Строение рабочей пчелы
Рассмотрим подробнее строение рабочей пчелы на рис. 2 карточки № 97 <Рисунок1> [4]:
На какие отделы разделено тело пчелы?
Сколько пар крыльев? Сколько пар ног?
Какие органы чувств различаются на голове пчелы?
Особенности в строении задних ног. Как вы думаете, для чего они нужны?
Самостоятельная работа. А теперь попробуем полученную информацию и данные из учебника (стр. 142) распределить по клеточкам в таблице "Характеристика пчелиной семьи", которая есть у каждого на парте.
Таблица "Характеристика пчелиной семьи" [5]
(подчёркнутая информация отсутствует на листах, полученных учениками (Приложение 1))
Признаки сравнения. | Полиморфизм пчёл | ||
Матка | Трутень | Рабочая пчела | |
1. Размеры тела. | l = 18-20 мм m = 0,25 г | l = 15-16 мм m = 0,2 г | l = 12-14 мм m = 0,1 г |
2. Количество особей в семье. | 1 | несколько десятков | 70 000 |
3. Из каких яиц развиваются? | оплодотворённых | неоплодотворённых | оплодотворённых |
4. Кормление в личиночной стадии. | Зобным молочком | 3-4 дня - молочком, затем пергой | 3-4 дня - молочком, затем пергой |
5. Время развития. | 16 дней | 24 дня | 22 дня |
6. Сроки жизни. | До 5 лет | 1 сезон (лето-осень) | 1 сезон (лето-осень) |
7. Тип глаз и их количество. | 1пара сложных глаз (3-4 тысячи простых глазков) и 3 простых | 1пара сложных глаз (7-8 тысяч простых глазков) и 3 простых | 1пара сложных глаз (5 тысяч простых глазков) и 3 простых |
8. Отделы тела. | Округлая голова, грудь из 4 сегментов, брюшко из 6 колец | Голова, грудь из 4 сегментов, брюшко из 7 колец | Голова, грудь из 4 сегментов, брюшко из 6 колец |
9. Особенности строения. | Крупная пчела, длинное заострённое брюшко; связано с её воспроизводительной функцией | Пчела средней величины с очень крупными глазами, соприкасающимися на затылке, брюшко округлое | На задних ногах корзиночки, на брюшке зеркальца, расширение пищевода - медовый зобик; на конце брюшка жало |
10. Выполняемые функции. | Спаривание и откладывание яиц | Оплодотворение самки | Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья. |
Какие вопросы возникают при осмыслении всей информации о развитии пчёл?
1. От чего зависит, кто появится из личинок?
2. Как пчелиная матка предопределяет пол своего потомства?
3. Как возможно, что одни яйца бывают оплодотворёнными, а другие неоплодотворёнными?
- Предлагаю ответить на эти вопросы самостоятельно, просмотрев дополнительную литературу. Дома заполненную таблицу нужно вклеить в рабочую тетрадь.
Роение.
А кто из вас знает, что такое роение? (Ответы учеников.)
"К началу лета в улье появляются молодые пчёлы, население улья сильно увеличивается. В улье становится тесно, и семья готовится к разделению. Появляются трутни - первые вестники приближающейся роевой поры. Вскоре среди пчёл начинается волнение и суета: из куколки должна выйти новая матка. Но прежде, чем это произойдёт, старая матка вместе с частью рабочих пчёл покидает улей: пчёлы роятся. Таким образом, РОЙ - это семья пчёл, образующих во главе с маткой обособленную группу, а РОЕНИЕ - это процесс образования роя.
Некоторое время вылетевший пчелиный рой кружится в воздухе и затем огромным клубком в 1- 1,5 кг повисает где-нибудь на дереве. Пчеловоду нужно следить за поведением пчёл, чтобы вовремя заметить и умело снять рой в подставленную "роевню".
Такая "мудрая предусмотрительность" пчёл не допускает чрезмерного разрастания отдельной семьи."[5]
- Теперь рассмотрим некоторые особенности жизни пчелиной семьи.
Показать отрывок №1 из мультфильма "Винни-Пух" ("...это ж-ж-ж-ж - неспроста...").
- Если даже маленький мишка может логически рассуждать, значит, мы сможем тем более. Но мы будем работать группами, сообща как пчёлки. Ребята с первых и третьих парт каждого ряда развернутся назад и будут обсуждать возникающие вопросы вместе с ребятами со вторых и четвёртых парт. Работать будем по следующей схеме.
ВЫВЕСИТЬ СХЕМУ: проблема (ситуация) - вопрос - гипотеза - доказательство
Работа в группах.
- Каждая группа формулирует вопрос, который у них возникает после прочтения проблемной ситуации, затем выдвигает гипотезу к своему вопросу, всё это записывает в тетрадь и сообщает о выполнении задания. Время на обсуждение 2 минуты. Каждая группа задаёт свой вопрос другим, слушает гипотезы, обсуждаем все вместе.
А сейчас посмотрим ещё один отрывок.
Показать отрывок №2из мультфильма "Винни-Пух" (Медведь пытался добыть себе мёд.)
С какими проблемами он столкнулся? (Его покусали пчёлы.)
Ситуация 2: Укус пчелы - неприятное событие. А укус гигантской пчелы? Так вот, гигантские пчёлы живут в Индонезии. Насекомые эти крайне опасны - их укус смертелен, но мёда они приносят очень много. Гнёзда пчёл величиной до полутора метров подвешены к ветвям деревьев. Местные жители, несмотря на опасность, ухитряются собрать мёд без жертв. [6]
Вопросы должны задать дети: Как добыть мёд и остаться живым (неукушенным)? При каких условиях пчёлы не будут жалить?
Подсказка: Как изменятся повадки пчёл при изменении погодных условий.
Гипотеза: Пчеловодам хорошо известен нрав насекомых. Некоторые из сборщиков действуют ночью или на рассвете. Другие - в очень влажную погоду, когда пчёлы не летают.
Доказательства найти дома из дополнительных источников.
Ситуация 3: Часто можно наблюдать, как над сотами улья пчела исполняет некий замысловатый танец. [7]
Вопросы: Какое значение имеет танец? В чём суть танца? Что может означать каждое движение?
Гипотеза: Танец передаёт какую-то информацию, важную для пчёл.
Доказательства в учебнике на стр. 141, рис. 105Б, подробности можно найти дома из дополнительных источников.
ВЫВОД: пчела обладает сложным инстинктивным поведением.
Инстинкт - совокупность врождённых моментов поведения, закреплённых наследственно и свойственных определённому виду животных.
Ситуация 4 (дополнительная): Некоторые пауки доставляют человеку хлопоты. Живущий на лугах лабиринтовый паук столь усердно плетёт свои сети, что порой уничтожает много пчёл. Пчеловодам дороги пчёлы, но и пауки тоже полезны, их нельзя травить. [6]
Вопросы: Что делать пчеловодам, чтобы сохранить пчёл и не уничтожать пауков?
Подсказка: В идеале сети пауков в местах полётов пчёл не должны возникать или же должны быть разрушены.
IV. Закрепление.
В чём несоответствие игрушечной пчелы с настоящими пчёлами?
Что нам могут рассказать аналитики? (зачитываем тезисы, делаем выводы)
ВЫВОДЫ:
1. Пчела и продукты её жизнедеятельности имеют огромное практическое значение. Но самое большое значение деятельности пчёл проявляется в опылении растений.
2. Разборные рамочные ульи дали возможность следить за работой пчёл и полнее использовать продукцию, не причиняя вреда населению улья.
3. Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчёл. Между ними в семье распределены обязанности.
4. Особенности строения рабочей пчелы связаны с её "профессиональными" обязанностями.
5. Пчела - "общественное" насекомое, обладающее сложным инстинктивным поведением, которое производят пчёлы в процессе своей работы, в их заботливом уходе за "деткой", в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве [5].
V. Домашнее задание.
28 до стр. 142. На распечатках есть ситуации, которые мы не успели рассмотреть. Дома вы можете по ним сформулировать вопросы, выдвинуть гипотезы и попробовать доказать.