Логистика сбыта и распределения
1) Планирование, учет и анализ реализации продукции торгово-посреднической организации.
2) Определение основных путей снижения издержек в процессе сбыта материально-технических ресурсов.
3) Установление направлений совершенствования управления сбытовой деятельностью на предприятиях и в организациях.
4) Анализ основных направлений расширения комплекса услуг в сбытовой деятельности.
5) Выбор путей повышения эффективности сбытовой деятельности в торгово-посреднических организациях.
6) Применение экономических методов управления сбытовой деятельностью при реализации товаров производственного и потребительского назначения.
7) Выбор оптимальных каналов распределения при сбыте продукции материально-технического назначения.
8) Оценка эффективности сбытовой деятельности на предприятиях и в организациях.
9) Анализ расположения объектов системы распределения организации.
10) Применение критериев оценки эффективности системы распределения организации.
Складская логистика
1) Установление направлений совершенствования организации складского хозяйства на предприятии.
2) Рациональная организация приемки, хранения и отпуска материальных ресурсов на базах и складах.
3) Установление направлений совершенствования управления погрузочно-разгрузочными и складскими операциями.
4) Основные направления расширения комплекса услуг снабженческих баз и складов.
5) Выбор путей повышения эффективности операций складирования и хранения материально-технических ресурсов.
6) Обоснование потребности складских комплексов в необходимых площадях и оборудовании.
7) Определение потребности складских комплексов в средствах механизации.
8) Планирование и анализ основных технико-экономических показателей работы баз и складов.
9) Анализ состояния складского и тарного хозяйства организации.
10) Разработка мероприятий в складском хозяйстве по повышению качества обслуживания потребителей.
11) Разработка мероприятий по ускорению оборачиваемости материально-технических ресурсов.
12) Определение грузовой площади складов при хранении материалов в стеллажах, штабелях, резервуарах.
13) Совершенствование организации технологического процесса работы баз и складов в современных условиях.
14) Определение мест рационального расположения складских объектов предприятия.
15) Расчет технологических зон склада и схематизация их размещения.
16) Применение ABC и XYZ – анализа для повышения эффективности работы складского подразделения.
Сервис в логистике
1) Установление показателей качества логистического обслуживания потребителей логистических услуг.
2) Разработка алгоритма формирования системы логистического сервиса.
3) Применение методов расчета уровня логистического сервиса для повышения его эффективности.
4) Анализ затрат логистического обслуживания потребителей.
5) Определение эффективных направлений логистического сервиса.
6) Установление оптимальных значений уровня логистического обслуживания по направлениям деятельности организации.
7) Исследование факторов логистического сервиса предприятия.
8) Поиск путей сокращения времени исполнения заказов.
9) Определение комплексного уровня качества логистического сервиса и направлений его повышения.
Информационная логистика
1) Построение структуры логистической информационной системы предприятия.
2) Разработка информационной модели логистического бизнес-процесса.
3) Декомпозиция процесса управления логистическими функциями предприятия.
4) Разработка требований к информационным логистическим системам предприятия.
5) Анализ принципов построения информационной логистической системы предприятия для повышения её эффективности.
6) Структуризация и анализ информационной логистической системы предприятия.
7) Использование технологии автоматической идентификации штриховых кодов для повышения эффективности логистических процессов.
8) Разработка мероприятий по информационной безопасности логистической деятельности организации.
9) Разработка условий реализации проекта внедрения современной информационной системы типа MRP в организации.
10) Анализ информационных потоков в логистической системе предприятия.
11) Анализ комплекса задач информационной логистической системы при транспортировке материальных ресурсов.
12) Поиск путей повышения эффективности функционирования информационных сетей и систем в организации.
13) Организация диспетчерской службы материально-технического обеспечения на предприятиях и в организациях.
14) Организация внутренних и внешних информационных связей на предприятии.
15) Оценка эффективности функционирования информационной логистической системы предприятия.
Методические указания по выполнению КР по разделам логистики
Закупочная логистика
Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Характеристика состояния закупочной логистики на предприятии дается в следующей последовательности:
Анализ деятельности службы закупок. Описывается служба снабжения предприятия, её структура, выполняемые функции. Показывается взаимодействие службы снабжения с другими подразделениями предприятия. Указываются реквизиты поставщиков, с которыми налажены постоянные связи. Рассматриваются принципы, лежащие в основе отношений с поставщиками. Целесообразно с помощью «дерева целей» и метода экспертных оценок проанализировать проблемы службы закупок и проранжировать их по значимости для предприятия.
Определение потребности в материальных ресурсах. Рассчитывается потребность предприятия в материальных ресурсах. Для этого могут быть использованы различные методы: прямого счета, аналогий, расчета по типовым представителям и динамических коэффициентов. Устанавливаются требования к поставкам. В приложении можно представить спецификации на номенклатурные позиции или номенклатурные группы. Если для деятельности предприятия используются материальные компоненты, которые могут быть произведены на предприятии, то рассматривается классическая задача логистики «сделать самому или купить».
Исследование рынка закупок. Проводится идентификация всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей, новым рынкам с учетом их тенденций.
Выбор поставщиков. Решаются базисные вопросы: у кого купить, и на каких условиях:
- проводится поиск потенциальных поставщиков при помощи методов: объявления конкурса, изучения рекламных материалов и Интернет-материалов, посещения выставок и ярмарок, переписки и личных контактов с потенциальными поставщиками;
- анализируются потенциальные поставщики по выбранным критериям: цена и качество поставляемых ресурсов, надежность поставок (по срокам, ассортименту, комплектности, количеству поставляемой продукции), удаленность поставщика и его финансовое положение, сроки выполнения текущих и экстренных заказов и т.п. Оценивание поставщиков по различным критериям осуществляется с помощью метода экспертных оценок;
- оцениваются результаты работы с поставщиками по уже заключенным договорам на основе расчета их рейтинга. Рассчитывая рейтинги для разных поставщиков, и сравнивая итоговые значения, определяют наилучшего партнера.
Осуществление закупок. Рассматриваются вопросы, связанные с ведением переговоров, уточнением условий поставки, оплаты, организации транспортировки, оформлением договорных отношений. Для обоснования параметров поставки могут решаться задачи по определению оптимального размера поставки и составлению её рационального графика, а также выбору формы организации и места хранения материальных ресурсов. В приложении курсовой работы может быть представлена копия договора поставки.
Контроль поставок. Исследуется контроль качества поставок (количество рекламаций и брака), отслеживаются сроки оформления заказов и доставки.
Подготовка бюджета закупок. Рассчитываются расходы на закупочную деятельность, в качестве которых могут выступать: затраты на выполнение заказа, на транспортировку, экспедирование и страхование, на грузопереработку, на приемку и проверку материальных ресурсов, на поиск информации о потенциальных поставщиках, на контроль за соблюдением условий договора поставки.
Рекомендуемые источники по разделу:
а) основная литература: [1, 2, 5, 8, 9, 12].
б) дополнительные источники: [3, 8, 10, 13].