Примеры факторов, которые, как правило, рассматриваются в ходе анализа
Политические факторы | Влияние экономики |
· Текущее законодательство на рынке · Будущие изменения в законодательстве · Европейское /международное законодательство · Регулирующие органы и нормы · Правительственная политика, изменение · Государственное регулирование конкуренции · Торговая политика · Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции · Выборы на всех уровнях власти · Финансирование, гранты и инициативы · Группы лоббирования/давления рынка · Международные группы давления · Экологические проблемы Прочее влияние государства в отрасли | · Экономическая ситуация и тенденции · Динамика ставки рефинансирования Уровень инфляции · Инвестиционный климат в отрасли · Заграничные экономические системы и тенденции · Общие проблемы налогообложения · Налогообложение, определенное для продукта / услуг · Сезонность / влияние погоды · Рынок и торговые циклы · Платежеспособный спрос · Специфика производства · Товаропроводящие цепи и дистрибуция · Потребности конечного пользователя · Обменные курсы валют о Основные внешние издержки о Энергоносители о Транспорт о Сырье и комплектующие о Коммуникации |
Социальные факторы | Технологические инновации |
• Демография • Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы • Структура доходов и расходов • Базовые ценности • Тенденции образа жизни • Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии • Модели поведения покупателей • Мода и образцы для подражания • Главные события и факторы влияния • Мнения и отношение потребителей • Потребительские предпочтения • Представления СМИ • Точки контакта покупателей • Этнические / религиозные факторы • Реклама и связи с общественностью | • Развитие конкурентных технологий • Финансирование исследований • Связанные / зависимые технологии • Замещающие технологии/решения • Зрелость технологий • Изменение и адаптация новых технологий • Производственная емкость, уровень • Информация и коммуникации, влияние интернета • Потребители, покупающие технологии • Законодательство по технологиям • Потенциал инноваций • Доступ к технологиям, лицензирование, патенты • Проблемы интеллектуальной собственности |
На практике PEST-анализ удобно применять при разработке стратегического плана в качестве инструмента макроэкономического анализа окружающей среды компании и доступных ресурсов.
Отличие SWOT-анализа от PEST:
PEST-анализ изучает рынок. SWOT-анализ изучает положение организации/бизнес-единицы на рынке, концепцию продукции или идеи.
Метод — это приемы, операции, мероприятия и технологии, применяемые для достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи.
Модель — упрощенное представление предмета, системы или процесса в форме, отличной от формы целого.
Модель упрощает реальную ситуацию и тем самым позволяет ее анализировать. Как научная абстракция варианта решения модель позволяет проводить опыты для изучения конкретных особенностей явления, процесса. Изменяя некоторые характеристики или параметры в модели, изучают поведение объекта и анализируют влияние различных факторов. В модели функционирования объекта выявляются факторы, от которых зависит работа системы. Выбор конкретной модели определяет характер исследуемой проблемы и вырабатываемого решения. Модели позволяют лучше понять объективную реальность и разработать рациональный план действий. Они менее сложны, чем моделируемые объекты, и позволяют руководителям лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение.
В процессе применения метода может использоваться несколько моделей и алгоритмов.
Алгоритм — это набор упорядоченных правил (схема действий), которые позволяют механически решать любую задачу из класса однотипных.
Неправильно построенная модель неадекватно отражает реальный мир. Признаками неадекватности модели являются противоречивые выводы и невозможность найти решение.
По характеру связей с реальными объектами модели подразделяются на следующие типы:
· описательные — вербальные или словесные модели, например модель развития социально-экономической ситуации;
· изобразительные модели, такие как макет парка, микрорайона города, глобус;
· модели-аналоги, в которых набор одних свойств используется для отображения набора других: графики, схемы информационных и финансовых потоков;
· функциональные модели, т. е. модели, воспроизводящие все основные особенности функционирования реальной системы, но отличающиеся от нее но какому-то признаку,
· символические модели — отображают свойства изучаемой системы с помощью математических и логических символов.
Методы разработки и выбора управленческих решений включают три набора процедур:
· разработка, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль, информирование и архивирование;
· корректировка ранее разработанных решений, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль, информирование и архивирование;
· выбор из набора предыдущих решений, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль и архивирование.
Предлагается следующий алгоритм формирования управленческого решения:
руководитель осуществляет поиск в базе данных аналогичных исходных ситуаций, вариантов реализованных решений и полученных в итоге результатов:
1) если найденная версия исходной ситуации полностью тождественна имеющейся, то руководитель без изменений использует те же методы;
2) если найденная версия исходной ситуации незначительно отличается, то руководитель принимает найденный вариант решения за основу и осуществляет необходимые доработки;
3) если не удается найти аналог, то руководитель разрабатывает новое решение.