Международные правила предупреждения столкновений

СУДОВ В МОРЕ 1972 (МППСС-72)

(Извлечения)

ЧАСТЬ А - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Правило 1

Применение

(а) Настоящие Правила распространяются на все суда в от­крытых морях и соединенных с ними водах, по которым могут пла­вать морские суда.

(b) Ничто в настоящих Правилах не должно служить препят­ствием к действию особых правил, установленных соответствующи­ми властями относительно плавания на акваториях рейдов, портов, на реках, озерах или по внутренним водным путям, соединенным с открытым морем, по которым могут плавать морские суда...

Правило 2

Ответственность

(а) Ничто в настоящих Правилах не может освободить ни суд­но, ни его владельца, ни капитана, ни экипаж от ответственности за последствия, могущие произойти от невыполнения этих Правил или от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной морской практикой или особыми обстоятельствами данного случая.

(b) При толковании и применении этих Правил следует обра­щать должное внимание на всякого рода опасности плавания и опасность столкновения и на все особые обстоятельства, включая особенности самих судов, которые могут вызвать необходимость отступить от этих Правил для избежания непосредственной опас­ности.

Правило 3

Общие определения

В настоящих Правилах, когда по контексту не требуется иного толкования:

(1) Термин «ограниченная видимость» означает любые условия, при которых видимость ограничена из-за тумана, мглы, снегопада, сильного ливня, песчаной бури или по каким-либо другим подоб­ным причинам.

ЧАСТЬ В — ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ И МАНЕВРИРОВАНИЯ

Раздел I — Плавание судов при любых условиях видимости

Правило 4

Применение

Правила этого раздела применяются при любых условиях ви­димости.

Правило 5

Наблюдение

Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятель­ствам и условиям, с тем, чтобы полностью оценить ситуацию и опас­ность столкновения.

Правило 6

Безопасная скорость

Каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем чтобы оно могло предпринять надлежащее и эффективное действие для предупреждения столкновения и могло быть останов­лено в пределах расстояния, требуемого при существующих об­стоятельствах и условиях.

При выборе безопасной скорости следующие факторы должны быть в числе тех, которые надлежит учитывать:

(a) Всем судам:

(i) состояние видимости;

(ii) плотность движения, включая скопление рыболовных или любых других судов;

(iii) маневренные возможности судна и особенно расстоя­ние, необходимое для полной остановки судна, и пово­ротливость судна в преобладающих условиях;

(iv) ночью — наличие фона освещения, как от береговых огней, так и от рассеяния света собственных огней;

(v) состояние ветра, моря и течения и близость навигаци­онных опасностей;

(vi) соотношение между осадкой и имеющимися глубинами.

(b) Дополнительно судам, использующим радиолокатор:

(i) характеристики, эффективность и ограничения радио­локационного оборудования;

(ii) любые ограничения, накладываемые используемой ра­диолокационной

шкалой дальности;

(iii) влияние на радиолокационное обнаружение состояния моря и метеорологических

факторов, а также других источников помех;

(iv) возможность того, что радиолокатор может не обнару­жить на достаточном расстоянии малые суда, лед и другие плавающие объекты;

(v) количество, местоположение и перемещение судов, обнаруженных радиолокатором;

(vi) более точную оценку видимости, которая может быть получена при радиолокационном измерении расстоя­ния до судов или других объектов, находящихся побли­зости.

Правило 7

Опасность столкновения

(a) Каждое судно должно использовать все имеющиеся средства в соответствии с преобладающими обстоятельствами и условиями для определения наличия опасности столкновения. Если имеются сомнения в отношении наличия опасности столкновения, то следует считать, что оно существует.

(b) Установленное на судне исправное радиолокационное оборудование должно использоваться надлежащим образом, включая наблюдение на шкалах дальнего обзора с целью получения заблаговременного предупреждения об опасности столкновения, а также радиолокационную прокладку или равноценное систематическое наблюдение за обнаруженными объектами.

(c) Предположения не должны делаться на основании неполной информации, и особенно радиолокационной.

(d) При определении наличия опасности столкновения необходимо, прежде всего, учитывать следующее:

(i) опасность столкновения должна считаться существу­ющей, если пеленг приближающегося судна заметно не изменяется;

(ii) опасность столкновения может иногда существовать даже при заметном изменении пеленга, в частности при сближении с очень большим судном или буксиром или при сближении судов на малое расстояние.

Правило 8

Наши рекомендации