Изменение состава фразеологизма как стилистический прием 9 страница

г) противопоставление фактов

д) подчёркивание главных положений текста

е) изложение результатов рассуждений автора.

Отметим правильную последовательность элементов текста раздела учебника и правильную последовательность работы над учебным текстом.

Правильная последовательность элементов текста раздела учебника: квалификация объекта, основанная на описании – объяснение квалификации – демонстрация логического вывода – обобщение через доказательство и сравнение – коррекция материала – комментирование способов получения представленных выводов.

Правильная последовательность работы над учебным текстом: постановка вопросов к тексту – составление плана – тезирование – комментирование – составление сводной таблицы.

7.9 Конспектирование

Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.

Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. В конспекте важно отразить О ЧЕМ говорится, ЧТО утверждается и КАК доказывается. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:

- плановыйконспект: составляется при помощи предварительного плана, каждому его пункту соответствует определенная часть конспекта;

- конспект-схема: содержание выстраивается в виде схем, отражающих логические связи;

- текстуальный конспект: составляется чаще всего из цитат, которые связаны логическими переходами;

- свободный конспект: представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов;

- тематический конспект: не отражает всего содержания текста, отрабатывает только определенную, конкретную тему, отвечает на поставленный вопрос: а) хронологический – отражает хронологическую последовательность событий на фоне показа самих событий; б) обзорный – раскрывает конкретную тему с использованием чаще всего нескольких источников.

Конспекты делятся на интегральные и селективные. Интегральный конспект включает всю смысловую сетку первоисточника. Селективный конспект включает отдельные элементы первоисточника.

Таблица 7.3 - Этапы подготовки конспекта

Этап 1. Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.
Этап 2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.
Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.
Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).
Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

Правила работы над конспектом:

1 Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.

2 Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3 Составить план - основу конспекта.

4 Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

5 Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

6 Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

7 Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

8 Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

Помните!Остерегайтесь многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить стилистическую особенность текста в ущерб его логике. При частичном конспектировании допускается опускать такой элемент идеального конспекта, как план ( элементы идеального конспекта : вопросы, тезисы, план, комментирование ).

7.10 Аннотирование

Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника) с точки зрения ее содержания и назначения. Аннотация дает ответ на вопрос, О ЧЕМ говорится в первичном документе. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция.Классификацияаннотацийосуществляетсяпоадресату,пообъёму,поналичиюавтора. К числу компонентов аннотации относятся: определение темы, указание адресата, характеристика цели.К числу факультативных компонентов аннотации относятся: инструкции по использованию издания, сведения об авторе, характеристика оформления.

Таблица 7.4 - Виды аннотаций

По содержанию и целевому назначению По полноте охвата содержания
Справочные рекомендательные общие специализированные групповые
Дают характеристику текста без критической оценки Дают характеристику и оценку текста относительно его пригодности для определенной аудитории потребителей Дают характеристику текста в целом с расчетом на широкую аудиторию Дают характеристику текста в определенных аспектах с расчетом на узкий круг специалистов Дают характеристику нескольких текстов, близких по тематике

Основные требования, предъявляемые к аннотации

- Композиция внутренне логична и может отличаться от композиции исходного текста.

- Отбор сведений, формулирование и их расположение зависят от характера аннотации.

- Язык отличается лаконичностью, простотой, ясностью. Как правило, аннотация состоит из простых предложений.

- Средний объем – 500 печатных знаков, реже – 800-1000.

Аннотация имеет две обязательные части:

- Содержательная характеристика первоисточника, цель автора.

- Адресат аннотируемого текста.

- Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части:

- Композиция, структура первичного текста.

- Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише.

1 Характеристика содержания текста:

- В статье (книге) рассматривается…

- В книге изложены…

- Статья посвящена…

- В статье даются…

- В основу работы положено…

- Автор останавливается на следующих вопросах…

- Автор затрагивает проблемы…

- Цель статьи - показать…

- Цель автора - объяснить (раскрыть)…

- Целью статьи является изучение…

- Автор ставит своей целью проанализировать…

2 Композиция работы:

- Книга состоит из… глав (…частей)…

- Статья делится на … части

- В книге выделяются … главы

3 Назначение текста:

- Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)…

- Сборник рассчитан…

- Предназначается широкому кругу читателей…

- Для студентов, аспирантов…

- Книга заинтересует…

Знание правил составления аннотации способствует адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования, а также оформлению материалов в соответствии с требованиями нормативных документов. Аннотации позволяют экономить время на поиск и сбор научной информации, необходимой студенту.

7.11 Реферирование

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста.Виды рефератов: монографические, обзорные, аспектные, информативные, индикативные ( отвечают на вопрос: следует ли обращаться к первоисточнику). В процессе реферирования главная информация корректируется незначительно. Цель реферата – ответ на вопрос, ЧТО ИМЕННО говорится в работе нового, существенного. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Приведём правильную последовательность операций, осуществляющихся в процессе реферирования: осмысление текста – аналитико-синтетическое преобразование – создание нового текста.

Таблица7.5 - Виды рефератов

По полноте изложения информативные: содержит основную информацию
индикативные: содержит только основные положения
По количеству реферируемых источников монографические: по одному источнику
обзорные: по нескольким источникам
По читательскому назначению общие: характеристика содержания в целом, ориентация на широкую аудиторию
специализированные: ориентированы на специалистов

Также реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

1 Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

- Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

- Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

2 Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

- Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

- Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:

- библиографическое описание,

- собственно реферативный текст,

- справочный аппарат.

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

1 Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

2 Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.

3 Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4 Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Таким образом, реферат имеет следующие признаки:

- содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;

- содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

- имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называются основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.

В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:

- Автор останавливается на вопросе…

- Он анализирует…

- Оценивая, он отмечает…

- Далее автор рассматривает…

- При этом он отмечает…

- Самым серьезным последствием этого является…

- Отсюда автор делает вывод, что…

- Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы…

- Автор рассматривает…

При написании курсовых и дипломных работ особенно важны для студентов информативные рефераты. Их можно прочесть в реферативных журналах.

Реферативный журнал – это периодическое издание, в котором публикуются главным образом рефераты. Реферативный журнал ориентирует специалистов в текущей и ретроспективной информации, знакомит с новейшими исследованиями и, что немаловажно, экономит время.

Реферативные журналы издают:

- Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ);

- Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН).

Учебный реферат. Исследовательская работа начинается с составления учебного реферата. В нем рассматривается суть исследуемой проблемы, приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Примерная структура учебного реферата:

- Титульный лист.

- Оглавление.

- Введение: определяется актуальность темы, формулируется суть исследуемой проблемы, указываются цель и задачи реферата.

- Основная часть: доказательно раскрываются отдельные вопросы, причем каждый раздел оказывается продолжением предыдущего.

- Заключение: подводятся итоги и дается обобщенный вывод.

- Список литературы: Оформляется по существующему ГОСТу, при разработке реферата используется не менее 7-10 различных источников.

- Приложение: приводятся таблицы, схемы, графики, макеты (необязательная часть).

Объем реферата в среднем должен составить 20-25 страниц печатного текста.

На титульном листе реферата пишется: название кафедры, тема реферата без кавычек, название группы, год написания.

Этапы работы над рефератом:

1 Выбор проблемы, ее обоснование и формулирование темы.

2 Изучение основных источников по теме.

3 Составление библиографии.

4 Конспектирование или тезирование необходимого материала.

5 Систематизация зафиксированной и отобранной информации.

6 Определение основных понятий темы.

7 Корректировка темы и основных вопросов анализа.

8 Разработка логики исследования проблемы, составление плана.

9 Реализация плана, написание реферата.

10 Самоанализ, предполагающий оценку новизны, степени раскрытия сущности проблемы, обоснованности выбора источников и оценку объема реферата.

11 Проверка оформления списка литературы.

12 Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики.

7.12 Рецензирование

Рецензия – разбор и оценка научного произведения, указывает на достоинства и недостатки, высказывает оценку, мнение при детальном анализе.

К числу коммуникативных целей рецензии относятся:

а) сообщение об исходном тексте;

б) характеристика оформления первичного текста;

в) критическая оценка исходного текста.

К числу особенностей научной рецензии относятся: логичность построения, высокий уровень абстракции, использование оценочно-экспрессивных элементов.

Типовой план рецензии:

1 Вступление.

1.1Актуальность темы.

1.2Объект (предмет) исследования.

1.3 Структура текста.

2 Основная часть.

2.1 Краткое содержание. Формировка основного тезиса.

2.2 Общая оценка.

2.3 Недостатки, недочеты.

3 Заключение: выводы, итоговая оценка, пожелания автору.

Рецензии свойственны следующие речевые формы: рассуждение, повествование, описание.

Речевая форма РАССУЖДЕНИЕ в рецензии составляет основу оценочной части ( в рецензии есть информативная и оценочная части ).

Речевая форма ПОВЕСТВОВАНИЕ в рецензии может использоваться в информационной части.

Информационная часть рецензии также реализуется в речевой форме ОПИСАНИЕ.

Для написания рецензии используются речевые стандарты.

7.13 Речевые стандарты для оформления рецензии

Объект анализа – книга, статья в журнале, кандидатская диссертация, автореферат, дипломный проект и т.д. – принято называть: работа автора, рецензируемая работа и.т.д.

Актуальность темы раскрывают с помощью словосочетаний: «работа посвящена актуальной теме…», «Автор посвятил свою работу…», «Актуальность темы обусловлена…»и.т.д.

Краткое содержание включает в себя перечисление имеющихся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, указание числа страниц, рисунков, источников, упомянутых в библиографии и т.д. Например:

« В начале работы (статьи, монографии, дипломной работы …) автор указывает, что…»;

«Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме…»;

«Показывает несостоятельность позиций своих оппонентов…»;

«Рассматривает вопрос о …»; «… доказывает, что…»; «…утверждает, что…»;

«.. приходит к выводу о том, что…»;

Основной тезис формулируется с использованием следующих, например, выражений:

«Центральным вопросом работы является вопрос о …»;

«В статье на первый план выдвигается вопрос о …»;

Положительная оценка анализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений:

«Безусловным (очевидным, главным) достоинством работы является актуальность поднятых в ней проблем»;

«Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена…»;

« … дается интересный анализ современного этапа…»;

« … представлены разные точки зрения по вопросу…»;

«Работа отличается высокой информативностью…»; «.. богатым фактическим материалом…»; « … нестандартным подходом к анализу поднятых проблем…»;

«Автор справедливо отмечает…»; «… убедительно показывает…»;

«… аргументированно обосновывает…»; «… четко определяет…»;

«… детально анализирует…»; «… доказательно критикует…»;

«… тщательно рассматривает…»; «… удачно решает вопрос…»;

« … обоснованно опровергает тезис о том, что…»;

«Автор прав, утверждая, что…»;

«Трудно не согласиться с тем, что (а автором в том, что…)…»;

Неоднозначная оценка:

«Излагая аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных моментов»;

«Однако эта интересная мысль не подкрепляется фактами, что делает в данном случае рассуждения автора декларативными, но в целом работа заслуживает положительной оценки»;

«Справедливо указывая на… автор ошибочно полагает, что…»

« В подтверждение этого тезиса автор приводит ряд аргументов, которые не всегда представляются убедительными…»;

«Несмотря на несогласие с рядом положений данной работы, нельзя недооценивать ее значение и актуальность для…»;

«Замеченные недостатки носят локальный характер и не влияют на конечные результаты работы…»;

«Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы в целом…».

Отрицательная оценка:

«Сомнение вызывает целесообразность (продуктивность, корректность) такого подхода…»;

«К недостаткам работы следует отнести излишнюю категоричность выводов автора…»;

«Существенным недостатком работы является…»;

«Слабой стороной работы является…»;

«Говоря о сложных проблемах, автор не дает четкой характеристики…»;

«автор упускает из виду…»; «Автору не удалось показать…»;

«К недочетам работы следует отнести…».

Выводы:

«В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»;

«таким образом, рассматриваемая работа заслуживает положительной (высокой) оценки…»;

«Представляется, что в целом работа (статья) имеет важное значение…»;

«Приходится признать, что поставленная автором цель не достигнута и его текст нуждается в коренной переработке».

В жанре научной рецензии доминирует объективная модальность.

7.14 Лексика научного стиля

Стремление научного стиля к точности проявляется на уровне лексики в том, что значительное место в ней занимает специальная лексика – научная терминология.

Термины. Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры.

Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки. Термин является основной лексической и понятийной единицей научной сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20% общей лексики данного стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного текста термины выделены особым шрифтом, что позволяет увидеть их количественное преимущество по сравнению с другими лексическими единицами: «К тому времени физики уже знали, что эманация - это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть инертный газ; его порядковый номер - 85, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа – 222».

Для терминов как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила - величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах.)

Общенаучная и абстрактная лексика. Другим важным компонентом лексики научного стиля является общенаучная лексика: число, система, функция, значение, элемент, процесс, множество, вещество, плоскость

Общенаучная лексика доминирует в гипотезе ( положение, истинность которого должна быть доказана ).. Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика): творчество, самосознание, осмысление, интенсивность. Одной из особенностей употребления общенаучных слов (как и терминов) является их многократное повторение в научном тексте. Повторение одних и тех же слов в узком контексте в художественной речи является дефектом, а в научной речи – это закономерность, стилевая примета. О.Д. Митрофанова в работе "Язык научно-технической литературы" (М.: Изд-во МГУ, 1973. С. 30, 31) отмечает однообразие, однородность лексики научного стиля, что приводит к увеличению объема научного текста за счет многократного повторения одних и тех же слов. Так, по ее данным, в текстах по химии на объем текста в 150 тысяч лексических единиц приведенные ниже слова употреблены следующее число раз: вода - 1431, раствор - 1355, кислота - 1182, атом – 1011.

Фразеология научного стиля. Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой…, состоит из…

В языке науки наиболее употребительными являются имена существительные и прилагательные, а глагол занимает лишь третье место. На доминирующую роль имени неоднократно указывают многие лингвисты, по-разному обозначающие эту тенденцию – «номинативность», «именной характер», «субстантивность» научной речи. В научном тексте в среднем существительных употребляется в 4 раза больше, чем глаголов. Например, подсчитано, что в текстах по радиотехнике существительные составляют 48%, прилагательные -14%, глаголы – лишь 13%.

7.15 Употребление существительных в научной речи

Больший процент существительных в научном стиле имеет абстрактное значение.

Преобладают неодушевленные существительные, увеличивается использование слов среднего рода и форм единственного числа, что обусловлено широким употреблением в научной речи слов, выражающих отвлеченные понятия (исчисление, вычитание, рассуждение).

Увеличение числа существительных происходит за счет производных от глаголов, прилагательных и наречий: широко употребляются отглагольные существительные (измерить – измерение, делить – деление) либо существительные, выражающие абстрагированный признак (точный – точность, четко формулировать – четкость формулировки).

Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк - хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Еще одной тенденцией, характерной для научной речи, является то, что существительные, не имеющие в общелитературном языке форм множественного числа, в научном тексте их приобретают. Это вещественные имена (масла, соли, граниты) ( употребление в научном стиле вещественных существительных в форме множественного числа является признаком абстрагированности ); отвлеченные существительные, обозначающие качества, свойства предметов (емкости, мощности, плотности); отглагольные образования (включения, напряжения, перемещения).

Следует отметить, что существительные в Р.п. выступают в функции дополнения ( обмен веществ, коробка передач и др.).

7.16 Употребление прилагательных и местоимений в научной речи

Прилагательные.Относительные прилагательные представлены шире, чем качественные (линейная алгебра, числовая прямая, циклическая группа) ( относительные прилагательные наиболее употребительны в научной речи и в деловой речи ).Полные формы прилагательных преобладают над краткими, так как для научной речи характерны атрибутивно-именные словосочетания. Краткие прилагательные могут выражать: качественный признак предмета и рациональную оценку.

Краткие прилагательные, употребляющиеся в именной части составного глагольного сказуемого, - характерная черта умозаключений, тезисов (Справедлива следующая теорема… Сумма двух чисел равна сорока).

Только в научном стиле речи краткие прилагательные могут указывать на постоянный признак. Специфическими для научного стиля являются краткие прилагательные: равен, вероятен, близок и др. Сравнительная и превосходная степени используются достаточно редко. В основном это аналитические формы (погрешность менее высокого порядка, приближение с более высокой точностью).

Местоимения. Среди местоимений практически отсутствуют личные местоимения в форме 2-го лица единственного и множественного числа, 1-го лица единственного числа. Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно, которые являются заменителя существительных. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы (Далее мы будем говорить об уравнениях…), вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении "мы в совокупности» (я и аудитория): Мы можем заключить… Мы приходим к результату.
Указательные местоимения, особенно с предлогами, наиболее употребительны именно в научном тексте, к тому же у них ослаблена функция замещения и усилена функция связи, что обеспечивает их употребление в составе устойчивых словосочетаний типа в этом случае; на этом основании; это свидетельствует о том, что… и др. Кроме того, в научной речи используются адъективные местоимения: всякий, любой, каждый, иной, другой, некоторый.

Наши рекомендации