Работа 1.13. Функциональная мобильность сосочков языка до и после приема пищи
Вкусовой сенсорной системе, как и другим сенсорным системам, свойственно явление функциональной мобильности, которое проявляется в увеличении (мобилизации) или уменьшении (демобилизации) числа функционирующих вкусовых сосочков языка.
Уровень мобилизации вкусовых рецепторов зависит в основном от состояния голода или насыщения.
До еды количество функционирующих вкусовых сосочков больше, чем после приема пищи. Это явление обусловлено тем, что пища, попадая в желудок и раздражая его рецепторы, уменьшает число функционирующих рецепторов по механизму гастролингвального рефлекса.
Для работы необходимы: 2стеклянных капилляра с изогнутыми кончиками, диаметр которого соответствует величине грибовидного сосочка; стакан, лоток, фильтровальная бумага, песочные часы на 1 мин; флакон с раствором сахара (8 г сахара на 10 г дистиллированной воды) и такой же флакон с раствором сахара, подкрашенным пищевой краской (фуксином); испытуемый.
Ход работы. Один стеклянный капилляр заполняют бесцветным раствором-раздражителем, а другой – раствором-раздражителем с фуксином. Испытуемый должен находиться в состоянии натощак или не менее чем через 3 – 4 ч после последнего приема пищи. Язык подсушивают фильтровальной бумагой. Бесцветный раздражитель наносят на отдельные грибовидные сосочки языка, при этом выявляются сосочки, ощущающие сладкий вкус, которые прокрашивают с помощью капилляра с фуксином. Всего в опыте проводят 5 проб с интервалом 1 – 2 мин. После каждой пробы рот прополаскивают водой. Исследуют одни и те же сосочки. Возникновение вкусового ощущения отмечают в протоколе знаком «плюс», отсутствие – знаком «минус». Исследование повторяют после приема пищи (стакан сладкого чая с белым хлебом).
Рекомендации к оформлению работы. Результаты исследования занесите в таблицу (П. 1.5).
Рис. П. 1.4. Эстезиометр (циркуль Вебера)
Таблица П.1.5
Показатели функциональной мобильности вкусовых сосочков языка
№ сосочков | Пробы до приема пищи | Пробы после приема пищи | ||||||||
Итого: Итого:
Уровень мобилизации, % Уровень мобилизации, %
Подсчитайте общее число положительных ответов и уровень мобилизации, выраженный в процентах. Сравните показатели уровня мобилизации до и после приема пищи и сделайте вывод о механизме выявленных изменений.
Работа 1.14. Термоэстезиометрия кожи
Термоэстезиометрия – метод изучения температурной (тепловой и холодовой) чувствительности. Метод заключается в определении плотности расположения тепловых и холодовых рецепторов на разных участках тела и исследовании функциональной мобильности терморецепторов.
Под плотностью понимают количество терморецепторов, расположенных на единице поверхности кожи. Плотность расположения тепловых и холодовых рецепторов различна на разных участках тела. Кончики пальцев имеют наибольшую плотность как тепловых, так и холодовых рецепторов, причем холодовых рецепторов больше, чем тепловых.
Терморецепторы кожи, как и другие рецепторные образования, обладают функциональной мобильностью. Это свойство проявляется в изменении количества функционирующих рецепторных элементов в единицу времени в зависимости от температуры внешней и внутренней среды организма.
Определение плотности расположения терморецепторов
Для работы необходимы: термоэстезиометр (стеклянная колба с впаянной стальной проволокой – термощуп), трафарет с окошком площадью 0,5 см2, лед, горячая вода (около 50 °С), испытуемый.
Ход работы. На поверхность кожи испытуемого накладывают трафарет. Термощупом с интервалом в 1 – 2 с проводят 9 последовательных прикосновений к исследуемой поверхности в точках, равномерно расположенных на площади трафарета. Испытуемый отмечает те прикосновения, которые вызывают у него отчетливые температурные ощущения.
Определение плотности терморецепторов начинают с определения плотности холодовых рецепторов, для этого термоэстезиометр заполняют мелко колотым льдом. При исследовании плотности расположения тепловых рецепторов термоэстезиометр заполняют горячей водой.
Рекомендации к оформлению работы. Результаты исследования внесите в протокол. Сравните полученные результаты, объясните причину их различия.