Развитие организационных структур отелей на современном этапе
Жесткая конкурентная борьба на мировом рынке заставляет большинство крупных корпораций гибко реагировать на изменения внешней среды, что влечет за собой быстрое применение новых технологий, значительное сокращение жизненного цикла товаров, предоставление новых видов услуг и скидок потребителю. Большинство компаний стараются вовремя отображать информацию о своих товарах, услугах и ценах в прайс-листах, так как рискуют проиграть конкуренту, который лучше использует эту технологию.
Новые информационные технологии требуют и совершенно нового подхода к организации структуры управления. Перестройка корпораций начинается с той логической посылки, что любая компания может быть организована лучше. На сегодняшний день основное внимание уделяется внедрению новых способов внутрифирменного обмена информацией. Следующим шагом станет переопределение границ между компанией, ее клиентами и поставщиками. Придется по-новому ответить на ключевые вопросы: Как клиенты узнают о Вашей продукции? Как они ее заказывают? Насколько расширится круг ваших конкурентов, когда географические расстояния не будут иметь значения? Как лучше наладить сервис, чтобы клиенты были довольны и после покупки Ваших товаров?
Реконструкция коснется и самих структур крупных компаний. Электронная почта – мощный фактор сокращения управленческих иерархий любой корпорации. Если коммуникационные системы достаточно хороши – много уровней управления и не требуется. Среднее звено управления, передающее информацию вверх-вниз по командной цепочке, сегодня уже не играет той роли, что раньше. Компании займутся и такими проблемами, как оптимальная численность сотрудников юридических, финансовых, законодательных отделов и служб. В период острой необходимости компании смогут обращаться за помощью к нужным специалистам, обходясь без расширения штатов. Фирмы, которые более успешно привлекают по сети все виды ресурсов, будут работать значительно эффективнее.
Тысячи предприятий всего мира уже сейчас обмениваются информацией через электронную систему Electronic Document Interchange, или EDL. Компании, которые тесно сотрудничают и связаны контрактными отношениями, проводят ряд деловых операций автоматически.
Новая ситуация нарушает привычную логику корпоративных действий, радикально меняя ориентиры, которыми компания должна руководствоваться в своей деятельности. Способность применять информацию, производить ее и обеспечивать ее коммерческое распространение становится главным ориентиром в мире современного бизнеса. Косвенные свидетельства тому – беспрецедентный бум корпораций в сфере производства информации и обработки данных.
Коммерческая и производственная деятельность предприятий все более усложняется и компании вынуждены искать новые методы адаптации к изменениям среды. Можно выделить следующие основные особенности менеджмента на современном этапе:
а) для улучшения оперативной деятельности разрабатываются новые подходы к управлению производством;
б) расширение масштабов деятельности кампаний (практически все крупнейшие фирмы представляют собой глобальные диверсифицированные международные корпорации);
в) стратегический ресурс – информации. Усилия многих компаний направлены на разработку методов, позволяющих максимально эффективно использовать новые информационные технологии.
Построение сетевых организационных структур может идти по двум направлениям.
1 Крупная компания собирает вокруг себя мелкие предприятия, поручая им выполнение специальных задач. Предприятия, в свою очередь, могут иметь собственные структурные подразделения. Очень часто мелкие фирмы попадают в финансовую зависимость от крупных корпораций. Сетизация позволяет ликвидировать эту ситуацию, компании могут осуществлять контроль не за счет участия в капитале, а только через чисто рыночные механизмы. Таким образом, образованные сетевые организации обладают высокой гибкостью и адаптивностью.
2 Объединение многих предприятий в единую сеть, которые юридически самостоятельны, но в хозяйственном плане поддерживают друг друга. Такого рода содружества становятся возможными благодаря новым информационным технологиям и глобальной мировой сети «Internet». Такого рода сетевые структуры обладают высокой конкурентоспособностью и творческим потенциалом.
В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают
следующие типы организационных структур: линейную, функциональную, линейно-
функциональную и матричную.
Линейная организационная структура управления. Это одна из простейших
организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе
каждого структурного подразделения находится руководитель – единоначальник,
наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство
подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции
управления.
Функциональная организационная структура управления организацией. Идея
состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам
возлагается на специалистов, т. е. каждый орган управления (либо исполнитель)
специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.
Линейно-функциональная (штабная) структура управления
При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный
руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке
конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов
помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений
(управлений, отделов, бюро и т. п.).
Матричная организационная структура управления.
Матричная структура управления создается путем совмещения структур двух
видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой
структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной
целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации.