Общероссийские классификаторы (ОК) приравниваются к национальным стандартам с обязательными требованиями
ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
ТЕМА ЛЕКЦИИ:
ОБЩЕРОССИЙСКИЕ КЛАССИФИКАТОРЫ
Саратов 2014
Общероссийские классификаторы и федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие разработку, ведение и применение общероссийских классификаторов
С ростом объема информации и развитием информационных технологий возникла необходимость классификации и кодирования информации. В России действует Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК).
Объектами классификации и кодирования в ЕСКК является информация о финансовой и правоохранительной деятельности, о производстве товаров и предоставлении услуг, о банковском и бухгалтерском деле, о внешнеэкономической деятельности и т. д. В зависимости от сферы применения различают следующие классификаторы: общероссийские, отраслевые, классификаторы предприятий.
Общероссийские классификаторы (ОК) приравниваются к национальным стандартам с обязательными требованиями.
К общероссийским классификаторам относятся, например:
– Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);
– Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП);
– Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ);
– Общероссийский классификатор продукции (ОКП);
– Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД);
– Общероссийский классификатор стандартов (ОКС);
– Общероссийский классификатор валют (ОКВ);
– Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН).
Развитие системы ОК связано с гармонизацией данных документов с аналогичными документами региональных и международных организаций.
В данном направлении необходимо осуществлять «каталогизацию продукции – процесс составления перечней производимой, экспортируемый и импортируемой продукции с её описанием».
Как отмечают специалисты в области стандартизации, каталогам отводится большая роль как в зарубежных странах, так и в России, поскольку это дает возможность концентрировать в одном месте сведения о показателях качества продукции одного назначения, а также осуществлять и своего рода рекламу производимой продукции. В России работы по каталогизации ведутся по двум направлениям.
Первое – это каталогизация продукции, являющейся предметом поставки для федеральных государственных нужд, т. е. продукции для нужд обороны и безопасности страны. Второе – это каталогизация товаров народного потребления.
На базе данных таких каталогов может осуществляться обмен информацией между изготовителями и потребителями продукции.
В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации относятся к документам в области стандартизации.
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально - экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) установлен постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» и от 4 августа 2005 г. № 493 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области».
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294, на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии возложено введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, ведение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, а также их официальное опубликование.
Государственная функция по ведению общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации осуществляется Федеральным агентством Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими их разработку, ведение и применение.
Разработка общероссийских классификаторов осуществляется по согласованию с Минпромторгом России, Росстандартом, Росстатом и Минэкономразвития России.
Экспертиза проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений осуществляется ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и техническим комитетом по общероссийским классификаторам.