Подготовка к зачету и экзамену
Изучение дисциплины «Административное право» по очной и заочной формам обучения предусматривает текущий контроль в форме зачета и итогового контроля в форме экзамена. Подготовка к зачету и экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, а также и к экзамену студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете, а затем и на экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Экзаменационно-зачетная сессия это серия зачетов и экзаменов, установленных учебным планом по окончании семестра.
Требования к организации подготовки к зачетам и экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, во-первых, наличие хороших собственных конспектов лекций. Даже в том случае, если была пропущена какая-либо лекция, необходимо во время ее восстановить, обдумать, снять возникшие вопросы для того, чтобы запоминание материала было осознанным. Во-вторых, при подготовке к зачету и экзамену у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит успешно пройти промежуточный иитоговый контроль (сдать зачет и экзамен) по изучаемому курсу.
Правила подготовки к зачету и экзамену:
1. Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно вопросам к зачету и экзамену (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале!).
2. Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
3. Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Самостоятельная работа студентов в условиях модульно-рейтинговой
Системы обучения
Рейтинговая система обучения предполагает многобалльное оценивание студентов, но это не простой переход от пятибалльной шкалы, а возможность объективно отразить в баллах расширение диапазона оценивания индивидуальных способностей студентов, их усилий, потраченных на выполнение того или иного вида самостоятельной работы. Существует большой простор для создания блока дифференцированных индивидуальных заданий, каждое из которых имеет свою «цену». Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Кроме того, в систему рейтинговой оценки включаются дополнительные поощрительные баллы (от 0 до 10) за оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или разрешению научных проблем, но после подведения итогов по всем модулям, предусмотренным за семестр. У студента имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во внеучебной работе (участие в олимпиадах, конференциях; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружка и т.д.).
Рейтинговая система - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы. Ведение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой - объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ. Так каждый вид учебной деятельности приобретает свою «цену». Получается, что «стоимость» работы, выполненной студентом безупречно, является количественной мерой качества его обученности по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешного выполнения задания.
В ходе изучения дисциплины ППС кафедры используются следующие нормативы оценки знаний студентов:
1. По итогам аудиторных занятий студент может максимально заработать 75 баллов и максимально 10 премиальных баллов в конце семестра;
2. Студент допускается до текущего и рубежного контроля (сдачи зачета и экзамена) если сумма баллов, набранных в течение семестра, составляет не менее 50.
3. По итогам сдачи зачета, а за тем и экзамена студент может максимально заработать 25 баллов. Согласно шкалы перевода рейтингов, студенты, получившие на зачете от 0 до 10 баллов, считаются не сдавшими зачет и, соответственно студенты, ответившие на зачете на 11 баллов и выше считаются успешно прошедшими рубежный контроль.
При использовании рейтинговой системы:
1) основной акцент делается на организацию активных видов учебной деятельности, активность студентов выходит на творческое осмысление предложенных задач;
2) во взаимоотношениях преподавателя со студентами есть сотрудничество и сотворчество, существует психологическая и практическая готовность преподавателя к факту индивидуального своеобразия «Я-концепции» каждого студента;
3) предполагается разнообразие стимулирующих, эмоционально-регулирующих, направляющих и организующих приемов вмешательства (при необходимости) преподавателя в самостоятельную работу студентов;
4) преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить студентам минимально необходимый комплект средств обучения, а не только передает учебную информацию; обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а развитие его индивидуальности выступает как одна из главных образовательных целей;
5) учебная информация используется как средство организации учебной деятельности, а не как цель обучения.
Рейтинговая система обучения обеспечивает наибольшую информационную, процессуальную и творческую продуктивность самостоятельной познавательной деятельности студентов при условии ее реализации через технологии личностно-ориентированного обучения (проблемные, диалоговые, дискуссионные, эвристические, игровые и другие образовательные технологии).
Организация процесса обучения в рамках рейтинговой системы обучения с использованием разнообразных видов самостоятельной работы позволяет получить более высокие результаты в обучении студентов по сравнению с традиционной вузовской системой обучения.
Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности.
Критерии оценки знаний студентов и рейтинг-план по модульно-рейтинговой системе по дисциплине «Теория доказывания» имеется в рабочей программе дисциплины. Рейтинг-план по модульно-рейтинговой системе выдается студенту на первой учебной неделе очередного семестра. Итоги оценки знаний студентов по модульно-рейтинговой системе вывешиваются после проведения промежуточного контроля после каждого модуля.
Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности.
Последующий порядок оценивания успеваемости студентов составлен на основании положения, утвержденного приказом ректора от 30 марта 2005 г. № 34 «О рейтинговой системе оценки успеваемости студентов».