Автомаизированные ИНФОРМАЦИОННЫе СИСТЕМы и их КЛАССИФИКАЦИЯ

Основными принципами построения и функционирования АИС являются:

- Соответствие. АИС должна обеспечивать функционирование объекта в соответствии с заданной эффективностью. Критерий эффективности должен быть количественным.

- Экономичность. Затраты на обработку информации в АИС должны быть меньше экономического выигрыша на объекте при использовании этой информации.

- Регламентность. Большая часть информации в АИС поступает и обрабатывается по расписанию, со строгой периодичностью.

- Самоконтроль. В АИС обеспечивается непрерывная работа по обнаружению и исправлению ошибок в данных и процессах их обработки.

- Интегральность. Однократный ввод информации в АИС и ее многократное, многоцелевое использование.

- Адаптивность. Способность АИС изменять свою структуру и закон поведения при изменяющихся внешних условиях.

В зависимости от сферы деятельности, характера задач и вы­полняемых управленческим персоналом должностных функций ИС условно можно классифицировать по следующим признакам.

1. По виду решаемых задач:

• корпоративные, региональные и другие ИС, предназначенные для управления предприятиями, организациями, офисами, корпорациями и т.д. К. этому же классу можно причислить информационно-справочные системы, ориентированные на поиск информации в различных средах (архивах, библиотеках, фондах корпоративной системы, Интернете и т.д.);

• вычислительные системы — предназначены для решения математических (технических) задач (например, управление робототехническими комплексами, средствами связи, транспортом, летательными аппаратами и т.д.). К классу вычислительных систем можно отнести также системы управления непрерывными и дискретными технологическими процессами, а также САПР — системы автоматизации проектирования машинки строительных сооружений.

По отраслевой принадлежности: ИС промышленности, ИС транспорта, ИС связи и т.д.

Каждая отрасль имеет специфику объекта управления, которая должна учитываться в процессе создания ИС.

По виду объекта управления:

• предназначенные для управления собственным объектом - корпоративные ИС (КИС). Это системы предназначены для решения задачуправления предприятием, концерном, синдикатом и т.д.

Как правило, КИС обслуживает крупные территориально распределенные организации, состоящие из нескольких уровней управления, и охватывают в большинстве случаев всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия, в том числе филиалы и дочерние фирмы, входящие в холдинговые компании и концерны;

• не имеющие собственных объектов управления — региональные ИС, к которым относятся налоговые, банковские, страховые, финансовые и статистические системы, предназначенные, с одной стороны, для обслуживания КИС, а с другой — для получения от них необходимых данных, которые после обобщения позволяют управлять регионом и страной в целом.

4.По уровню интеллектуальности:

• высокоинтеллектуальные — экспертные системы, системы, построенные на принципах интеллектуальной обработки данных (генетические алгоритмы, нейросети, нечеткие выводы и т.д.);

• низкоинтеллектуальные — системы, построенные на OLTP и ОLAP -технологнях (хранилища данных).

OLTP – On-line Transactions Processing. Эта технология, называемая транзакционной, предназначена для обработки повседневной, текущей информации.

OLAP - On-line Analytical Processing. Эта технология, называемая аналитической, представляет собой инструмент, используемый для анализа данных и принятия решений.

Особое место в данном классе занимают автоматизированные системы обучения, которые лишены недостатков традиционных систем обучения (пассивность и невозможность учета индивидуальных особенностей обучаемых).

Приведенная классификация отражает лишь часть существующих на сегодня ИС. Со временем появляются новые системы, которые трудно учесть в одной какой-либо системе классификации.

Информационные технологии–новая, формирующаяся наука. Но уже сейчас можно говорить о том, что применение информационных технологий может в значительной степени повысить эффективность систем управления.

Стремительное развитие информационных технологий началось в России десять лет назад. Мы прошли через ряд технологических революций – от резкого увеличения производительности компьютерной техники до внедрения в мировые телекоммуникационные сети и совершенствования комплексных систем автоматизированного управления предприятием.

В распоряжении экономистов и руководителей находится мощный арсенал аппаратных и программных средств, который за последние годы стал все более доступным и совершенным. К аппаратным средствам относятся компьютеры, периферийные устройства, источники бесперебойного питания, технические средства презентаций, устройства коммуникаций. Программные – это операционные системы, пользовательские оболочки, вспомогательные программы, коммуникационные программы, антивирусные программы, текстовые и табличные редакторы, системы управления базами данных, офисные интегрированные пакеты, программы синтеза и распознавания речи и программные продукты обеспечения распределенной обработки информации, бухгалтерские пакеты, финансовые пакеты, программные продукты планирования и прогнозирования деятельности предприятия и другие, корпоративные информационные системы.

Рациональное обоснование выбора необходимых информационных технологий и грамотное их использование на предприятии позволяет существенно повысить конкурентоспособность продукции и предприятия в целом, снизить трудоемкость рутинных работ, ускорить процессы получения информации, необходимой для принятия управленческого решения. Затраты на внедрение информационных технологий не только окупаются, но и дают прибыль. Крупные западные корпорации тратят на информационные системы от 1,5 до 4% своего годового оборота, то есть в пересчете на одного работающего от 3 до 12 тыс. USD. Прибыль от инвестиций в информационные технологии доходит до 81% на каждый вложенный доллар.

Информационные системы будут стремительно эволюционировать и дальше, давая толчок в развитии науки экономических и управленческих информационных технологий и приобретая все большую значимость как важнейший инструмент научно-технического и социально-экономического развития общества.

Наши рекомендации