Государственные ресурсы информации в Интернете
Одной из функций демократического государства является своевременное и полное информирование населения об уровне социального и экономического развития страны, принимаемых решениях, достигнутых результатах и многом другом. Государство выполняет функцию информационного обеспечения путем создания публичных информационных ресурсов и предоставления гражданам доступа к ним, в том числе через веб-представительства в Интернете.
Государственная политика направлена на расширение доступа граждан к важным видам информационных ресурсов – правовым и образовательным. В 2008 г. была принята «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации»[1], в которой подчеркивается, что важнейшей задачей государства является «обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации».
Россия – страна с самой большой территорией в мире и гарантировать гражданам равные права доступа к информации можно через развитие государственных информационных ресурсов в сети Интернет. Эффективность использования информационных ресурсов в Интернете зависит от нескольких факторов:
· свободного доступа граждан к Интернету;
· полноты оказываемых государством онлайновых услуг;
· уровня формирования и развития государственных информационных услуг в электронном виде.
Развитие сети Интернет позволило сделать более доступными государственные информационные ресурсы, обладающие определенной социальной значимостью, такие как научно-техническая и правовая информация, образовательные ресурсы, информация о состоянии экономики, о деятельности государственных органов.
Рассматривая государственные информационные ресурсы, которые характеризуют состояние и развитие страны, такие как статистические и правовые, остро встает вопрос доверия к этой информации тем более, если мы получаем ее из глобальной сети. Часто это вопрос, связанный с определением источника публикуемой информации.
В настоящее время, понятие «официальный источник» широко употребляется для определения веб-сайтов в Интернете, которые создаются и поддерживаются уполномоченными организациями или лицами. Определение официального сайта государственного органа или органа местного самоуправления дано в законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9.02.2009 г. № 8 ФЗ.
Официальный сайт – сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.
Определить обладателей прав на доменное имя возможно используя сервис “Whois”. Данный сервис доступен на сайте Координационного центра (кц.рф), для того чтобы получить сведения о владельце доменного имени, даты его регистрации и другие сведения достаточно ввести его в соответствующее поле.
В законе утверждены принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов самоуправления:
1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;
4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Пример 5.3.Выявление официального веб-сайта. Простой пример, приведем относящийся к веб-сайтам образовательных учреждений. МЭСИ посвящено множество неофициальных сайтов, таких как http://mesi-portal.ucoz.ru/, которые создаются инициативными студентами и сотрудниками, и только один официальный (www.mesi.ru). Сложнее выявить источник информации на множестве аналитических порталов, например, сведения о пенсионной реформе в России мы можем получить из разных источников, в том числе: 1) веб-сайт Пенсионного фонда РФ (ПФР) www.pfrf.ru 2) аналитический портал «Пенсионный консультант» www.pension.ru Эти веб-сайты предлагают пользователям доступ к нормативным документам в части пенсионного законодательства, содержат мнения и комментарии экспертов. Анализ данных веб-сайтов показывает, что первый веб-сайт разработан и обновляется непосредственно ПФР. Материалы, представленные на данном сайте, подготовлены специалистами ПФР. Разработчики второго веб-сайта – четыре автора, и являются ли эти люди экспертами в данной области, предстоит решать пользователям сайта. |
Возможность получать информацию из множества различных и независимых источников является неоспоримым преимуществом Интернета и правом граждан. Однако риски, связанные с применением тех или иных сведений, пользователи несут самостоятельно. Принимая во внимание получаемую информацию, пользователь должен четко представлять ее источник, чем гарантируется ее достоверность.
Как правило, сведения официальных сайтов государственных структур частично или полностью дублируются на других информационных сайтах. При этом они могут быть изложены в различных интерпретациях и сопровождаться комментариями. Однако в современном информационном обществе важно иметь возможность самостоятельно формировать свое мнение на основе доступа к официальным источникам информации.
Официальные веб-сайты государственных органов включают следующие информационные разделы:
1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления;
2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления;
3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;
4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ;
5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;
7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления;
8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления;
9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.
Государственные веб-порталы существуют практически во всех странах, их основная задача состоит в том, чтобы информировать граждан о своей деятельности.
Велика роль государственных организаций в создании социально-значимых информационных ресурсов и обеспечении доступа к ним. Это информационные ресурсы по здравоохранению, образованию, фундаментальным научным исследованиям и др.