Международные правила предупреждения столкновений
СУДОВ В МОРЕ 1972 (МППСС-72)
(Извлечения)
ЧАСТЬ А - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Правило 1
Применение
(а) Настоящие Правила распространяются на все суда в открытых морях и соединенных с ними водах, по которым могут плавать морские суда.
(b) Ничто в настоящих Правилах не должно служить препятствием к действию особых правил, установленных соответствующими властями относительно плавания на акваториях рейдов, портов, на реках, озерах или по внутренним водным путям, соединенным с открытым морем, по которым могут плавать морские суда...
Правило 2
Ответственность
(а) Ничто в настоящих Правилах не может освободить ни судно, ни его владельца, ни капитана, ни экипаж от ответственности за последствия, могущие произойти от невыполнения этих Правил или от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной морской практикой или особыми обстоятельствами данного случая.
(b) При толковании и применении этих Правил следует обращать должное внимание на всякого рода опасности плавания и опасность столкновения и на все особые обстоятельства, включая особенности самих судов, которые могут вызвать необходимость отступить от этих Правил для избежания непосредственной опасности.
Правило 3
Общие определения
В настоящих Правилах, когда по контексту не требуется иного толкования:
(1) Термин «ограниченная видимость» означает любые условия, при которых видимость ограничена из-за тумана, мглы, снегопада, сильного ливня, песчаной бури или по каким-либо другим подобным причинам.
ЧАСТЬ В — ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ И МАНЕВРИРОВАНИЯ
Раздел I — Плавание судов при любых условиях видимости
Правило 4
Применение
Правила этого раздела применяются при любых условиях видимости.
Правило 5
Наблюдение
Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем, чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения.
Правило 6
Безопасная скорость
Каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем чтобы оно могло предпринять надлежащее и эффективное действие для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях.
При выборе безопасной скорости следующие факторы должны быть в числе тех, которые надлежит учитывать:
(a) Всем судам:
(i) состояние видимости;
(ii) плотность движения, включая скопление рыболовных или любых других судов;
(iii) маневренные возможности судна и особенно расстояние, необходимое для полной остановки судна, и поворотливость судна в преобладающих условиях;
(iv) ночью — наличие фона освещения, как от береговых огней, так и от рассеяния света собственных огней;
(v) состояние ветра, моря и течения и близость навигационных опасностей;
(vi) соотношение между осадкой и имеющимися глубинами.
(b) Дополнительно судам, использующим радиолокатор:
(i) характеристики, эффективность и ограничения радиолокационного оборудования;
(ii) любые ограничения, накладываемые используемой радиолокационной
шкалой дальности;
(iii) влияние на радиолокационное обнаружение состояния моря и метеорологических
факторов, а также других источников помех;
(iv) возможность того, что радиолокатор может не обнаружить на достаточном расстоянии малые суда, лед и другие плавающие объекты;
(v) количество, местоположение и перемещение судов, обнаруженных радиолокатором;
(vi) более точную оценку видимости, которая может быть получена при радиолокационном измерении расстояния до судов или других объектов, находящихся поблизости.
Правило 7
Опасность столкновения
(a) Каждое судно должно использовать все имеющиеся средства в соответствии с преобладающими обстоятельствами и условиями для определения наличия опасности столкновения. Если имеются сомнения в отношении наличия опасности столкновения, то следует считать, что оно существует.
(b) Установленное на судне исправное радиолокационное оборудование должно использоваться надлежащим образом, включая наблюдение на шкалах дальнего обзора с целью получения заблаговременного предупреждения об опасности столкновения, а также радиолокационную прокладку или равноценное систематическое наблюдение за обнаруженными объектами.
(c) Предположения не должны делаться на основании неполной информации, и особенно радиолокационной.
(d) При определении наличия опасности столкновения необходимо, прежде всего, учитывать следующее:
(i) опасность столкновения должна считаться существующей, если пеленг приближающегося судна заметно не изменяется;
(ii) опасность столкновения может иногда существовать даже при заметном изменении пеленга, в частности при сближении с очень большим судном или буксиром или при сближении судов на малое расстояние.
Правило 8