Методы прикладной лингвистики и структуры представления знаний

Методы, которыми пользуются лингвисты для решения практических задач, чрезвычайно разнообразны. Выбор метода исследования определятся, во-первых, особенностями исследуемого объекта, а во-вторых, – целями и задачами конкретного исследования. В прикладной лингвистике применяются как общенаучные методы исследования, так и частные методы, которые используются в рамках какой-либо конкретного научного направления.

К общенаучным методам можно отнести классификацию – установление набора тех параметров, которые позволяют описать объект изучения с достаточной степенью полноты.

Выбор метода исследования в лингвистике осложняется тем, что язык – это специфический объект изучения, который недоступен в прямом наблюдении. Поэтому одним из основных методов его изучения является моделирование.

Необходимость в моделировании возникает в тех научных областях, где объект изучения недоступен непосредственному наблюдению. В таких случаях он уподобляется некоему «черному ящику», о котором известно только то, какие начальные материалы он получает «на входе» и какие конечные продукты он выдает «на выходе». Лингвисты тоже имеют дело с «черным ящиком»: единственной реальностью, с которой они непосредственно имеют дело, является текст (устный или письменный), а интересующие их механизмы языка, лежащие в основе речевой деятельности человека, не даны в прямом наблюдении.

По определению американского математика К.Э. Шеннона, модель является представлением объекта, системы или понятия (идеи) в некоторой форме, отличной от формы их реального существования.

Методом моделирования пользуются и в теоретической, и в прикладной лингвистике. Модели, создаваемые в рамках теоретического языкознания, призваны описать языковую систему во всей ее полноте. Например, в теоретической лингвистике часто используются следующие типы моделей:

• компонентные модели или модели структуры (из чего сделан Х);

• предсказывающие модели (предсказать поведение X в тех или иных обстоятельствах);

• имитирующие модели (внешне вести себя как X);

• диахронические модели (как и почему меняется X с течением времени).

В прикладном же языкознании основной целью создания модели является потребность в решении определенной задачи, а не познание того, «как все обстоит на самом деле». Таким образом, различия между теоретическими и прикладными моделями можно свести к следующему: во-первых, прикладные модели требуют большей степени формализации. Во-вторых, прикладные модели используют знания о языке выборочно, позволяя значительно упрощать объект моделирования.

В теории знаний (эпистемологии) выделяют два основных вида знаний: декларативные знания («знание ЧТО») и процедурные знания («знание КАК»).

Декларативные знания – это утверждения о чем-либо. Типичный пример декларативного знания – толкование слова в толковом словаре.

Процедурные знания – это алгоритм, то есть последовательность действий, которые следует выполнить в определенной ситуации. Пример процедурных знаний – инструкция к любому бытовому прибору. Процедурным знанием также является функциональная способность человека к ходьбе, бегу, использованию языка.

Основное различие между декларативными и процедурными знаниями состоит в следующем: если декларативные знания можно верифицировать, то есть определить их истинность или ложность, то процедурные знания верификации не подлежат. Оценить качество процедурных знаний можно только с точки зрения успешности или не успешности работы алгоритма.

В теории знаний также изучаются различные структуры представления знаний: фреймы, сценарии, планы и т. д.

Фрейм – это структура для представления декларативного знания о какой-либо стереотипной ситуации. Формально фрейм представляется как совокупность узлов и отношений между ними. Каждый узел задает определенный параметр, который может заполняться конкретной информацией. Ядро фрейма составляют узлы, соответствующие постоянным для данной ситуации понятиям. Периферия фрейма – узлы, заполнение которых информацией каждый раз не является обязательным.

Помимо фрейма существуют и другие структуры представления знаний, например, сценарий. Сценарий – это тоже представление о стереотипной ситуации или стереотипном поведении, только элементами сценария являются шаги алгоритма или инструкции. Можно, например, говорить о «сценарии посещения ресторана» или «сценарии покупки в магазине».

Другой термин, который используется в когнитивных исследованиях – план. Под планом понимают представление знаний о возможных действиях, которые необходимы для достижения определенной цели. План возникает на основе одного или нескольких сценариев, необходимых для решения данной проблемной ситуации. Выполнимость плана – обязательное условие его порождения, а к понятию «сценарий» критерий выполнимости неприменим.

Еще одно важное понятие теории знаний – модель мира. Под моделью мира понимается совокупность знаний о мире. В модели мира эти знания не хаотичны, а организованы определенным образом.

Наши рекомендации