Для фиксации нужны гипокамп, воспроизведения памяти фронтальная и префронтальная кора (для этого учат стихи в школе)
Платон говорил: письмо ослабляет ум. Когда мы что-то записываем, память не фиксирует данные. Лучше не писать, а запоминать.
Считается, что наша память избыточная (Батуев А.С.). Память – избыточная энграмма (то, что мы хотим, как хотим реализовать доминанту). На это нависает еще масса другой информации – что подумали другие и т.д.
ЭМОЦИИ –отношение к фактам. Эмоции раньше назывались чувствами. Сейчас эмоции более кратковременные.
С точки зрения тела это оценка:
- оцениваются выполненные действия и
- оцениваются предвиденные результаты
“Психология эмоций” Изард – про функции эмоции
“Эмоциональный мозг” Симонов
- Мы всегда испытываем эмоции. Не бывает ситуации, когда нет потребности.
- Эмоции сопровождаются изменением гормонального фона, в т.ч. биохимией мозга (эндорфин, серотонин – выделяется и при агрессии, выделяется и кишечником, когда перевариваем пищу)
- Эмоции влияют на наше поведение.
- Эмоции полярны и имеют разную силу проявления
- Длительны (настроения), кратковременны
- Субъективны (т.е. сложны для восприятия). Эмпатия – способность понимать эмоциональное состояние другого.
Все эмоции можно поделить на:
- Эмоции удовлетворения
- Эмоции неудовлетворения
Джон Уотсон (бихевиорист): при рождении у нас всего 3 эмоции: страх, любовь, гнев. Отказники очень быстро обучаются безразличию.
Возможные варианты появления эмоции:
Я хочу (потребность) - Я могу
На основании этой разницы возникают эмоции. Вот почему эмоция это оценка.
Теории эмоций
- Теория Уильяма Джеймса – Карла Ланге (20 век)
Внешний сигнал обрабатывается в ЦНС, где формируется ответная реакция (двигательная \ вегетативная). Организм это отслеживает, оценивает и выдает эмоцию. Эмоция возникает на основании физиологических изменений организма. Мы грустим, потому что плачем – однако это было опровергнуто. С их точки зрения, один набор физиологических изменений сопровождает всегда одну и ту же эмоцию. Если эмоцию не выплеснуть, движение не завершено, тело запоминает, как эмоцию подавили.
- Теория Кэннона - Барта
Одни и те же физиологически реакции могут соответствовать разным эмоциям. Сигнал обрабатывается в ЦНС сразу в двух каналах и по первому каналу выдается реакция (мышечная), а по второму – субъективное содержание этого состояния. Из-за обиды можно ударить. Испытывая эмоцию, нужно выпустить пар.
- Теория П.В. Симонова (информационная)
Эмоция = зависит от силы потребности + зависит от информации (что нужно (хочу) \ что имеется (могу))
Когда вероятность меньше 25%, то при отрицательном исходе расстройств будет немного (на дурочка). Самое тяжелое для человека – состояние высокого эмоционального напряжения, вероятность 33%. Чаще всего, мы что-то делаем, когда вероятность высокая (более 50%)
Эмоция – по Симонову П.В. –отражение мозгом человека и животного какой-либо актуальной потребности и вероятности (т.е. возможности) ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно, т.е подсознательно оценивает на основе генетического (инстинкт, рефлекс) и индивидуально приобретенного опыта.
Эмоция по П.К.Анохин – активное состояние систем специализированных мозговых структур (лимбические структуры), побуждающее изменять поведение в сторону минимизации при отрицательных эмоциях или максимизации при положительных эмоциях этого состояния.
Энграмма памяти
Инфр-ия из внешней среды
Инфр-ия из внутренней среды
Кора вырабатывает действие (для мышц) и вытормаживает остальные потребности. Через мозжечок реакция реализуется. И на основании оценки (получили ли то, что надо) формируется эмоция.
Это называется энграмма памяти. Этот блок целиком и записывается в память.
Лечение алкоголизма по методу Бехтерева. Был накрыт вкусный стол, с бутылками с рвотным средством. За 1 раз лечили.
Гесс – швейцарский физиолог, он вводил электрод (проволока, кроме кончика изолирована) в мозг кошки, имитируя активность нервной системы, создавая доминанту в разных отделах. В основном в гипоталамус (центр ярости, голода, холодной ярости (сразу же душит), центр насыщения, сна, центр удовольствия (пищевого, сексуального) – не моментально, а запускается целый комплекс поведенческих реакций. В Бехтерева выжигали центр удовольствия – ему незачем было жить.
Эмоции как состояние.Человек может быть очень голоден, но никто не понимает, что он очень голоден. Эмоциональное состояние– это субъективное переживание, отражающее отношение индивида к окружающему миру и самому себе.
Эмоции как выражение.Вы не чувствуете никакой эмоции, но они создают эту эмоцию. Эмоциональное выражение – изменение в соматической (сома - телесный) и висцеральной (внутренние органы) схеме.
У детей они совпадают
Воспитание - обучение скрывать свое эмоциональное состояние. У медведей не видно эмоций.
Эмоция – оценка (хорошо \ плохо) + мотивирование нашего поведения
+ коммуникативная функция +подавленные эмоции остаются в нашем теле (чувства живут в теле)
Чувства – более продолжительное по времени состояние
Д.З. Выписать определение сознания, которое вам понравится.
СОЗНАНИЕ — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях.
Лекция 10.10.2011
Эмоция Стыд – (не путать с виной, если стыдно, вины не испытываешь) Мы стыдимся не перед самим собой, а перед родителем внутри, стыд – социальное явление, направлен вовне. Со стыдом можно справляться или через злость, через смех над собой (принятие себя таким такой я есть).
Эмоция Вина направлена внутрь и часто воспринимается как груз или ответственность. Или виноват перед кем-то или за что-то. Вину можно снимать: Виноват – извинись и компенсируй. Вина истощает тело (астения).
Вина: конструктивная (реальная, конкретно перед кем-то), неконструктивная (за то, что все умерли, а я жив, что я не оправдал доверие родителей и т.д.)
Эмоция Обида на другого –это высохшая злость. Подавил злость – получилась обида.
Ощущается на физиологическом уровне (сердце, кашель). Способ снятия обиды: понять, кто обидел (всегда такой есть, не обязательно тот, про кого думается (женщина думает, что ее ребенок, а оказалось она обижена на своего отца) и выговориться. Они защищаются в виде агрессии или увеличении границ себя. Полнота – психологическая защита, обида на родителей.
Эмоционально-образная терапия - гештальтпсихология
Злость на другого – в животном мире первая демонстрация – улыбка. Злость надо выпустить, обычно в игровой форме или спортивной. В обиде – злость. Сначала выплескиваем злость, а потом - обиду
Страх –социальные или вошедшие в конфликт с инстинктом самосохранения. При страхе мы хотим сжаться или стать маленьким. При большей части этих эмоций срабатывает система запуска стресса. Стресс бывает при очень сильных эмоциях (много способов борьбы). Страх - реакция на реальную угрозу биологическому или психическому состоянию, а тревога – реакция на потенциально возможный опасный стимул и лечение разное. При тревоге крыса будет ходить только в известной зоне, но не выходить за нее. Тревога – не значит опасность.
Страхи. Традиционные страхи война, болезни близких, преступность.
При проявлении эмоций первое, что выражается – установка в воспитании (мальчик плакать не должен, девочка может)