телекоммуникационных проектах, что, впрочем, вовсе не исключает координации отдельными проектами со стороны учи­телей-предметников. Координация телекоммуникационных проек­тов должна осуществляться на разных уровнях: на уровне группы учащихся, участвующих в каком-то локальном проекте, и на уров­не школы, где ребята работают в самых разных проектах и, при необходимости, в общешкольном проекте.

Если у вас в школе есть медиатека и вы предполагаете размес­тить там телекоммуникационный центр, то медиаспециалист мо­жет помочь всем желающим освоить работу б сети. Он также будет поддерживать телекоммуникационную систему школьного абонен­тского пункта в рабочем состоянии. Подробнее о функциях коор­динаторов сказано ниже. Здесь же нам важно обратить ваше вни­мание на следующее.

В некоторых школах, активно работающих в Интернет, всю техническую работу (отправка и прием корреспонденции по сети, передача писем конкретным адресатам, оформление и ведение ЛУеЪ-странички школы и т.д.) выполняют один-два ответствен­ных учащихся из старших классов, изъявивших желание это де­лать. Первое время координатор должен проявить достаточную жесткость и требовательность, чтобы работа была налажена и чет­ко организована.

Когда вы начнете разрабатывать общие идеи внедрения теле­коммуникационных проектов в учебный процесс своей школы, продумайте следующее:

• где, в каком помещении вы собираетесь организовать або-
нетский телекоммуникационный центр, в котором можно будет
обеспечить достаточно свободный доступ к компьютерам и работу
в сетях;

. как часто и для решения каких вопросов представители школь­ной администрации будут использовать телекоммуникации;

. какие услуги телекоммуникационной сети, в которой рабо­тает ваша школа, смогут заинтересовать учите л ей-предметников;

. какому из направлений учебно-воспитательной работы шко­лы будет отдано право преимущественного использования телекомму никаци и;

• собираетесь ли вы привлечь учащихся к непосредственной
работе в сети?

Как только вы сформулируете ответы на все эти вопросы, т.е. сами осознаете роль и место телекоммуникаций в вашей школе, сделайте следующий шаг — спланируйте работу школы с теле­коммуникациями. На этом пути вам и вашим коллегам предстоит сделать следующее.

1. Подготовить и провести учебный семинар для представите­лей педагогического коллектива школы, желающих участвовать в телекоммуникационных проектах. На этом семинаре вы должны


 

обсудить все организационные вопросы, распределить ответствен­ность за различные виды деятельности, т.е. назначить людей, ко­торые будут исполнять функции:

. школьного координатора телекоммуникационных проектов;

. координаторов монопроектов или межпредметных проектов;

. постмастера;

. медиаспециалиста — консультанта по телекоммуникацион­ным технологиям.

2. Подробнее рассказать учителям об использовании проект­
ной деятельности в сетях, обратив особое внимание на разнооб­
разие исследовательских методов и самостоятельных видов дея­
тельности учащихся, на культуру общения в сетях.

3. Познакомиться с работой сети, возможностями, которые пре­
доставляет ваш провайдер, а также с некоторыми поисковыми систе­
мами Интернет, хотя бы с какими-либо информационными ресурса­
ми и услугами сети Интернет. Посмотрите, какие услуги и ресурсы
сети вы можете использовать уже сейчас, какие — в перспективе.

4. Далее необходимо приступить к поиску партнеров. Легче всего
начать с подключения к существующим в настоящее время в се­
тях телекоммуникационным учебным проектам, которых сейчас
много. Их нетрудно найти с помощью любой поисковой системы.
Российско-американский «Проект Гармония» может помочь вам
отыскать партнеров в России (Ь1:1р://\у\у\у.ргсуес1;Ьагтопу.огё; Шр:/
/улу\у.5сЬоо!-5ес1:ог.ге1ат.ги; е-таП: рЬото$@рго]ес(пагтопу.ог§).
Привлекайте к работе учителей-предметников! Вы можете присо­
единиться к проекту, если его тематика вас заинтересует, в лю­
бое удобное для вас время (п1гр://луулу.ШПпк.огё/КГОР11О.Г).

5. Сначала, конечно, следует овладеть методом проектов в учеб­
ном процессе, используя телекоммуникации и возможности Интер­
нет для поиска нужных сведений, проведения сбора и обработки
материала. Постепенно телекоммуникационные технологии должны
превратиться в инструмент получения новых знаний, оперативной
и достоверной информации в конкретной предметной области.

На семинаре учителей целесообразно провести телекоммуни­кационный сеанс, показав «вживую» некоторые услуги, предос­тавляемые абонентам Интернет. Для успешного проведения тако­го сеанса связи не забудьте следующее;

. в процессе демонстрации обратите внимание учителей на по­тенциальные возможности использования телекоммуникаций в шко­ле, причем постарайтесь сделать это на конкретных примерах;

. не прибегайте при демонстрации к незнакомым для боль­шинства учителей командам и техническим терминам;

. постарайтесь пробудить у учителей желание познакомиться с опытом работы их коллег в тех школах, где телекоммуникацион­ные проекты выполняются уже, как минимум, 2—3 года;

• организуйте серию «встреч» в сети с пользователями из дру­гих школ и дайте учителям возможность свободно «побеседовать»

в режиме «спаЪ» (а это всегда производит очень сильное впечатле­ние на новичков);

. пригласите на сеанс учителей, технических специалистов, представителей родительской общественности и учащихся стар­ших классов, которые смогут стать вашими надежными помощ­никами в будущей работе, сформировав группы поддержки теле­коммуникационных проектов в школе.

Старайтесь поддержать тех учителей, которые проявят интерес к использованию телекоммуникаций в учебном процессе, так как им придется преодолеть немало психологических проблем. С таки­ми новичкам и-пользователями после проведения общего семина­ра имеет смысл провести индивидуальные практические занятия, чтобы снять возможное психологическое напряжение при работе в незнакомой для них среде.

Ваши коллеги наверняка зададут вам немало вопросов по по­воду перспектив включения компьютерных коммуникаций в об­разовательный процесс. Ответить на них вам поможет литература, которая приводится в приложении.

Определенные трудности возникают при организации деятель­ности учащихся в сетях. В проектах принимают участие большое количество ребят. Им важно не тратить много времени на поиски информации в сети. Задача же поиска любой информации — вер­бальной, графической — должна быть максимально облегчена. С этой целью сотрудники школьных медиатек, в которых обычно располагается телекоммуникационный центр, совместно с учите­лями-предметниками организуют локальную поисковую систему. На специально созданном сайте оформляются странички для учи­теля и для учащихся. На страничке для учащихся представляется вся необходимая для них информация по следующим разделам.

• Газеты, журналы (адреса сайтов, где располагаются нужные
журналы и газеты). В гипертекстовой ссылке даются краткие анно­
тации отдельных статей и материалов, которые могут быть полез­
ны ребятам при их самостоятельной работе. Информация попол­
няется от месяда к месяцу.

. Отдельные книги (адреса сайтов виртуальных библиотек и способы поиска нужной книга). В гиперссылке также приводятся

аннотации этих книг.

• Материалы телеконференций (адреса сайтов, где их можно

отыскать).

. Электронные адреса потенциальных зарубежных партнеров, которым можно задать интересующие ребят вопросы.

. Дистанционные курсы по предметам (адреса сайтов, где они расположены).

• Путь к услуге 1ЯС и пр.

Важно здесь же, т.е. на этом же рабочем месте, предусмотреть возможность распечатки тех или иных материалов с экрана, пред­варительно, разумеется, сбросив информацию на дискету.

На страничке учителя можно разместить:

• материал по учебным предметам (содержательную часть, конеч­но, готовит учитель) по классам, разделам, темам программы, про­блемам для проектов. Там, где это необходимо (т.е. по темам, разде­лам программы и в особенности по проектам), даются ссылки на информационные ресурсы Интернет или на другие источники ин­формации, находящиеся в медиатеке, — книги, учебные пособия, аудио-, видеоинформацию. Учитель также может для себя создать аннотации и для информации Интернет, и для других источников; . газеты, журналы (как и для учащихся, но, возможно, более широкий выбор, включая методические журналы);

• адреса сайтов виртуальных библиотек (именно из этих биб­
лиотек учитель-предметник может сделать отбор литературы для
учащихся по отдельным темам, проблемам проектов);

• электронные адреса действующих в сети проектных программ,
к которым всегда можно присоединиться (например, программы
Шагп, КлсШпк...);

• электронные адреса потенциальных партнеров в других школах
своего города, других регионах нашей страны, за рубежом.

. дистанционные курсы для учителей (адреса сайтов, где они расположены).

Такая организация деятельности учащихся и учителей с ресур­сами Интернет позволяет, с одной стороны, решать задачу орга­низации самостоятельной познавательной деятельности учащих­ся с разными целевыми установками, "а с другой — экономить время, а с ним и материальные средства, усилия учащихся и учи­телей, что свидетельствует, как известно, об эффективности пред­принимаемой деятельности.

Вопросы к семинару:

1. С чего следует начинать организацию телекоммуникационных
проектов?

2. Какие вопросы необходимо обсудить на семинаре учителей?

3. Как целесообразно распределить обязанности для успешной орга­
низации телекоммуникационных проектов?

4. Стоит ли организовать локальную поисковую систему в помощь
учащимся и учителям?

Творческое задание:

Попробуйте разработать программу семинара для учителей, желаю­щих принять участие в телекоммуникационных проектах. Какие вопросы вы включите в такую программу?

Попытайтесь найти в Интернет с помощью поисковой системы несколь­ко предложений для участия в телекоммуникационных проектах. Чем вас заинтересовали эти проекты?

Наши рекомендации