Методические рекомендации относительно проведения Дней здоровья и физической культуры
В соответствии с Регламентом проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий в учебных заведениях, “Дни здоровья и физической культуры” должны проводиться в школах всех трех степеней один раз в семестр.
Планируя эти меры, необходимо во всех случаях выходить из их главного задания - способствовать укреплению здоровья и физическому развитию учеников, улучшению физической подготовке, повышению заинтересованности в занятиях физическими упражнениями, обеспечении активного отдыха школьников.
Конкретные сроки проведения дней здоровья и физической культуры определяются каждой школой в зависимости от местных условий - климатических, наличия и состояния спортивной базы, местных и школьных традиций и др.
Дни здоровья и физической культуры можно организовывать одновременно для всех классов школы или отдельно для каждой степени (1-4, 5-9, 10-11). Подовженисть их, как правило, не должна превышать 2,5-3 часов для начальной; 3 - 4 часов для основной, 4,5 -5 часов для старшей. Для туристских походов, понятно, подовженисть может быть другой - в соответствии с установленными правилами.
Содержание дней здоровья и физической культуры может вмещать: подвижные и спортивные игры на местности, туристские походы (пешие, лыжни и т.д.), массовые соревнования, открытые старты на лучшего бегуна, прыгуна, и т.д.; другие виды традиционных и нетрадиционных соревнований; разные развлечения - катание на санях, коньках, лыжах и т.д. Во время планирования содержания не следует предусматривать напряженные соревнования, которые нуждаются в повышенном напряжении и большой подовжености. Все соревнования следует проводить по облегченной программе для того, чтобы вовлекать в участие всех школьников, которые имеют разрешение врача.
Для того, чтобы дни здоровья и физической культуры проходили организовано, интересно и результативно, необходимая соответствующая предыдущая работа. Во многом она похожая с работой по организации спортивных праздников (см. более высокое), но необходимо учитывать значительно больше количество участников. Ведь основным критерием оценивания дня здоровья и физической культуры является массовость. Поэтому при его проведении рекомендуется больше внимания уделять занятости школьников, активному участию всех учеников в запланированных для них видах программы. Временно освобожденные (врачом) от занятий физической культурой, ученики также должны находиться в составе класса на местах проведения мероприятий (за исключением походов), и, непосредственно не принимая участие у них, оказывать возможную помощь организаторам и классным руководителям в ходе соревнований, игр и других видах программы.
Учитывая массовость мероприятия, которое будет проводиться, в эту работу (как подготовки так и проведения) директору школы следует вовлечь весь педагогический коллектив.
Учителя физической культуры осуществляют непосредственную работу относительно подготовки запланированных мероприятий. Во время подготовки дней здоровья и физической культуры необходимо значительно активизировать деятельность членов школьного спортивного союза, вовлекая их и других активных учеников в подготовку и проведение мероприятия.
Определения организационного комитета, других ответственных комиссий, составления сценария, программы, положения и т.д. происходит как и во время организации спортивного праздника.
Успех проведения дней здоровья и физической культуры во многом зависит от четкой организации запланированных мероприятий, участия в их проведении всех работников школы; умелого взаимодействия ответственных лиц в осуществимые программы, что была запланирована.
Директор школы, его заместители совместно с учителями физической культуры, медицинским персоналом, обеспечивают общее руководство всеми мероприятиями и соблюдение техники опасности во время их проведения. Классные руководители обеспечивают организованное участие учеников своего класса. Учителя, какие свободные от классного руководства, могут быть задействованы в судействе отдельных видов соревнований и подвижных игр.
Во время проведения соревнований и игр организаторам необходимо осуществлять постоянное наблюдение по состоянию здоровья учеников, не допуская их переутомления и перезбудження.
Ориентировочное содержание дней здоровья и физической культуры
Осенью (сентябрь-октябрь), если погодные условия позволяют, пытаться проводить дни здоровья и физической культуры на свежем воздухе, а в южных районах, за возможности, - включать купание.
Можно рекомендовать прогулки для младших школьников; соревнования из отдельных видов программы “Старты надежд”, туристические походы, разные эстафеты для основной и старшей школы, а также ориентирования для старшеклассников. Всем ученикам можно в программу дней здоровья и физической культуры рекомендовать подвижные игры:
младшая школа | основная школа | старшая школа |
“К своим флажкам” “Кто идет” “Совонька” “Волк в ривчаку” “Охотники и утки” “Кінникі-спортсмены” | “Удочка” “Бечевка под ногами” “Перестрелка” “П”ятнашки маршем” “Охрана перебежек” “В четыре стики” “Бросай дальше” “Лапта с препятствиями” “Передал - садись” | “Навстречу через сетку” “Вызов номеров” “Эстафета парами” “Обстрел чужого поля” |
Если за окнами уже ноябрь, декабрьи погодные условия не позволяют выйти на свежий воздух в содержание дней здоровья и физической культуры можно вводить соревнование из гимнастических упражнений, разные упражнения у ловкости, силе, эстафеты и обязательно игры (как подвижные так и спортивные), которые обеспечивают связь с учебной деятельностью.
младшая школа | основная школа | старшая школа |
“Через кочки и пеньочки” “Кто сильнее и быстрее” “Мяч капитану” “Гонки паровозов” “Двумя мячами через сетку” | “Разведчики и часовые” “Эстафета на полосе препятствий” “Перетягивание через черточку” | “Мяч капитану”, “Борьба за мяч”, “Подходит волейболистов”, “Эстафета с элементами волейбола”, “Ножной мяч в кругу”, “Везде защита соперника” |
В зимние месяцы во время дней здоровья и физической культуры можно проводить катание на лыжах, санях, коньках, лыжные эстафеты, подвижные игры, соревнования из хоккея. Старшеклассники могут принимать участие в в однодневных лыжных походах или лыжных гонках.
младшая школа | основная школа | старшая школа |
“Пройди и не коснись”, “Трамвай”, “Поменяй флажки”, “Будь внимательным”. | “Сороконижки”, “Веяло”, “По местам”, “Зиґзаґи”, “Танки”, “В три ноги”, “Слалом на Динини”, “Тройки”, “Гонки за флажками”. | “Тягач”, “Боевые гонки”, “Курьерские поезда”, “Финские гонки”, “Санитарные эстафеты”, “Поднять полки”, “Слалом”. |
В весенние месяцы(март), если позволяют погодные условия, дни здоровья и физической культуры желательно проводить на свежем воздухе, проводя катание на лыжах, санях, коньках, лыжные эстафеты, подвижные игры, соревнования из хоккея, лыжные гонки. Если это уже невозможно, то организовывать в спортивном зале эстафет, подвижных и спортивных игр, соревнований из прыжков, акробатических упражнений. А уже в апреле мае соревнования дней здоровья и физической культуры должны вмещать больше легкоатлетических упражнений: соревнования из бега на короткие дистанции, прыжки в длину и высоту, игры и развлечения.
младшая школа и основная школа | старшая школа |
эстафеты с ведением баскетбольного мяча, “С двумя мячами навстречу”. “Бросай дальше”, “Эстафета на полосе препятствий”. | “Проведи мячи”, “Борьба за мяч”, спортивные игры (волейбол, баскетбол, ручной мяч). |
В апреле-мае в программу дней здоровья и физической культуры могут включаться соревнования из бега на короткие дистанции, прыжки в длину и высоту из разбега, метания мяча, кросса, игры и аттракционы. Можно предложить
младшая школа | основная школа | старшая школа |
“Мяч среднему”, “Стрелки”, “Два лагеря”, “Перестрелка”, “Красные и белые”, “Салки”, | “Подвижная цель”, эстафеты с ведением и бросками | “Защитник”, спортивные игры (баскетбол, футбол, волейбол, ручной мяч) |