Проектирование как основа развития познавательной активности в начальной школе

Многие важные черты психики ребенка, его познавательной сферы закладываются в начальных классах. Именно здесь ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его мыслительной деятельности, её стиль. Если в обучении детей в начальных классах упущено что-то существенное, то эти пробелы, даже если они не замечены в начальных классах, обязательно скажутся в подростковом возрасте. Причины и источники многих успехов и неудач в учебной деятельности подростка надо искать в реальном процессе первых лет обучения детей в школе.

Мотивы учебной деятельности младших школьников во много обусловлены психологическими особенностями возраста «школьник – дошкольник».

Общеизвестно, что ведущая деятельность дошкольного возраста – игровая. Прямое обучение может даже привести к нарушению нормального протекания возрастного развития. С приходом ребенка в школу кардинально меняется стиль его жизнедеятельности, и, несмотря на это, для большинства детей это весьма успешный период.

Психологи отмечают, что именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у детей происходит кардинальное изменение самооценки. Для шестилетнего ребенка характерно безусловно положительное отношение к себе (как «к самому лучшему»). К семи годам появляется «зазор» между идеальным и реальным (между «есть» и «хочу»), который и позволяет учить ребенка: если я сегодня еще не такой, каким хотел бы быть, значит буду меняться, значит, пойду в школу и там стану другим.

В этом возрасте у детей формируется внутренняя позиция школьника, целостная личностная структура, внутри которой дифференцируется положительное отношение к школе, желание занять новое социально значимое положение школьника. На седьмом году у детей присутствует положительное отношение к школе, но еще нет ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Школа привлекает ребенка своими внешними аксессуарами: школьная форма, оценки учеников, правила поведения и др.

С приходом ребенка в школу появляется ориентация на содержательные моменты школьной действительности, но ребенок, в первую очередь выделяет не учебные аспекты этой действительности, а социальные.

Целесообразно остановиться на основных критериях отбора учебного материала и организации деятельности учащихся в начальной школе:

· уделять особое внимание формированию навыков, обеспечивающих работу с информацией (чтение, письмо, простейшие навыки работы на компьютере);

· формировать способность к самоорганизации деятельности по решению учебных и жизненных задач (строить последовательность собственных действий; проверять соответствие результата условиям задания; планировать собственное время и др.);

· на первый план должны выходить не результаты, ответственность за которые ложится на самого обучающегося, а требования к организации обучения;

· учитывать возрастные возможности, как физические – по объему и качеству изучаемого материала, так и психические – по типу деятельности, которую выполняет ребенок в процессе обучения;

· осваивать обобщенные способы действий на материале различных общекультурных предметов, которые непосредственно окружают ребенка, и событий, в которых он может принять непосредственное участие.

Обучение и воспитание младших школьников направлено, в первую очередь, на развитие мышлениякакпроцесса отражения действительности, высшей формы познавательной и преобразующей активности человека.

Развитие творческого мышления ребенка происходит в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Чем младше ребенок, тем выше темпы его развития. И этот потенциал необходимо использовать именно в начальной школе.

Кроме того, для младших школьников характерны открытая эмоциональность, непосредственность восприятия окружающего мира, склонность к фантазированию. Достаточно рано современные дети проявляют также интеллектуальную активность, интерес к одной или нескольким областям знаний, потребность попробовать свои силы в различных видах деятельности, соревнованиях со сверстниками.

Одним из перспективных методов, способствующих решению задач, стоящих перед начальной школой, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Однако нельзя не согласиться с К.Н. Поливановой в том, что в начальной школе возникают лишь «островки» проектирования. Они способствуют смягчению жесткой фиксации на учителе, поддерживают учебную инициативу детей, учат их деловому сотрудничеству друг с другом.

Особо следует сказать об активной проектной деятельности педагогов начальной школы, участниками которой становятся учащиеся.

Педагогами разрабатываются образовательные проекты, направленные на вовлечение учащихся в различные виды деятельности. В проектной деятельности педагогов начальной школы особое внимание уделяется ряду факторов.

§ Проектная деятельность начинается на ступени предшкольного образования и ориентирована на работу с родителями будущих первоклассников и детьми старшего дошкольного возраста.

§ Образовательное проектирование направлено на социализацию детей, формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций, безопасных социальных моделей поведения в реальной социокультурной ситуации.

§ Развитие личности школьников осуществляется через учебно-познавательную деятельность, характеризующуюся разнообразием видов уроков, внеклассную работу и организацию различных форм общения детей со взрослыми и
сверстниками.

§ На ступени начальной школы развиваются те виды проектной деятельности, которые вызывают наибольший интерес и активность учащихся: игровые, творческие, прикладные, информационные и др.

§ В проектировании широко используются различные формы работы с родителями.

Наши рекомендации