Для фиксации нужны гипокамп, воспроизведения памяти фронтальная и префронтальная кора (для этого учат стихи в школе)

Платон говорил: письмо ослабляет ум. Когда мы что-то записываем, память не фиксирует данные. Лучше не писать, а запоминать.

Считается, что наша память избыточная (Батуев А.С.). Память – избыточная энграмма (то, что мы хотим, как хотим реализовать доминанту). На это нависает еще масса другой информации – что подумали другие и т.д.

ЭМОЦИИ –отношение к фактам. Эмоции раньше назывались чувствами. Сейчас эмоции более кратковременные.

С точки зрения тела это оценка:

  1. оцениваются выполненные действия и
  2. оцениваются предвиденные результаты

“Психология эмоций” Изард – про функции эмоции

“Эмоциональный мозг” Симонов

  1. Мы всегда испытываем эмоции. Не бывает ситуации, когда нет потребности.
  2. Эмоции сопровождаются изменением гормонального фона, в т.ч. биохимией мозга (эндорфин, серотонин – выделяется и при агрессии, выделяется и кишечником, когда перевариваем пищу)
  3. Эмоции влияют на наше поведение.
  4. Эмоции полярны и имеют разную силу проявления
  5. Длительны (настроения), кратковременны
  6. Субъективны (т.е. сложны для восприятия). Эмпатия – способность понимать эмоциональное состояние другого.

Все эмоции можно поделить на:

    • Эмоции удовлетворения
    • Эмоции неудовлетворения

Джон Уотсон (бихевиорист): при рождении у нас всего 3 эмоции: страх, любовь, гнев. Отказники очень быстро обучаются безразличию.

Возможные варианты появления эмоции:

Я хочу (потребность) - Я могу

На основании этой разницы возникают эмоции. Вот почему эмоция это оценка.

Теории эмоций

  1. Теория Уильяма Джеймса – Карла Ланге (20 век)

Внешний сигнал обрабатывается в ЦНС, где формируется ответная реакция (двигательная \ вегетативная). Организм это отслеживает, оценивает и выдает эмоцию. Эмоция возникает на основании физиологических изменений организма. Мы грустим, потому что плачем – однако это было опровергнуто. С их точки зрения, один набор физиологических изменений сопровождает всегда одну и ту же эмоцию. Если эмоцию не выплеснуть, движение не завершено, тело запоминает, как эмоцию подавили.



  1. Теория Кэннона - Барта

Одни и те же физиологически реакции могут соответствовать разным эмоциям. Сигнал обрабатывается в ЦНС сразу в двух каналах и по первому каналу выдается реакция (мышечная), а по второму – субъективное содержание этого состояния. Из-за обиды можно ударить. Испытывая эмоцию, нужно выпустить пар.

  1. Теория П.В. Симонова (информационная)

Эмоция = зависит от силы потребности + зависит от информации (что нужно (хочу) \ что имеется (могу))

Когда вероятность меньше 25%, то при отрицательном исходе расстройств будет немного (на дурочка). Самое тяжелое для человека – состояние высокого эмоционального напряжения, вероятность 33%. Чаще всего, мы что-то делаем, когда вероятность высокая (более 50%)

Эмоция – по Симонову П.В. –отражение мозгом человека и животного какой-либо актуальной потребности и вероятности (т.е. возможности) ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно, т.е подсознательно оценивает на основе генетического (инстинкт, рефлекс) и индивидуально приобретенного опыта.

Эмоция по П.К.Анохин – активное состояние систем специализированных мозговых структур (лимбические структуры), побуждающее изменять поведение в сторону минимизации при отрицательных эмоциях или максимизации при положительных эмоциях этого состояния.

Энграмма памяти

Для фиксации нужны гипокамп, воспроизведения памяти фронтальная и префронтальная кора (для этого учат стихи в школе) - student2.ru

 
  Для фиксации нужны гипокамп, воспроизведения памяти фронтальная и префронтальная кора (для этого учат стихи в школе) - student2.ru

Для фиксации нужны гипокамп, воспроизведения памяти фронтальная и префронтальная кора (для этого учат стихи в школе) - student2.ru Для фиксации нужны гипокамп, воспроизведения памяти фронтальная и префронтальная кора (для этого учат стихи в школе) - student2.ru Для фиксации нужны гипокамп, воспроизведения памяти фронтальная и префронтальная кора (для этого учат стихи в школе) - student2.ru Для фиксации нужны гипокамп, воспроизведения памяти фронтальная и префронтальная кора (для этого учат стихи в школе) - student2.ru Для фиксации нужны гипокамп, воспроизведения памяти фронтальная и префронтальная кора (для этого учат стихи в школе) - student2.ru Для фиксации нужны гипокамп, воспроизведения памяти фронтальная и префронтальная кора (для этого учат стихи в школе) - student2.ru Для фиксации нужны гипокамп, воспроизведения памяти фронтальная и префронтальная кора (для этого учат стихи в школе) - student2.ru Для фиксации нужны гипокамп, воспроизведения памяти фронтальная и префронтальная кора (для этого учат стихи в школе) - student2.ru Инфр-ия из внешней среды

Для фиксации нужны гипокамп, воспроизведения памяти фронтальная и префронтальная кора (для этого учат стихи в школе) - student2.ru Инфр-ия из внутренней среды

Для фиксации нужны гипокамп, воспроизведения памяти фронтальная и префронтальная кора (для этого учат стихи в школе) - student2.ru

Кора вырабатывает действие (для мышц) и вытормаживает остальные потребности. Через мозжечок реакция реализуется. И на основании оценки (получили ли то, что надо) формируется эмоция.

Это называется энграмма памяти. Этот блок целиком и записывается в память.

Лечение алкоголизма по методу Бехтерева. Был накрыт вкусный стол, с бутылками с рвотным средством. За 1 раз лечили.

Гесс – швейцарский физиолог, он вводил электрод (проволока, кроме кончика изолирована) в мозг кошки, имитируя активность нервной системы, создавая доминанту в разных отделах. В основном в гипоталамус (центр ярости, голода, холодной ярости (сразу же душит), центр насыщения, сна, центр удовольствия (пищевого, сексуального) – не моментально, а запускается целый комплекс поведенческих реакций. В Бехтерева выжигали центр удовольствия – ему незачем было жить.

Эмоции как состояние.Человек может быть очень голоден, но никто не понимает, что он очень голоден. Эмоциональное состояние– это субъективное переживание, отражающее отношение индивида к окружающему миру и самому себе.

Эмоции как выражение.Вы не чувствуете никакой эмоции, но они создают эту эмоцию. Эмоциональное выражение – изменение в соматической (сома - телесный) и висцеральной (внутренние органы) схеме.

У детей они совпадают

Воспитание - обучение скрывать свое эмоциональное состояние. У медведей не видно эмоций.

Эмоция – оценка (хорошо \ плохо) + мотивирование нашего поведения

+ коммуникативная функция +подавленные эмоции остаются в нашем теле (чувства живут в теле)

Чувства – более продолжительное по времени состояние

Д.З. Выписать определение сознания, которое вам понравится.

СОЗНАНИЕ — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях.

Лекция 10.10.2011

Эмоция Стыд – (не путать с виной, если стыдно, вины не испытываешь) Мы стыдимся не перед самим собой, а перед родителем внутри, стыд – социальное явление, направлен вовне. Со стыдом можно справляться или через злость, через смех над собой (принятие себя таким такой я есть).

Эмоция Вина направлена внутрь и часто воспринимается как груз или ответственность. Или виноват перед кем-то или за что-то. Вину можно снимать: Виноват – извинись и компенсируй. Вина истощает тело (астения).

Вина: конструктивная (реальная, конкретно перед кем-то), неконструктивная (за то, что все умерли, а я жив, что я не оправдал доверие родителей и т.д.)

Эмоция Обида на другого –это высохшая злость. Подавил злость – получилась обида.

Ощущается на физиологическом уровне (сердце, кашель). Способ снятия обиды: понять, кто обидел (всегда такой есть, не обязательно тот, про кого думается (женщина думает, что ее ребенок, а оказалось она обижена на своего отца) и выговориться. Они защищаются в виде агрессии или увеличении границ себя. Полнота – психологическая защита, обида на родителей.

Эмоционально-образная терапия - гештальтпсихология

Злость на другого – в животном мире первая демонстрация – улыбка. Злость надо выпустить, обычно в игровой форме или спортивной. В обиде – злость. Сначала выплескиваем злость, а потом - обиду

Страх –социальные или вошедшие в конфликт с инстинктом самосохранения. При страхе мы хотим сжаться или стать маленьким. При большей части этих эмоций срабатывает система запуска стресса. Стресс бывает при очень сильных эмоциях (много способов борьбы). Страх - реакция на реальную угрозу биологическому или психическому состоянию, а тревога – реакция на потенциально возможный опасный стимул и лечение разное. При тревоге крыса будет ходить только в известной зоне, но не выходить за нее. Тревога – не значит опасность.

Страхи. Традиционные страхи война, болезни близких, преступность.

При проявлении эмоций первое, что выражается – установка в воспитании (мальчик плакать не должен, девочка может)

Наши рекомендации