Распространение слухов, сплетен и мифов
Широко используется в практике способ воздействия – распространение слухов и мифов.
Слухи – специфический вид информации, появляющейся спонтанно в силу информационного вакуума среди определенных слоев населения, либо специально кем-то распространяемой для воздействия на общественное сознание.
Полностью достоверных слухов практически никогда не бывает, поскольку в самом процессе циркуляции фабула слуха обычно претерпевает психологически закономерные трансформации. Хорошо известно, что в процессе устных циркуляции любая, даже достоверная информация постепенно теряет степень своей «достоверности» и, рано или поздно, превращается в слухи. При «обращении вслух» письменной информации, она неизбежно превращается вслух [13]. Специалисты обычно классифицируют слухи по трем параметрам: экспрессивному (в соответствии с эмоциональными состояниями, выраженными в содержании слуха и особенностями эмоциональных реакции на него), информационному (в соответствии со степенью достоверности сюжета слуха) и по степени влияния на психику людей.
По экспрессивной характеристике выделяют:
Слухи – желания. Распространяемая в них информация имеет целью вызвать разочарование по поводу несбывшихся ожиданий и деморализовать объект воздействия.
Слухи – пугала. Распространяемая в них информация ставит цель инициировать у объекта воздействия состояние тревоги, неуверенности.
Разобщающие агрессивные слухи. Распространяемая с их помощью информация имеет целью вызвать разлад во взаимоотношениях, нарушить социальные связи.
По информационной характеристике выделяют слухи абсолютно недостоверные, частично недостоверные (с элементами правдоподобия), правдоподобные слухи.
По степени влияния на психику людей слухи делят на:
- будоражащие общественное мнение, но не вызывающие явно выраженного антиобщественного поведения отдельных лиц или целых групп;
- вызывающие антиобщественное поведение среди некоторой части определенных социальных групп;
- нарушающие социальные связи и организационно – управленческие отношения между людьми, вызывающие массовые беспорядки, панику.
Для того чтобы какая-то информация стала слухом, необходимо, чтобы:
- информация была значимой для объекта воздействия (т.е. прямо касалась его интересов);
- информация была понятной всем участникам процесса трансляции слуха;
- обладание информацией способствовало повышению престижа транслятора слуха.
Использование слухов в интересах психологического воздействия – распространение информации, выгодной источнику.
Одной из разновидностей слухов являются сплетни. Не случайно С. И. Ожегов определял сплетню, как «Слух о ком или чем–нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях». (Ожегов,1986)
Миф – это такая информация, которая объясняет происхождение или дальнейшее преобразование тех или иных явлений исключительно на основе вымышленных событий. Осмысление человеком окружающей действительности посредством мифов базируется не на научных знаниях, а на вере и убеждениях представителей конкретной культуры, этноса, социальной группы.
Воспитание на примерах действий мифических персонажей формирует в сознании людей систему морально – этических ценностей, присущих данной общности (этносу, клану, сословию, профессиональной группе и т.д.), чувство сопричастности к её истории. Основной принцип построения сюжета традиционного мифа – сочетание знакомых реалий жизни с фантастическими поступками героев.
С древних времен правители всех рангов широко используют миротворчество в своих целях. Так, ради укрепления собственной власти они организовывали и организуют распространение такой информации о своей деятельности, в которой им приписываются разнообразные достоинства, вплоть до сверхъестественных. Дескать, только благодаря уму, энергии, отваге царя – батюшки, «отца нации», «всенародно избранного президента», еще какого-нибудь «благодетеля» (или за счет их доверительных отношений с Всевышним) удалось победить врагов, обеспечить процветание отечества и благополучие граждан [18].
Специалисты считают, что мифы способны:
- оказывать воздействие одновременно на интеллектуальную и эмоциональную сферы человеческого сознании;.
- делать гиперболическое описание частного случая идеальной моделью желаемого поведения. благодаря этой особенности содержание мифов влияет на поведение людей;
- опираться на конкретную традицию. существующую в обществе. Невозможно внедрить в массовое сознание такие ценности, которые противостоят традиционным. Новые мифы всегда вырастают из старых корней.
Мифы обычно делят на явные, скрытые, сословные.
Явный миф (фольклорные истории и персонажи, популярные сюжеты и герои произведений литературы и кино) всегда широко применялся в психологической войне.
Скрытый миф – это специфическая часть системы субъективных представлений общества об окружающем мире и других общностях. Обычно они существуют в форме идеологических, религиозных, политических, бытовых установок, предрассудков, убеждений представителей конкретных социальных общностей.
Сословные мифы – обслуживают представления о близости или удаленности определенных групп людей друг от друга по социальному, профессиональному, национальному, религиозному, признаку. Они действуют по простой схеме «свой – чужой».
Резюме
Использование слухов в интересах психологического воздействия – распространение информации, выгодной источнику. Слухи классифицируют по трем параметрам: экспрессивному (в соответствии с эмоциональными состояниями, выраженными в содержании слуха и особенностями эмоциональных реакции на него), информационному (в соответствии со степенью достоверности сюжета слуха) и по степени влияния на психику людей. Миф– это такая информация, которая объясняет происхождение или дальнейшее преобразование тех или иных явлений исключительно на основе вымышленных событий. Осмысление человеком окружающей действительности посредством мифов базируется не на научных знаниях, а на вере и убеждениях представителей конкретной культуры, этноса, социальной группы. Мифы обычно делят на явные, скрытые, сословные.