Состояние бодрствования
Любая деятельность организма протекает на фоне определенной активности мозговых структур, которая зависит от комплекса обстоятельств: времени суток, предшествующей деятельности, включенности мотивационных процессов и т. д. Эта фоновая деятельность называется функциональным состоянием. Традиционно исследователи выделяли два основных функциональных состояния организма — сон и активное бодрствование. Уже в названии “активное бодрствование” заключено противопоставление бодрствования (активного приспособления к внешнему миру) — сну (периоду отдыха).
Предполагалось, что эти функциональные состояния различаются по уровню активации мозга, причем подразумевалось, что сон обусловлен его снижением, а бодрствование — нарастанием. Однако с того момента, когда стало очевидным, что сон — особое функциональное состояние со свойственным только ему специфическим рисунком активности мозговых структур (от самых низких значений до весьма значительных), такое прямолинейное разделение этих состояний по величине уровня активации стало некорректным.
Психофизиологический анализ сна будет предложен в главе 9, здесь же рассматриваются те физиологические процессы, которые лежат в основе состояния бодрствования и тесным образом переплетаются с восприятием, вниманием, памятью, обучением, эмоциональным отношением и т. д.
Рис 8.1. Ф. Бендер. Сизифов труд. |
Состояние бодрствования — это результат активного приспособления
организма к изменяющимся условиям существования; он зависит от умения человека фиксировать внешние и внутренние сигналы (восприятие), от его желаний (мотивационная сфера), от задач и целей, которые он определяет для себя (познавательная сфера) и от его возможностей перемещаться (двигательная сфера) (рис. 8.1). Все эти процессы, протекая на фоне состояния бодрствования, сами активно участвуют в его изменении.
Рис. 8.2. Бодрствование не является унитарным состоянием. О. Домье. В мастерской художника. |
Бодрствование не является унитарным состоянием. Ребенок, лежа наблюдающий за букашкой, ученый, сидящий за компьютером, бегун, участвующий в Олимпийских играх, — все они находятся в состоянии бодрствования. Человек может быть бодрым и внимательным или расслабленным и рассеяным, и в зависимости от этого будет меняться эффективность конкретной деятельности, выполняемой в этот момент (рис. 8.2).
В наиболее ранней концепции состояние бодрствования описывалось как континуум активации (Блок, 1970), т. е. в виде непрерывного ряда состояний активности — от комы (состояние обездвиженности при отсутствии сознания) до аффекта (крайняя степень эмоционального переживания). Предполагалось, что пассивный покой имеет электрофизиологические корреляты в виде регулярного альфа-ритма на ЭЭГ. Активное, настороженное бодрствование, внимание коррелирует с исчезновением альфа-ритма и появлением низковольтной быстрой активности (Линдели, 1960) (см. гл. 2).
Можно вычленить два типа процесса активации: общее повышение уровня активности мозговых структур и частное изменение активности в отдельных областях коры или подкорковых структурах, связанных с процессами внимания.
Последнее рассматривается как кратковременный процесс активации, входящий в систему ориентировочной реакции. Выделены и изучены электро-энцсфалографические компоненты реакции активации и ориентировочной реакции, такие как десинхронизация, проявляющаяся в виде угнетения альфа-ритма на ЭЭГ, доминирования высокочастотной активности и реакции пробуждения — arousal — (переход от медленной ритмики к высокоамплитудным колебаниям в виде альфа-волн) (Илюхина, 1988). Механизмы внимания будут проанализированы в 10 главе.
Исследования П.К. Анохина (1968) опровергли существование единой активационной системы и обнаружили, что в основе различных видов поведения (пищевого, оборонительного и др.) лежат разные активационные
процессы. В настоящее время выделяют две основные активирующие < мы. Первая обусловлена функционированием ретикулярной формации ствола мозга, префронтальных и премоторных отделов левого полушария; вторая — септогиппокампальных структур.
На поведенческом уровне работа первой фиксируется в виде сдвигов общего уровня активности индивидуума, второй — как изменение его эмоционально-личностной сферы (Хомская, 1999).