Социально-экономическая эффективность проекта
Экономическая эффективность. Разработанные решения в рамках темы дипломного проекта направлены на совершенствование существующего процесса аттестации персонала ООО «Лорейн». Прямого экономического эффекта от внедрения добиться невозможно, так как предлагаемые совершенствования не касаются изменения затрат на производство и не связаны с изменением направления производственной деятельности организации.
В данных условиях интерес представляют изменения затрат на процесс аттестации в организации. Для этих целее мы применим формулу (1) приведенную в теоретической части работы.
Затраты на процесс аттестации до совершенствования.
В таблице 8 приведены временные затраты участников процесса аттестации персонала на подготовительном этапе и при заполнении листов оценки деятельности и листов профессионального тестирования.
Таблица 8. Временные за траты участников процесса на подготовительном этапе и при заполнении листов оценки деятельности и листов профессионального тестирования.
Должность | Действие | Время |
Зам по персоналу | - разработка и согласование графика проведения аттестации с генеральным директором; - разработка и согласование проекта листа проверки профессиональных знаний с начальником отдела (для каждого из отделов); - подготовка необходимого количества листов проверки профессиональных знаний и листов оценки деятельности; | 2 ч. 5 ч. 2 ч. |
Начальники отделов | - согласование проекта листа проверки профессиональных знаний с заместителем по персоналу; - заполнение листа оценки деятельности менеджера по продажам; | 2 ч. 0,25 ч. |
Менеджеры по продажам | - заполнение листа профессионального тестирования; - заполнение листа оценки деятельности начальника отдела; | 1 ч. 0,25 ч. |
Заместитель по общим вопросам | - заполнение листа оценки деятельности начальника отдела; | 0,25 ч. |
Заместитель по связям | - заполнение листа оценки деятельности начальника отдела; | 0,25 ч. |
В таблице 9 представлены временные затраты членов аттестационной комиссии и сотрудников подлежащих аттестации.
Таблица 9. Временные затраты членов аттестационной комиссии и сотрудников подлежащих аттестации
Действие | Должность | Время |
Собеседование с начальником отдела | Ген. директор, зам. по персоналу, зам по общим вопросам, зам по связям | 0,35 ч. |
Собеседование с менеджером по продажам | Ген. директор, зам. по персоналу, зам по общим вопросам, зам по связям | 0,35 ч. |
Голосование членов аттестационной комиссии, оформление аттестационного листа и протокола заседания аттестационной комиссии | Ген. директор, зам. по персоналу, зам по общим вопросам, зам по связям | 0,15 ч. |
Таблица 10 демонстрирует оплату сотрудников в час из расчета средней зарплаты в феврале за 2001-2005 года.
Таблица 10. Размер зарплаты в час сотрудников в феврале 2001-2005 гг.
Должность | USD в час |
Генеральный директор | 9,5 |
Заместитель | |
Начальник отдела | |
Менеджер по продажам | 3,5 |
=(2+5+2)*8+2*(2+0,25)*5+29*(1+0,25)*3,5+2*(0,25)*8+2*(0,25)*8=
=72+22,5+126,875+4+4= 229,375
=29*(0.15+0.35)*[3.5+(9,5+8+2*5)]+2*(0.15+0.35)*[5+
+(9,5+8*3)]=29*0.5*31+2*0.5*33.5=449.5+33.5=483
Dорг – это в основном расходы на печать необходимых бумаг по аттестации, включая листы оценок.
Dорг=15
Менеджеры по продажам не все в одно время сдают аттестацию, поэтому есть кому обслужить клиентов, следовательно, недополученной прибыли нет.
Dнп=0
Консультанты к процессу аттестации персонала не привлекаются, новая литература не покупается, следовательно эти расходы равны 0.
К=0
=229,375+483+15+0+0=727,375
В таблице 11 приведены предполагаемые временные затраты участников процесса аттестации персонала прошедшего совершенствование.
Таблица 11. Временные затраты участников процесса аттестации персонала после совершенствования процесса. Подготовительный этап и временные затраты на заполнение листов оценки деятельности и листов профессионального тестирования.
Должность | Действие | Время |
Зам по персоналу | - разработка и согласование графика проведения аттестации с генеральным директором; - разработка и согласование проекта листа проверки профессиональных знаний с начальником отдела (для каждого из отделов); - разработка и согласование листов оценки деятельности - подготовка необходимого количества листов проверки профессиональных знаний и листов оценки деятельности; | 2 ч. 5 ч. 8ч. 2 ч. |
Начальники отделов | - согласование проекта листа проверки профессиональных знаний с заместителем по персоналу; - заполнение листа оценки деятельности менеджера по продажам; - поиск разногласия в самооценке менеджера по продажам и оценки выставленной непосредственным начальником, сбор документов для обоснования собственной оценки менеджера по продажам; | 2 ч. 0,25 ч. 0,05 ч. |
Менеджеры по продажам | - заполнение листа профессионального тестирования; - заполнение листа оценки деятельности начальника отдела; - сбор документов для аргументирования самооценки по расходящимся критериям с непосредственным начальником | 1 ч. 0,25 ч. 0,05 ч. |
В таблице 12 представлены изменившиеся затраты времени членов аттестационной комиссии и сотрудников подлежащих аттестации в результате внедрения проектных решений.
Таблица 12. Затраты времени членов аттестационной комиссии после внедрения проектных решений.
Действие | Должность | Время |
Собеседование с менеджером по продажам | Ген. директор, зам. по персоналу, зам по общим вопросам, зам по связям | 0,35 ч. |
Голосование членов аттестационной комиссии, оформление аттестационного листа и протокола заседания аттестационной комиссии | Ген. директор, зам. по персоналу, зам по общим вопросам, зам по связям | 0,15 ч. |
=(2+5+8+2)*8+[2*2+29*(0,25+0,5)]*5+29*(1+0,25+0,05)*3,5=136+
+128,75+177,625=442,375
=29*(0,35+0,15)*[3,5+(9,5+8+2*5)]=29*0,5*31=449,5
Dорг, Dнп и К не изменились, поэтому их значения равны этим же переменны при проведение процесса аттестации до внедрения проектных решений.
=442,375+449,5+15+0+0+8*8=906,875
Формула (1) не включает работу заместителя по персоналу, который на этапе подведения итогов занимается разработкой плана действий и определят достижение целей аттестации. На выполнение этой работы ему отводится 8 часов. Следовательно, затраты на процесс аттестации, в котором были учтены проектные решения будут:
970,875+8*8=970,875.
Таким образом, затраты на процесс возросли. Это предсказуемое изменение, так как совершенствование процесса аттестации ООО «Лорейн» предполагает внедрение двух этап, ранее неиспользуемых в организации. Увеличение затрат оправдывается предполагаемым ростом социальной эффективности, что в конечном итоге влияет на эффективность самой организации.
Социальная эффективность. Социальная эффективность изменений, предполагаемых разработанным решениями в рамках дипломного проекта, должна проявиться в улучшении благоприятного социально-психологического климата. Новый процесс аттестации обосновывает распределение процентной части заработной платы менеджеров по продажам, тем самым пресекается возможность конфликтов между начальниками отделов и подчиненными по вопросам начисленного процента к окладу. Происходит обеспечение связи между результативностью и оплатой труда.
Изменение цели аттестации и введение возможности переаттестации изменит отношение персонала к данному процессу, так как появится возможность изменить свой уровень дохода, повысить профессионализм и конкурентоспособность за счет прохождения дополнительного обучения. Таким образом, изменяется мотивация персонала, повышается его приверженность к компании.
Внедренные решений по совершенствования процесса аттестации персонала позволит учитывать изменения среды, в которой работает организация при работе с персоналом, повысит обоснованность кадровых решений, обеспечит соответствие целей кадровой работы целям и задачам все организации, что положительно скажется на эффективности и прибыльности ООО «Лорейн».
В ООО «Лорейн» уже прошло внедрение одно проектное решение – переаттестация персонала. Теперь сотрудники не прошедшие плановую аттестацию имеют возможность заново пройти аттестацию и изменить решение вынесенное аттестационной комиссией. Таким образом, сотрудники получили возможность повысить до необходимого уровня за короткий срок и подтвердить свои профессиональные качества, тем самым получить положительную оценку своей деятельности. Тем самым была повышена мотивация персонала за счет предоставления «второго шанса».
Заключение
В ходе написания дипломного проекта были рассмотрены теоретические основные построения процесса аттестации; произведен анализ производственно-хозяйственной деятельности и система управления персоналом организации; разработан проект совершенствования процесса аттестации персонала ООО «Лорейн».
В результате анализа системы управления персоналом и процесс аттестации персонала были выявлены проблемы:
¾ Отсутствие предварительного этапа аттестации персонала;
¾ Статичность процесса, не учитывающего изменения среды, в которой существует организация;
¾ Ошибки при выборе должностей подлежащих аттестации;
¾ Демотивирующее воздействие аттестации на персонал;
¾ Отсутствие проведения внеочередной аттестации;
¾ Отсутствие этапа подведения итогов.
Таким образом, были выявлены проблемы в существующем процессе аттестации персонала, намечены направления совершенствования и разработаны проектные решения процесса аттестации персонала ООО «Лорейн».
Достоинством усовершенствованного процесса аттестации являются:
¾ Возможность изменения целей аттестации в зависимости от условий, в которых действует организация;
¾ Обоснование решение по распределению процентной части заработной платы менеджеров по продажам;
¾ Возможность проведения переаттестации сотрудников не прошедших аттестацию;
¾ Составление плана работ по результатам аттестации персонала в соответствии с целями аттестации.
Практическая значимость дипломного проекта. Дипломный проект показал возможность применения процессного подхода для анализа существующей аттестации в организации. Сделанные выводы показали недостатки в исследуемом процессе аттестации и показали направления совершенствованию по преодолению сложившейся ситуации.
Разработанные проектные решения по совершенствованию процесса аттестации персонала ООО «Лорейн» должны свести к минимуму субъективизм при оценке сотрудников компании, дать системе управления реально действующий инструмент по планированию работы с персоналом.
Следствием внедрения проектных решений станет повышение мотивации сотрудников, повышение приверженности к компании, прозрачное распределение процентной части заработной платы менеджеров по продажам.
Таким образом, результаты дипломного проекта изменят существующий процесс аттестации ООО «Лорейн», что приведет к росту эффективности работников и организации в целом.
Список используемой литературы:
1.Алеева Е. Персональные оценщики. //Коммерсант-Деньги. – № 43. – в 2003
2.Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – СПб.: Питер, 2003. – 288 с.
3.Варламова Е.П. Как выбирать свою систему оценки персонала. //Справочник по управлению персоналом. – № 8. – 2004.
4.Вязигин А.В. Подбор, оценка и аттестация персонала в сфере торговли и услуг. - М.: Вершина, 2005. – 272 с.
5.Вязигин А.В. Оценка персонала высшего и среднего звена. – М.: Вершина, 2006. – 256 с.
6.Дудин С.М. Аттестация: этика взаимоотношений руководства и персонала. //Справочник по управлению персоналом. – № 8. – 2003.
7.Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами // Стратегия развития персонала (Материалы конференции). Нижний Новгород, 1996. — С. 33-37.
8.Ембулаева Н.В. «Транснациональная» аттестация по-русски. Справочник по управлению персоналом. – № 7. – 2004 .
9.Журавлев А., Павлова Е., Шлычков А., Субъективность руководителя и скрытые возможности аттестации персонала, - Консультант директора. 2000. №22 (130). – С. 21-27
10.Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников/ Монография. М.: Российская экономическая академия, Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 233 с.
11.Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: учебник.– 5-е изд. – Мн.: Новое знание, 2005. – 408 с.
12.Карпова Н.Н. Основные принципы аттестации. //Справочник по управлению персоналом. № 4. – 2004.
13.Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2006. – 163 с.
14.Кормилицына Светлана. Методы аттестации персонала. http://club.favjob.ru/text-methods-att-pers.html
15.Литягин Александр. Эффективная аттестация. //Кадровое дело. – № 9. – 2003.
16.Моргунова Е.Б.. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие. — М.: Интел-Синтез, 2001. – 464 с.
17.Нагимова З.А.Управление персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса. – СПб.: Питер, 2004. – 144 с.
18.Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. ¾ М.: Финстатинформ, 1997. – 878 с.
19.Попов С.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. – М.: Ось -89, 2004. – 144 с.
20.Свергну О., Пасс Ю., Дьяков Д., Новикова А. HR-практика. Управление персоналом: как это есть на самом деле. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.
21.Тарвин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. – 5-е изд. – М.: Дело, 2003. – 272 с.
22.Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма: учебное пособие. – 2-е изд.– М.: КНОРУС, 2005. – 448 с.
23.Лучшие HR-решения: Сборник статей. – М.: Вершина, 2006. – 272 с.
24.Трудовой кодек Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: ОСЬ-89, 2005
Приложения
Приложение 1
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный Директор ООО «ЛОРЕЙН»
________________ /_________/
«01» октября 2005 г.
ПОЛОЖЕНИЕ