Строение рабочей пчелы

Рассмотрим подробнее строение рабочей пчелы на рис. 2 карточки № 97 <Рисунок1> [4]:

На какие отделы разделено тело пчелы?

Сколько пар крыльев? Сколько пар ног?

Какие органы чувств различаются на голове пчелы?

Особенности в строении задних ног. Как вы думаете, для чего они нужны?

Самостоятельная работа. А теперь попробуем полученную информацию и данные из учебника (стр. 142) распределить по клеточкам в таблице "Характеристика пчелиной семьи", которая есть у каждого на парте.

Таблица "Характеристика пчелиной семьи" [5]

(подчёркнутая информация отсутствует на листах, полученных учениками (Приложение 1))

Признаки сравнения. Полиморфизм пчёл
Матка Трутень Рабочая пчела
1. Размеры тела. l = 18-20 мм m = 0,25 г l = 15-16 мм m = 0,2 г l = 12-14 мм m = 0,1 г
2. Количество особей в семье. 1 несколько десятков 70 000
3. Из каких яиц развиваются? оплодотворённых неоплодотворённых оплодотворённых
4. Кормление в личиночной стадии. Зобным молочком 3-4 дня - молочком, затем пергой 3-4 дня - молочком, затем пергой
5. Время развития. 16 дней 24 дня 22 дня
6. Сроки жизни. До 5 лет 1 сезон (лето-осень) 1 сезон (лето-осень)
7. Тип глаз и их количество. 1пара сложных глаз (3-4 тысячи простых глазков) и 3 простых 1пара сложных глаз (7-8 тысяч простых глазков) и 3 простых 1пара сложных глаз (5 тысяч простых глазков) и 3 простых
8. Отделы тела. Округлая голова, грудь из 4 сегментов, брюшко из 6 колец Голова, грудь из 4 сегментов, брюшко из 7 колец Голова, грудь из 4 сегментов, брюшко из 6 колец
9. Особенности строения. Крупная пчела, длинное заострённое брюшко; связано с её воспроизводительной функцией Пчела средней величины с очень крупными глазами, соприкасающимися на затылке, брюшко округлое На задних ногах корзиночки, на брюшке зеркальца, расширение пищевода - медовый зобик; на конце брюшка жало
10. Выполняемые функции. Спаривание и откладывание яиц Оплодотворение самки Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья.

Какие вопросы возникают при осмыслении всей информации о развитии пчёл?

1. От чего зависит, кто появится из личинок?

2. Как пчелиная матка предопределяет пол своего потомства?

3. Как возможно, что одни яйца бывают оплодотворёнными, а другие неоплодотворёнными?

- Предлагаю ответить на эти вопросы самостоятельно, просмотрев дополнительную литературу. Дома заполненную таблицу нужно вклеить в рабочую тетрадь.

Роение.

А кто из вас знает, что такое роение? (Ответы учеников.)

"К началу лета в улье появляются молодые пчёлы, население улья сильно увеличивается. В улье становится тесно, и семья готовится к разделению. Появляются трутни - первые вестники приближающейся роевой поры. Вскоре среди пчёл начинается волнение и суета: из куколки должна выйти новая матка. Но прежде, чем это произойдёт, старая матка вместе с частью рабочих пчёл покидает улей: пчёлы роятся. Таким образом, РОЙ - это семья пчёл, образующих во главе с маткой обособленную группу, а РОЕНИЕ - это процесс образования роя.

Некоторое время вылетевший пчелиный рой кружится в воздухе и затем огромным клубком в 1- 1,5 кг повисает где-нибудь на дереве. Пчеловоду нужно следить за поведением пчёл, чтобы вовремя заметить и умело снять рой в подставленную "роевню".

Такая "мудрая предусмотрительность" пчёл не допускает чрезмерного разрастания отдельной семьи."[5]

- Теперь рассмотрим некоторые особенности жизни пчелиной семьи.

Показать отрывок №1 из мультфильма "Винни-Пух" ("...это ж-ж-ж-ж - неспроста...").

- Если даже маленький мишка может логически рассуждать, значит, мы сможем тем более. Но мы будем работать группами, сообща как пчёлки. Ребята с первых и третьих парт каждого ряда развернутся назад и будут обсуждать возникающие вопросы вместе с ребятами со вторых и четвёртых парт. Работать будем по следующей схеме.

ВЫВЕСИТЬ СХЕМУ: проблема (ситуация) - вопрос - гипотеза - доказательство

Работа в группах.

- Каждая группа формулирует вопрос, который у них возникает после прочтения проблемной ситуации, затем выдвигает гипотезу к своему вопросу, всё это записывает в тетрадь и сообщает о выполнении задания. Время на обсуждение 2 минуты. Каждая группа задаёт свой вопрос другим, слушает гипотезы, обсуждаем все вместе.

А сейчас посмотрим ещё один отрывок.

Показать отрывок №2из мультфильма "Винни-Пух" (Медведь пытался добыть себе мёд.)

С какими проблемами он столкнулся? (Его покусали пчёлы.)

Ситуация 2: Укус пчелы - неприятное событие. А укус гигантской пчелы? Так вот, гигантские пчёлы живут в Индонезии. Насекомые эти крайне опасны - их укус смертелен, но мёда они приносят очень много. Гнёзда пчёл величиной до полутора метров подвешены к ветвям деревьев. Местные жители, несмотря на опасность, ухитряются собрать мёд без жертв. [6]

Вопросы должны задать дети: Как добыть мёд и остаться живым (неукушенным)? При каких условиях пчёлы не будут жалить?

Подсказка: Как изменятся повадки пчёл при изменении погодных условий.

Гипотеза: Пчеловодам хорошо известен нрав насекомых. Некоторые из сборщиков действуют ночью или на рассвете. Другие - в очень влажную погоду, когда пчёлы не летают.

Доказательства найти дома из дополнительных источников.

Ситуация 3: Часто можно наблюдать, как над сотами улья пчела исполняет некий замысловатый танец. [7]

Вопросы: Какое значение имеет танец? В чём суть танца? Что может означать каждое движение?

Гипотеза: Танец передаёт какую-то информацию, важную для пчёл.

Доказательства в учебнике на стр. 141, рис. 105Б, подробности можно найти дома из дополнительных источников.

ВЫВОД: пчела обладает сложным инстинктивным поведением.

Инстинкт - совокупность врождённых моментов поведения, закреплённых наследственно и свойственных определённому виду животных.

Ситуация 4 (дополнительная): Некоторые пауки доставляют человеку хлопоты. Живущий на лугах лабиринтовый паук столь усердно плетёт свои сети, что порой уничтожает много пчёл. Пчеловодам дороги пчёлы, но и пауки тоже полезны, их нельзя травить. [6]

Вопросы: Что делать пчеловодам, чтобы сохранить пчёл и не уничтожать пауков?

Подсказка: В идеале сети пауков в местах полётов пчёл не должны возникать или же должны быть разрушены.

IV. Закрепление.

В чём несоответствие игрушечной пчелы с настоящими пчёлами?

Что нам могут рассказать аналитики? (зачитываем тезисы, делаем выводы)

ВЫВОДЫ:

1. Пчела и продукты её жизнедеятельности имеют огромное практическое значение. Но самое большое значение деятельности пчёл проявляется в опылении растений.

2. Разборные рамочные ульи дали возможность следить за работой пчёл и полнее использовать продукцию, не причиняя вреда населению улья.

3. Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчёл. Между ними в семье распределены обязанности.

4. Особенности строения рабочей пчелы связаны с её "профессиональными" обязанностями.

5. Пчела - "общественное" насекомое, обладающее сложным инстинктивным поведением, которое производят пчёлы в процессе своей работы, в их заботливом уходе за "деткой", в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве [5].

V. Домашнее задание.

 28 до стр. 142. На распечатках есть ситуации, которые мы не успели рассмотреть. Дома вы можете по ним сформулировать вопросы, выдвинуть гипотезы и попробовать доказать.

Наши рекомендации